Папки-передвижки

Экологическое воспитание дошкольников 5–7 лет

Вера Соловьёва
Экологическое воспитание дошкольников 5–7 лет

Тема по самообразованию.

"Экологическое воспитание дошкольников 5 - 7 лет".

Исполнитель: воспитатель гр. №6

Соловьёва В. А.

г. Москва 2018г.

В настоящее время в дошкольных учреждениях создаются оптимальные условия для экологического образования детей, т. к. основы мировоззрения, базовые личностные качества ребёнка формируются именно в этот период, а в дальнейшем лишь развиваются.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников 5–7 лет» размещена в разделах

Во многих дошкольных учреждениях процесс экологического воспитания детей стал строиться на основе интеграции. Ряд авторов учебников, в частности Н. Ф. Виноградова "Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста", подчёркивают необходимость интегрированного подхода к естественнонаучному экологическому образованию детей. Так же в дошкольных учреждениях начинает внедряться и личностно-ориентированная педагогика, педагогика сотрудничества, диалога.

В дошкольных учреждениях, занимающихся экологическим образованием, слово "экология" дети воспринимают положительно: для них это, прежде всего, интересные игры, наблюдения, открытие тайн природы, общение с животными. Только в детском саду есть возможность в течение дня возвращаться к теме экологии в различных вариантах — в виде игры, наблюдений и т. д., индивидуальной работы с ребёнком. Именно в детском саду дети могут обсуждать воспитателем сегодняшние события: распустившийся цветок, красивую бабочку, поведение животных, птиц, насекомых и т. д. У дошкольников появляется больше возможностей для самостоятельных игр, экспериментирования.

Специалисты выделяют в развитии человека ряд возрастов, каждый из которых представляет качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие личности ребёнка. Л. С. Выготский рассматривал возраст как определённую эпоху или ступень развития. Крайне важным является утверждение, что при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, перестраивается и изменяется сам ход событий.

Экологическое образование дошкольников может начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение, т. е. с 2 - 3 лет. Для этого существует программа Ж. Л. Васякиной "Паутинка", рассчитанная на детей, начиная с 2 лет. Однако в содержании и методике экологического образования детей младшего и старшего дошкольного возраста существуют значительные различия в психологических возможностях детей.

Именно по отношению к детям 5 - 7 лет можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. Дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. В 5 – 7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по определению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определённые суждения, появляется способность к логическому мышлению.

Исследования С. Н. Николаевой показали, что дети 5 — 7 лет характеризуются особенно большими возможностями познания разнообразных зависимостей природы.

В работах И. А. Хайдуровой и 3. П. Плохий отмечается, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей внутри сообщества животных и растений, т. е. у них уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы.

Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебно-познавательной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познавания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний. К знаниям старших детей предъявляются новые требования, что выражается в необходимости освоить существование связи в области общественной жизни и явлений природы; обобщения типа:

1) дикие и домашние животные;

2) домашние и дикие (перелетные) птицы;

3) объединения предметов и явлений на основе существенных признаков и связей.

У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные способности.

Ещё одним важным, с точки зрения экологического образования, качеством ребёнка является анимизм. Для дошкольников характерно восприятие природных объектов "на равных” — животные, насекомые, растения могут думать, чувствовать, общаться. По мнению ребёнка, они неравнодушны к людям, подчиняются нашим желаниям, что все объекты природы, все явления существуют для человека, создают нам счастливую и удобную жизнь. Но этот подход не означает, что ребёнок не может сочувствовать какому-либо живому существу. Исследования, в частности, апробация многих игр-перевоплощений, направлены на возникновение у ребёнка доброго отношения к животным и растениям. Так восприятие ребёнком животных и растений "на равных" используется в сказках—играх и других элементах фольклора.

Г. А. Ягодин отмечает: "…многие нормы поведения закладываются в человеке в самом раннем детстве…". Именно в этом возрасте постигается огромность и целостность природы, закладываются понятия "можно" и "нельзя", формируются понятия "защитника". Таковы психологические аспекты работы с детьми дошкольного возраста.

Но, кроме этого, существуют и научные позиции. Ведущий отечественный эколог Н. Ф. Реймерс сформировал определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии могут служить научной основой для построения экологической методики воспитания дошкольников.

В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Самым подходящим является раздел аутоэкологии — взаимосвязь животного со средой обитания. Следующее и первое важное понятие биоэкологи - аутэкологии –морфофункциональная приспособленность (адаптация) животного к среде обитания: субстрат (твёрдая основа: почва, дерево, камни и т. д., вода, воздух, пища, определённые температурные условия и др., какими свойствами они обладают. Названные понятия выражают главную экологическую идею: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни.

