Лучший педагог года

Экологическое воспитание дошкольников

Олеся Гришанова
Экологическое воспитание дошкольников

Выступление на педсовете «Экологическое воспитание дошкольников»

Человек и природа… Творчество философов, поэтов и художников у всех народов и во все времена было посвящено этой вечной теме. Но в наши дни эта тема стоит наиболее остро. Угроза экологического кризиса, а возможно и катастрофы нависла над человечеством. Жизненно необходимой стала проблема экологизации деятельности человека, как материальной, так и духовной. Ведь это является важным условием сохранения нашего общего дома – Земли.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников включает в себя несколько направлений. С точки зрения нравственного воспитания – это гуманное отношение к природе. В части интеллектуального развития – формирование системы экологических чувств, знаний и представлений. Так же, экологическое воспитание включает в себя и развитие эстетических чувств, таких как способность, видеть и чувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание её сохранять. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, помогает сформировать у них бережное и заботливое отношение к окружающему миру.

В условиях дошкольного учреждения все составляющие такого комплексного подхода, существуют взаимосвязано. Ведь гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим и уникален, что он нуждается в нашей заботе. Закрепление такого отношения происходит в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

Для успешности воспитания бережного отношения к природе, необходимо создавать среду, в которой взрослые могли бы личным примером демонстрировать детям правильное отношение к природе, проявляли активность, участвуя вместе с детьми в природоохранной деятельности.

На сформированность гуманного отношения к природе и его осознанность указывают следующие несколько критериев.

Во-первых, это понимание необходимости беречь природу. Оно основано на её практической и нравственно-эстетической значимости для человека.

Во-вторых, это овладение нормами поведения в природном окружении. А так же соблюдение этих норм в практической деятельности.

В-третьих, проявление активного отношения к природным объектам. Умение оценивать как свои действия, так и действия других людей по отношению к природе. Выражение действенной заботы о ней.

Таким образом, так как в основе отношений человека к окружающему миру, к природе лежат осознание ценности жизни во всех её проявлениях, стремление защищать и оберегать природу, то экологическое воспитание подразумевает, прежде всего, воспитание нравственное, предполагает формирование гуманных чувств.

В процессе формирования гуманного отношения к природе, воспитатель должен ориентироваться на следующее: очень важно сформировать в ребенке понимание того, что человек и природа единое целое. Заботясь о природе – мы заботимся о человеке, о его будущем. И если что-то наносит вред природе, то это же наносит вред и человеку. Поэтому и является безнравственным разрушение общего для нас для всех Дома.

В. Сухомлинский говорил, что «войти в жизнь другого живого существа изнутри, почувствовать чужую боль как свою…» ребенку дошкольного возраста помогают его возрастные особенности, такие как эмоциональная отзывчивость и впечатлительность, которые заставляют сострадать и сопереживать. Учитывая именно это, мы можем формировать у детей действительно гуманное отношение к природе.

Действенное отношение к природе определяют чувства сострадания и сопереживания. Они выражаются в готовности проявлять заботу о нуждающихся в этом, в защите тех, кого обижают, в желании помочь тем, кто попал в беду, в том числе и животным и растениям. Деятельное отношение способствует овладеванию навыками и умениями заботы и уходу за домашними животными, зимующими птицами, комнатными растениями и т. д.

Наряду с этим, умение сопереживать и сочувствовать способствует постепенному формированию эмоционального запрета на действия, которые могут причинить боль и страдание живому.

Поэтому является очень важной возможность показать ребенку, что по отношению к природе он выступает с более сильной стороны и поэтому должен ей покровительствовать, должен её беречь и заботиться о ней. Так же ребенок должен научиться видить действия других людей, как своих сверстников, так и взрослых, давать им нравственную оценку и, по возможности противодействовать антигуманным и безнравственным поступкам.

Необходимо всегда помнить, что часто невнимательное, порой и жестокое отношение детей к природе, можно объяснить отсутствием у них нужных знаний. Поэтому воспитание сострадания и сопереживания должно происходить в единстве с формированием доступных детям дошкольного возраста экологических знаний. Система экологических знаний детей дошкольного возраста включает в себя:

— представление о природных объектах, таких как растения и животные, как об уникальных и неповторимых живых существах, об их нуждах и потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

— понимание взаимной связи между всеми живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям их существования;

— осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и в то же время каждый из них имеет свою экологическую пищу, и все они могу существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего в дошкольных учреждениях следует создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (например, воспитатель вместе с детьми может озеленить уголок природы, заботиться о его обитателях, разбить цветник и т. д., что, естественно, зависит от возможностей конкретного дошкольного учреждения.). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Формирование осознания эстетической ценности природных объектов, их красоты и эстетики, поддерживает и укрепляет деятельное гуманное отношение к природе. Поэтому, одним из условий экологического воспитания является воспитание эстетических чувств.

Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой (экскурсии в лес, на реку, прогулки и т. д.) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы (проводить тематические прогулки, например, «Еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют», «Как молоком облитые стоят сады вишневые» и т. д., учить наблюдать за состоянием растений, поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни («Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?»), осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом ( многие дети считают: то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится, потому что он пушистый, а еж не нравится – он колючий) характер.

Несомненная ценность прогулок и экскурсий состоит в том, что дети не только учатся видеть красоту окружающего мира, но и то, что в это время они приобретают навыки культурного поведения в природной среде. Они знакомятся с типичными для данного региона растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем) так и созданной человеком (огород, парк, сад, сквер). Дети учатся беречь природу, начинают осознавать то, что действительно требуется для растений и животных.

Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников 5–7 лет Тема по самообразованию. "Экологическое воспитание дошкольников 5 - 7 лет". Исполнитель: воспитатель гр. №6 Соловьёва В. А. г. Москва.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» В сегодняшней жизни важной задачей общества является формирование экологической культуры.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников» «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» В. А. Сухомлинский.

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников Экологическое воспитание дошкольников. Одной из насущных задач, которую ставит перед обществом современный мир — это экологическое воспитание.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Детьми.

Экологическое воспитание дошкольников «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Экологическое воспитание дошкольников Педагогическая статья «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека.

Экологическое воспитание старших дошкольников Введение В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 21:27
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД