Оксана Хатинская
Выступление на родительском собрании в 1 классе «Как помочь ребенку при обучении грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Как происходит процесс написания буквы?
При начальном знакомстве ребенка с буквами у него складываются ассоциативные связи между звуком и соответствующим ему знаком. Ребенок должен осознать звук (работа слухового анализатора, вспомнить соответствующий зрительный образ (морфему, разложить его на элементы, соотнести их между собой в пространстве и во времени, т. е определить, какой находится выше (ниже, левее (правее) и в какой последовательности следует их воспроизводить (работа зрительно- пространственного анализатора). Соответствующие команды из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и рука выводит букву (работа двигательного анализатора).
Публикация «Выступление на родительском собрании в 1 классе „Как помочь ребенку при обучении грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Я сказала это затем, чтобы вам было понятно, какой сложный процесс происходит в голове ребенка, чтобы правильно написать каждую буковку.
И нам с вами надо помочь детям в овладении этим сложным процессом.
И так, как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы!
Чтобы помочь ребенку легче запоминать букву, рекомендуются следующие приемы:
1. Взрослый пишет «трудную» букву большого размера( 5-6 см, ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная. (приложение 1)
2. Лепка ребенком буквы из пластилина
3. Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованным взрослым
4. «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет» написать» букву в воздухе- и ребенок мгновенно вспомнит ее)
5. Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие-то сравнения взрослых, да еще в стихотворной форме.
6. Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона. Реконструирование букв, то есть как бы» переделка» одной буквы в другую. (приложение 2)
7. «Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов. (приложение 3)
8. Нахождение» спрятавшихся» букв в так называемых» совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв» спряталось» в каждой фигуре. (приложение 4)
9. Письмо буквы по контуру, нарисованным взрослым.
10. Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым. (приложение №5)
11. Обводка буквы, изготовленный из наждачной бумаги.
На заключительном этапе работы можно перейти наконец, к письменным упражнениям. Больше 2 минут писать нельзя для первоклассников это большая нагрузка, поэтому нужно делать перерыв.
У первоклассников часто встречается зеркальное написание букв. Особенно это свойственно детям, у которых ведущей является левая рука, но которых» переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а иногда и строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
1. Начинать надо с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки.
2. Учим ребенка ориентироваться в собственном теле, т. е воспитывать у него умения безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу и т. д.
3. Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой стороны. Ребенку задаются многочисленные вопросы о местонахождении различных предметов. Например: где от окна находится стол- справа или слева?
4. Работа с рисунком, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы (приложение №6).
- В каждой паре букв показать правильно написанную букву.
- Рассказать как можно «переделать» зеркальную букву в правильную.
- Тонким карандашным штрихом (который можно легче стереть) зачеркнуть все зеркально написанные буквы.
- Перевести оставшиеся не зачеркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный.
После этого можно переходить к письменным заданиям.
- Письмо под диктовку отдельных букв, затем слогов и слов с этими буквами.
Основной принцип работы всех письменных упражнений состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные.
Еще хочу посоветовать такой эффективный прием работы с буквами как» корректурная проба».
Психологи утверждают, что если использовать этот прием каждый день- в дальнейшем грамотность ребенка значительно улучшается. Суть приема заключается в следующем: даете ребенку небольшой текст (газету, журнал) и предлагаете ему в течение двух минут вычеркивать, например, букву Б. Завтра- букву Ж и т. д (текст меняете)
Успехов нам в деле приобщения ребенка к грамоте!