Второй раздел биоэкологии — демэкология. По определению Н. Ф. Реймерса: "Каждая популяция имеет сложную структуру и свою эволюционную судьбу". Каждая популяция имеет сложную структуру (по полу, возрасту, пространственным и близкородственным объединениям особей) и свою эволюционную судьбу. Но этот раздел недостаточно исследован, т. к. с дошкольниками невозможно наглядно проследить жизнь какой-либо популяции из-за ограниченных возможностей дошкольного учреждения.

Третий раздел биоэкологии - синэкосистема рассматривает жизнь животных и растений в обществе. Главное понятие синэкологии - экосистема, определяется Н. Ф. Реймерсом как "сообщество живых существ и его среда обитания, объединённые в единое функциональное целое. "

Ещё одним понятием в экосистеме является цепь питания, которое обозначает пищевую взаимосвязь представителей экосистемы где происходит биологический круговорот (энергии и вещества).

Таким образом, названные понятия биоэкологии адаптированные к уровню познавательных возможностей детей дошкольного возраста, составляют основу новой методики — экологического воспитания дошкольников. В этой методике можно выделить три области закономерных явлений:

1. Закономерность морфофункциональной приспособленности животных и растений к среде обитания.

2. Внешнее приспособительное сходство живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся на генетическом родстве.

3. Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития.

Итак, целый ряд понятий биоэклогии служат научной основой содержания методики эологического воспитания дошкольников.

Существующие экологические программы для ДОУ содержат материал, который ориентирует детей на гуманное отношение к живым существам, формируют навыки ухода за обитателями живого уголка. И одна из них -"Юный эколог". В данной программе представлено шесть разделов: первый раздел - элементарные сведения о мироздании, природе Земли и её значении в жизни животных и растений; второй и третий раскрывают взаимосвязь животных и растений со средой обитания; четвёртый раздел прослеживает рост и развитие отдельных видов растений и высших животных; пятый раздел — взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать; шестой раздел — взаимодействия человека с природой.

Данная программа может быть использована любым ДОУ, которое уделяет особое внимание экологическому воспитанию детей.

В рамках данной программы одним из методов экологического воспитания детей являются игры. В жизни детей дошкольного возраста игра - это ведущая эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем настроении, активен, доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с животными и растениями. Поэтому первый момент (игра и ознакомление с природой) заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия "природного" содержания. Второй момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом усвоения знаний о природе с помощью игры, вызывающей переживания и не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.

Одной из таких игр является игра: "Живая и неживая природа".

Ход игры: Игра проводится в спортивном или игровом секторе группы.

Воспитатель собирает детей и называет объекты живой природы, а дети начинают двигаться и изображать названное животное, назван неживой объект — дети стоят на месте. Во время игры необходимо предложить детям назвать как можно больше объектов живой и неживой природы:

1. Воспитатель по очереди называет разные объекты. Если объект относится к живой природе, то дети поднимают руки, если нет — не двигаются.

2. Игра с мячом проводится по аналогии с игрой "съедобное-несъедобное".

Воспитатель называет объекты живой и неживой природы и бросает детям по очереди мяч. Если названо живое существо, ребёнок ловит мяч, если неживое — бросает.

3. Игра "Угадай, что в мешочке". Раздать детям непрозрачные мешочки, в которых лежат камешки, шишки, сухие веточки, травинка и т. д. Предложить каждому ребёнку на ощупь определить, что лежит в мешочке и определить отношение данного объекта к живой и неживой природе.

Игра: "Кто где живёт".

Ход игры: На ковре путаница — животные рассажены не по местам своего обитания. В гости к детям пришёл Незнайка. Он утверждает, что всё сделано правильно. Детям необходимо доказать Незнайка, что, например, белый медведь живёт на Севере, а не в лесу, что заяц не может залезть на дерево, а рыбы — летать по небу и т. д. Игру можно закончить физкультминуткой.

Воспитатель читает стишок:

Медвежата в чаще жили

Головой она крутили,

Вот так, вот так головой она крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимал и,

Вот так, вот так, кверху лапы поднимали.

(Дети изображают медвежат.)

Используемая литература.

1. С. Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников", М., "АСАDЕМА”, 1999г.

2. С. Н. Николаева "Юный эколог", М., "Мозаика - Синтез", 1999 г.

3. Н. А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду"// "Истоки”, М, издательский Дом ”Карапуз", 2001 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» В сегодняшней жизни важной задачей общества является формирование экологической культуры.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников-это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на.

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников Экологическое воспитание дошкольников. Одной из насущных задач, которую ставит перед обществом современный мир — это экологическое воспитание.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Детьми.

Экологическое воспитание дошкольников «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Экологическое воспитание дошкольников Педагогическая статья «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека.

Экологическое воспитание младших дошкольников Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении следует с момента прихода детей в ясельную или первую младшую. Главным обстоятельством.

Экологическое воспитание старших дошкольников Введение В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников 5–7 лет
Опубликовано: 22 октября 2018 в 12:23
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД