Татьяна Зайцева
Выступление на педсовете «Ознакомление детей с понятием время». Методика и практика
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с понятием время
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря,
ежеминутно, глядя на часы.
Во времени живёт и ребёнок, поэтому программой в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.
Публикация «Выступление на педсовете „Ознакомление детей с понятием время“, Методика и практика» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2018
Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведённое время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Ученики первого класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, всё успевать.
Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребёнку школа, его надо готовить ещё в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени-умение определять и чувствовать определённые отрезки времени.
Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются: 1. Знание временных эталонов (обобщённое представление о них). Для этого чтобы ребёнок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научится пользоваться часами.
2. Переживание- чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определённых временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяжённость времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т. е. выбирать объём работы соответственно отведённому на неё времени.
3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.
У детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада начинаем развивать чувство времени сначала на интервалы в 1,3,5, и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей. 1-минута-та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3,5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. «Через минуту», «Сию минуту», «Подождите минуту»,-подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале у них далеко не адекватны. Поэтому мы начинаем работу с восприятия детьми минутного интервала, а затем перешли к усвоению других интервалов.
Организация и методика работы были следующие:
-знакомили детей с длительностью 1,3,5, и 10 минут, при этом использовали секундомер, песочные часы для восприятия детьми длительности указанных интервалов.
Например: выложить из счётных палочек какие-либо узоры в течение 1 минуты, следя за одноминутными песочными часами, когда весь песок пересыплется, сразу следует прекратить работу, таким же образом убирая палочки.
-обеспечивали переживание длительности этих интервалов в разных видах деятельности. Например: разрезать бумагу на полоски, а потом сосчитать, кто сколько полосок разрезал.
-учили детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут, для чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп её выполнения. Например: одеть куклу за минуту и рассказать, сколько вещей успели надеть на куклу, сравнить, что быстрее делать одевать или раздевать куклу.
Работа проводится по-этапам.
На 1-м этапе учили определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (задание сделать что-то за 1 минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам, это обеспечивает накопление опыта у детей в использовании мерки.
На 2-м этапе учили оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности.
На 3-м этапе учили предварительно планировать объём деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности.
Вся эта работа проводится на занятиях.
Таким образом, применяемые нами методы и приемы работы по формированию у дошкольников временных отношений, затронули все образовательные области. К концу дошкольного возраста дети отличались широтой кругозора, интересно и с увлечением делись впечатлениями, знаниями и умениями со сверстниками и взрослыми.
Методики развития временных отношений подробно описана в работе
Т. Д. Рихтермана. У Т. Д. Рихтермана подробно описана методика развития чувства временных процессов для старших и подготовительных групп (Рихтерманн, 1982, Формирование., 1988).
Практическая часть.
Уважаемые педагоги, переходим ко второй части.
Вам нужно разбиться на команды по три человека:
1-й команде придумать игровые приёмы или упражнения на закрепление знаний о времени на 1минуту;
2-й команде придумать игровые приёмы или упражнения на закрепление знаний о времени на 3 минуты;
3-й команде придумать игровые приёмы или упражнения на закрепление знаний о времени на 5 минут.
Дошкольное детство — главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. И только лишь, в соответствующих возрасту видах деятельности, а таковыми являются игры, и строится данное сотрудничество. Работа по ознакомлению детей со временем, предполагает строить образовательную деятельность по ФГОС, используя все образовательные области, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребенка.