Приложение МААМ

«Методические рекомендации по обучению грамоте: знакомство с буквами у детей с ФФН подготовительного возраста».

Елена Лобынцева
«Методические рекомендации по обучению грамоте: знакомство с буквами у детей с ФФН подготовительного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы

При знакомстве детей с буквой надо исключить смещение понятий звука и буквы. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Звук можно только произнести и услышать. Букву можно увидеть, прочитать и написать. Понятия “звук” и “буква” на первый взгляд весьма простые. И дети обычно бывают искренне убеждены в том, что они хорошо представляют себе эти понятия, в то время как на самом деле они не различают в своем сознании представления о звуке и букве, смешивают их, принимают графический язык за язык произносительный. А подобное смешение звука и буквы недопустимо.

Публикация «„Методические рекомендации по обучению грамоте: знакомство с буквами у детей с ФФН подготовительного возраста“,» размещена в разделах

Знакомство с буквами идет по следующему плану, который можно менять.

1. выделение звука из слова.

2. знакомство с печатной буквой.

3. стихотворное описание буквы. Например: «Буква «У» - два длинных ушка. «З» - простая завитушка. «О» - как обруч, захочу – по дороге покачу!»

4. сопоставление печатной буквы с рисунком, запоминание характерных особенностей буквы.

5. игры на узнавание буквы :

- нахождение буквы по образцу.

- нахождение буквы без образца.

6. работа детей с буквой (обведение буквы по трафарету, контуру,

вырезание буквы, печатание в тетради и т. д.).

При знакомстве с буквами мы придерживались следующих методических рекомендаций :

- звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы) и значительно ускоряет процесс навыка чтения;

- последовательность изучения звуков и букв проходит с учетом онтогенеза патогенеза их звучания;

- при знакомстве с буквой необходимо называть не ее «официальное» алфавитное название (эм, бэ, а тот звук, который эта буква обозначает;

- графические начертания букв изучаются только в их печатном варианте.

Игры и упражнения:

- «Необычный конструктор» (дети определяют элементы, необходимые для буквы);

- «Кто внимательнее» (дети определят буквы, которые состоят из одного элемента (О, С, двух элементов (У, Г, З, Р, трех элементов и т. д. ; буквы, которые смотрят прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т. д., вправо (Б, В, Г, Е и т. д., влево (З, Л, У, Ч и т. д., «открыты» (А, Б, Г ит. д., «закрыты» (В, О) и т. д.);

- «Угадай какая буква» (дети определяют букву по описанию);

- «Пальчиковая азбука» (дети изображают букву с помощью пальцев рук по методике Е. Н. Рыжанковой и В. А. Ракитиной).

Задания для развития зрительной памяти:

- запоминание нескольких разных или похожих предметов;

- рисование фигур, разных по форме и отличающихся пространственным расположением, по памяти;

- рисование фигур, похожих по форме и мало отличающихся расположением, по памяти.

Приемы, помогающие детям лучше запомнить зрительный образ букв (по И. Л. Калининой) :

- лепка из пластилина;

- выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

- вырезание из цветной бумаги;

- вычеркивание заданной буквы из текста;

- отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

- узнавание буквы на ощупь;

- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

- рисование букв в воздухе

Публикации по теме:

Занятие кружка по чтению с использованием ИКТ «Звук и буква А» для детей 5–6 лет Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить со звуком «А» - гласным звуком.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Звук и буква А» Конспект фронтального занятия с детьми старшей группа Тема: Звук и буква А Цели занятия: - познакомить детей со звуком А - познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Методические рекомендации по обучению грамоте: знакомство с буквами у детей с ФФН подготовительного возраста».
Опубликовано: 17 января 2015 в 12:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Методические рекомендации по обучению грамоте: знакомство с буквами у детей с ФФН подготовительного возраста».» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лобынцева (УИ 230565) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД