Приложение МААМ

Выступление на родительском собрании в 1 классе «Как помочь ребенку при обучении грамоте»

Оксана Хатинская
Выступление на родительском собрании в 1 классе «Как помочь ребенку при обучении грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Как происходит процесс написания буквы?

При начальном знакомстве ребенка с буквами у него складываются ассоциативные связи между звуком и соответствующим ему знаком. Ребенок должен осознать звук (работа слухового анализатора, вспомнить соответствующий зрительный образ (морфему, разложить его на элементы, соотнести их между собой в пространстве и во времени, т. е определить, какой находится выше (ниже, левее (правее) и в какой последовательности следует их воспроизводить (работа зрительно- пространственного анализатора). Соответствующие команды из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и рука выводит букву (работа двигательного анализатора).

Публикация «Выступление на родительском собрании в 1 классе „Как помочь ребенку при обучении грамоте“» размещена в разделах

Я сказала это затем, чтобы вам было понятно, какой сложный процесс происходит в голове ребенка, чтобы правильно написать каждую буковку.

И нам с вами надо помочь детям в овладении этим сложным процессом.

И так, как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы!

Чтобы помочь ребенку легче запоминать букву, рекомендуются следующие приемы:

1. Взрослый пишет «трудную» букву большого размера( 5-6 см, ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная. (приложение 1)

2. Лепка ребенком буквы из пластилина

3. Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованным взрослым

4. «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет» написать» букву в воздухе- и ребенок мгновенно вспомнит ее)

5. Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие-то сравнения взрослых, да еще в стихотворной форме.

6. Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона. Реконструирование букв, то есть как бы» переделка» одной буквы в другую. (приложение 2)

7. «Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов. (приложение 3)

8. Нахождение» спрятавшихся» букв в так называемых» совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв» спряталось» в каждой фигуре. (приложение 4)

9. Письмо буквы по контуру, нарисованным взрослым.

10. Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым. (приложение №5)

11. Обводка буквы, изготовленный из наждачной бумаги.

На заключительном этапе работы можно перейти наконец, к письменным упражнениям. Больше 2 минут писать нельзя для первоклассников это большая нагрузка, поэтому нужно делать перерыв.

У первоклассников часто встречается зеркальное написание букв. Особенно это свойственно детям, у которых ведущей является левая рука, но которых» переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а иногда и строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

1. Начинать надо с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки.

2. Учим ребенка ориентироваться в собственном теле, т. е воспитывать у него умения безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу и т. д.

3. Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой стороны. Ребенку задаются многочисленные вопросы о местонахождении различных предметов. Например: где от окна находится стол- справа или слева?

4. Работа с рисунком, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы (приложение №6).

- В каждой паре букв показать правильно написанную букву.

- Рассказать как можно «переделать» зеркальную букву в правильную.

- Тонким карандашным штрихом (который можно легче стереть) зачеркнуть все зеркально написанные буквы.

- Перевести оставшиеся не зачеркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный.

После этого можно переходить к письменным заданиям.

- Письмо под диктовку отдельных букв, затем слогов и слов с этими буквами.

Основной принцип работы всех письменных упражнений состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные.

Еще хочу посоветовать такой эффективный прием работы с буквами как» корректурная проба».

Психологи утверждают, что если использовать этот прием каждый день- в дальнейшем грамотность ребенка значительно улучшается. Суть приема заключается в следующем: даете ребенку небольшой текст (газету, журнал) и предлагаете ему в течение двух минут вычеркивать, например, букву Б. Завтра- букву Ж и т. д (текст меняете)

Успехов нам в деле приобщения ребенка к грамоте!

Публикации по теме:

«Методические рекомендации по обучению грамоте: знакомство с буквами у детей с ФФН подготовительного возраста». При знакомстве детей с буквой надо исключить смещение понятий звука и буквы. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Звук можно только.

Профилактика дисграфии у детей подготовительной к школе группы Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому считаю, что во всех логопедических занятиях с детьми по устранению недостатков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на родительском собрании в 1 классе «Как помочь ребенку при обучении грамоте»
Опубликовано: 20 февраля 2015 в 18:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на родительском собрании в 1 классе «Как помочь ребенку при обучении грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Хатинская (УИ 315174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД