Ольга Рыбакова
Выступление на семинаре «Знакомство дошкольников с русской народной песней»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство дошкольников с русской народной песней»
Слайд 1. Тема «Знакомство с русской народной песней»
Слайд2. Стих о русской песне
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Прилетели утки – уронили дудки.
Прилетели гуси – уронили гусли.
Публикация «Выступление на семинаре „Знакомство дошкольников с русской народной песней“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные песни
- Семинар, практикум
- Темочки
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились. (Серебряков)
Слайд3. Значение русской народной песни.
Одной из форм проявления патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре, в частности к народной песне. Приобщение детей к музыкальной культуре своего народа – это не только вопрос, связанный с развитием их музыкального вкуса, но и серьезная проблема формирования личности современного человека.
Воспитательное значение народной песни велико. Она становиться не только средством художественного воспитания детей, но и путем нравственного воспитания. В ней воспитывается любовь к родному краю, Родине, народу.
В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами, сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о жизни народа : его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе. Жизнь человека немыслима без песни.
Слайд 4. Задачи
Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому они удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.
Народная песня учит детей чувствовать красоту мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка,развивает воображение, обогащает словарный запас и познания окружающего мира, воспитывает любовь к Родине. Использование русских народных песен знакомит детей с обычаями и традициями, с прошлым нашей страны; расширяет кругозор; обогащает духовный мир ребенка; развивает голосовые данные и певческие умения; способствует развитию речи ребенка. У дошкольников расширяется представление о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа. Воспитывается устойчивый интерес к народному искусству.
Слайд 5. Жанры фольклора
Рождаясь, ребенок слышит колыбельные, пестушкиот своей матери; подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, и даже сами складывают их. Труд взрослого находит отражение в трудовых и обрядовых песнях. Лирические, величальные, песни-плачи сопровождают быт народа, его будни и праздники; царская солдатчина порождает рекрутские песни; бурные исторические и политические события рождают свои. Многожанровость русской народной песни дает большой простор для творческого применения этого материала в практике. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями:
- «Колыбельных песен», которые учат детей петь задушевно, ласково, с теплотой. Воспитывают любовь к матери.
- «Частушек. Лирических песен». Это песни с особенностями содержания, которые учат чувствовать и ценить юмор, колоритность исполнения.
- «Хороводные, обрядовые, игровые песни, танцы». Ведь хоровод - это жанр, в котором поэтико–музыкальное творчество тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Через хороводы дети знакомятся с традициями, бытом, трудом, а также красотой родной природы.
- «Детских песен. Колядок» Песни этого направления имеют игровой и импровизированный характер, доступный, весёлый, жизнерадостный ритм, и яркую, задорную мелодию.
Слайд 6-7. Поэзия пестования
Уже с младшего возраста мы знакомим детей с русской народной музыкой, используя детский песенный фольклор: колыбельные, пестушки, потешки. «где же, где же наши ручки?»; «ладушки-ладошки, звонкие хлопошки»; «где же наши ушки? слушают пестушки.». Под русские народные мелодии исполняем плясочки; учимся различать колыбельную и плясовую.
Слайд8.
В средней группе продолжаем различать характер народных песен; учим высказываться, обогащая словарь детей прилагательными и образными выражениями. Знакомим детей с разновидностями колыбельной песни.
Слайд9. Колыбельные.
Колыбельные – заговоры - пожелания сна и роста, счастья и достатка «спи по ночам, расти по часам». Колыбельные – обращения к животным и птицам с просьбой укачать ребенка «лю-ли, лю-ли, прилетайте гули»; «уж ты, котенька-коток, приди котик ночевать нашу детку покачать».
Колыбельные - сказки - с мифологическими персонажами «ходит Сон по лавочке в голубой рубашечке» «ты усни, Угомон тебя возьми».
Устрашающие колыбельные «придет серенький волчок и утащит за бочок». Колыбельные – подарки «бай качи, качи, качи в головах-то калачи, в ручках прянички, в ножках яблочки».
В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни «Кто у нас хороший», появляется новый жанр - игровая песня «Платочек». Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию, в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку. Усложняется и режиссура песни : может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.)
Слайд 10. Игровой детский фольклор.
В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («К нам гости пришли», «Шел козел дорогою»). Песни доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание)«Ворон»,
«Чики,чикалочки» «Бай качи» - упражнения для дыхания, по звукообразованию.
Слайд 11.
В старшей группе к перечисленному выше добавляется знакомство с календарными песнями : закличками «дождик лей, на меня и на людей»; «весна, весна красная, приди весна с радостью»; «морозушка-мороз, не тяни домой за нос», приговорками «божья коровочка, полети на облачко, принеси нам хлеба, плюшек, сушек, сладких ватрушек». колядками «уж я сяду на порог, дай лепешку и пирог» и потешным фольклором: прибаутками, небылицами «как у наших, у ворот муха песенки поет»; «я с комариком плясала». дразнилками «рева-корова дай молока».Именно в старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.
Слайд 12.
(Исполнение частушек в сопровождении музыкальных инструментов участников семинара.)
Слайд 13. Подготовительная группа
В подготовительной к школе группе происходит углубление знаний о разновидностях народных песен : хороводных, плясовых, колыбельных; знакомим с трудовыми песнями, обрядовыми календарными и обрядовыми семейно-бытовыми. Знакомство с песней происходит согласно народному календарю и соответствующими ему праздниками. В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как :
Слайд 14. Песенный фольклор
I) лирические:
1. «Пошла млада за водой».
2. «Ходила младёшенька по борочку».
3. «Уж, как я ль свою коровушку люблю».
4. «А я по лугу, а я по лугу».
5. «Со вьюном я хожу».
II) шутливо-комические:
1. «Комара женить мы будем».
3. «Во кузнице».
4. «Пошел козел по лесу».
III) строевые:
1. «Солдатушки браво ребятушки».
2. «Из-за леса из-за гор».
Также в работе с детьми используем современные авторские песни, написанные в народном стиле. (Песни детства.)
Народные «песни детства» представляют собой сложный комплекс:
1. это песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки, а также р. н. п песни с оранжировой русских и современных композиторов ;
2. песни, перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни) ;
3. песенки, сочинявшиеся самими детьми.
Они становятся ярким украшением праздников и являются связью между современностью и прошлым нашей страны.
Слайд 15. Направления и формы.
Русские народные песни применяем во всех видах музыкальной деятельности: слушаем, поем, подыгрываем на музыкальных инструментах, используем для сопровождения плясок и хороводов. Отдельные песни очень удобны для инсценировок, т. к. имеют сюжет, развивающийся на протяжении всего произведения. Некоторые песни используются как зачин к подвижным играм: «Ходит Васька беленький» «Со вьюном я хожу», «Как у наших у ворот».
Слайд16.
Русские песни становятся более понятными, доступными, когда их включают и в исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. В музыкально-ритмическую деятельность, в качестве танцевальных движениях. Музыка русских народных песен звучит на музыкальных занятиях при выполнении упражнений и движений в утренней гимнастике. Полученные знания используем на фольклорных развлечениях и праздниках.
Слайд 17.
Придавая большое воспитательное значение народной песне, мы должны: - бережно относится к мелодии и тексту народной песни, как к художественному целому, не допуская самовольных искажений - помочь детям правильно, чисто, выразительно исполнять её естественным детским голосом - развивать у детей интерес, любовь и вкус к подлинной народной песне, внести песню в детский быт, исполняя без инструментального сопровождения и по возможности связывая с движением.
Слайд 18- 19.
Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте. Народные песни связаны с различными сторонами жизни народа. В них передаются его мечты, раздумья и надежды, которые воплотились в художественных образах русских народных песен. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости за Родину, Отчизну.
Слайд 20.
Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи, родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!