Елена Лобынцева
«Методические рекомендации по обучению грамоте: знакомство с буквами у детей с ФФН подготовительного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
При знакомстве детей с буквой надо исключить смещение понятий звука и буквы. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Звук можно только произнести и услышать. Букву можно увидеть, прочитать и написать. Понятия “звук” и “буква” на первый взгляд весьма простые. И дети обычно бывают искренне убеждены в том, что они хорошо представляют себе эти понятия, в то время как на самом деле они не различают в своем сознании представления о звуке и букве, смешивают их, принимают графический язык за язык произносительный. А подобное смешение звука и буквы недопустимо.
Публикация «„Методические рекомендации по обучению грамоте: знакомство с буквами у детей с ФФН подготовительного возраста“,» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2015
Знакомство с буквами идет по следующему плану, который можно менять.
1. выделение звука из слова.
2. знакомство с печатной буквой.
3. стихотворное описание буквы. Например: «Буква «У» - два длинных ушка. «З» - простая завитушка. «О» - как обруч, захочу – по дороге покачу!»
4. сопоставление печатной буквы с рисунком, запоминание характерных особенностей буквы.
5. игры на узнавание буквы :
- нахождение буквы по образцу.
- нахождение буквы без образца.
6. работа детей с буквой (обведение буквы по трафарету, контуру,
вырезание буквы, печатание в тетради и т. д.).
При знакомстве с буквами мы придерживались следующих методических рекомендаций :
- звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы) и значительно ускоряет процесс навыка чтения;
- последовательность изучения звуков и букв проходит с учетом онтогенеза патогенеза их звучания;
- при знакомстве с буквой необходимо называть не ее «официальное» алфавитное название (эм, бэ, а тот звук, который эта буква обозначает;
- графические начертания букв изучаются только в их печатном варианте.
Игры и упражнения:
- «Необычный конструктор» (дети определяют элементы, необходимые для буквы);
- «Кто внимательнее» (дети определят буквы, которые состоят из одного элемента (О, С, двух элементов (У, Г, З, Р, трех элементов и т. д. ; буквы, которые смотрят прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т. д., вправо (Б, В, Г, Е и т. д., влево (З, Л, У, Ч и т. д., «открыты» (А, Б, Г ит. д., «закрыты» (В, О) и т. д.);
- «Угадай какая буква» (дети определяют букву по описанию);
- «Пальчиковая азбука» (дети изображают букву с помощью пальцев рук по методике Е. Н. Рыжанковой и В. А. Ракитиной).
Задания для развития зрительной памяти:
- запоминание нескольких разных или похожих предметов;
- рисование фигур, разных по форме и отличающихся пространственным расположением, по памяти;
- рисование фигур, похожих по форме и мало отличающихся расположением, по памяти.
Приемы, помогающие детям лучше запомнить зрительный образ букв (по И. Л. Калининой) :
- лепка из пластилина;
- выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
- вырезание из цветной бумаги;
- вычеркивание заданной буквы из текста;
- отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
- узнавание буквы на ощупь;
- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
- рисование букв в воздухе