Получи документы

Воспитательная деятельность для формирования и развития личности обучающегося

Светлана Наумкина
Воспитательная деятельность для формирования и развития личности обучающегося
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на педсовете

Роль компетентностного, личностно-ориентированного,

деятельностного, культурологического

подходов в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д. Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.

Публикация «Воспитательная деятельность для формирования и развития личности обучающегося» размещена в разделах

Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающеговсе значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.

Успешность и результативность патриотического воспитания во многом зависит от профессионально-личностных особенностей деятельности педагогов в области патриотического воспитания, эмоциональной отзывчивости, нравственной чуткости, творческого стиля мышления, находчивости, способность к эмпатии, ориентации на интересы и запросы молодых людей.

Профессиональная педагогическая компетентность педагога в области гражданско-патриотического воспитания рассматривается нами как способность создавать условия для духовно-нравственного становления детей и молодежи, формирования ценностей патриотизма и гражданственности, готовности личного участия в судьбе своей страны, своего отечества.

В гражданском воспитании могут использоваться различные подходы : компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический и т. д. Каждый из них акцентирует тот или иной аспект гражданского воспитания.

Компетентностный подход

Компетенция – индивидуальное свойство личности, позволяющее продуктивно решать жизненные задачи в определенной сфере деятельности.

Главное в компетенции – не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное знание или умение в нужный момент.

Компетентность – это способность и готовность человека продуктивно решать широкий круг задач в какой либо отдельной области.

Введение компетентностного подхода в воспитательный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении воспитательного процесса, и в практике работы педагога.

Личностно- ориентированный подход

Личностно-ориентированный подход отличается от традиционного тем, что

ребенок не просто "заполняется" информацией (знаниями, но еще приобретает умения и навыки в практическом и психологическом плане, исходя из собственных личностных качеств и природных способностей. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно,

означает становление субъектно-объектных отношений. Внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитание позволяет создавать условия для самореализации обучающихся, развития способности адаптироваться к условиям новой жизни.

Деятельностный подход

Всякое учение деятельность. Деятельностный подход это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности детей.

Принципиально важные характеристики деятельностного подхода, которые должны учитываться в практической деятельности :

1) интегративность: деятельностный подход основывается на взаимодействии положений педагогических дисциплин (психологии, дидактики, предметной методики) и методологии базовой науки;

2) системность: деятельностный подход осуществляется на всех этапах учебного процесса при целеполагании, планировании и организации учебных занятий, проверке и оценке достиженийобучающихся;

3) диалогпедагога и ребё нка: чем более самостоятельно работают обучающиеся, тем более внимательным и гибким должно быть наблюдение педагога за учебным процессом. Очевидно, что в данном случае принятый некогда термин «управление учением» не очень подходит. Скорее стоит говорить о продуманном педагогическом обеспечении, сопровождении самостоятельной деятельности обучающихся.

Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и

молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение в России ещё с начала XX века.

Культурологический подход

Начиная с дошкольного возраста и на протяжении всего школьного обучения, процесс освоения мировой культуры обладает огромным потенциалом в преодолении духовно – нравственных проблем воспитания. именно этот период является наиболее значимым для приобщения детей к культуре своего народа, своей страны. В этот период их чувства отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребёнка и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребостей, выражают отношение ребёнка к окружающему миру.

Проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности учащихся.

Сегодня мы понимаем определение патриотического воспитания как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Воспитание молодежи в современном обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.

Духовность человека заключается в любящем отношении к другому человеку, в приоритетности чужих интересов над собственными. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта. Моральные качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части, остаются в нем на всю жизнь.

В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Чтобы воспитать информированных, думающих о сообществе граждан, не достаточно только говорить о демократических идеях, нужно дать им возможность познакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнего… поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.

Сегодня в системе образования РФ сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы. Чтобы воспитать информированных, думающих о сообществе граждан, не достаточно только говорить о демократических идеях, нужно дать им возможность познакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнего… Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример. И этот пример должен исходить от нас взрослых.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

«Творчество, как один из показателей развития личности».«Творчество, как один из показателей развития личности». «Творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности». (А. Н. Леонтьев) Открытие.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности Как эмоционально чувствует себя малыш в детском саду и дома – это очень важно, так как от этого зависит его личностное развитие. Взрослому.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Учебно-воспитательная деятельность «Мы-космонавты» (фотоотчёт)Учебно-воспитательная деятельность «Мы-космонавты» (фотоотчёт) Ко Дню Космонавтики, мы с ребятами решили тоже полететь в космос. Ну, хотя бы понарошку. Мы серьёзно подготовились: сфотографировались,.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитательная деятельность для формирования и развития личности обучающегося
Опубликовано: 19 октября 2021 в 16:59
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитательная деятельность для формирования и развития личности обучающегося» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Наумкина (УИ 125075) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД