Выступление на семинаре «Знакомство дошкольников с русской народной песней»

Ольга Рыбакова
Выступление на семинаре «Знакомство дошкольников с русской народной песней»

«Знакомство дошкольников с русской народной песней»

Слайд 1. Тема «Знакомство с русской народной песней»

Слайд2. Стих о русской песне

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Прилетели утки – уронили дудки.

Прилетели гуси – уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней на Руси родились. (Серебряков)

Слайд3. Значение русской народной песни.

Одной из форм проявления патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре, в частности к народной песне. Приобщение детей к музыкальной культуре своего народа – это не только вопрос, связанный с развитием их музыкального вкуса, но и серьезная проблема формирования личности современного человека.

Воспитательное значение народной песни велико. Она становиться не только средством художественного воспитания детей, но и путем нравственного воспитания. В ней воспитывается любовь к родному краю, Родине, народу.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами, сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русскогонационального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе. Жизнь человека немыслима без песни.

Слайд 4. Задачи

Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому они удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.

Народная песня учит детей чувствовать красоту мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка,развивает воображение, обогащает словарный запас и познания окружающего мира, воспитывает любовь к Родине. Использование русских народных песен знакомит детей с обычаями и традициями, с прошлым нашей страны; расширяет кругозор; обогащает духовный мир ребенка; развивает голосовые данные и певческие умения; способствует развитию речи ребенка. У дошкольников расширяется представление о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа. Воспитывается устойчивый интерес к народному искусству.

Слайд 5. Жанры фольклора

Рождаясь, ребенок слышит колыбельные, пестушкиот своей матери; подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, и даже сами складывают их. Труд взрослого находит отражение в трудовых и обрядовых песнях. Лирические, величальные, песни-плачи сопровождают быт народа, его будни и праздники; царская солдатчина порождает рекрутские песни; бурные исторические и политические события рождают свои. Многожанровость русской народной песни дает большой простор для творческого применения этого материала в практике. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,но и активными исполнителями:

- «Колыбельных песен», которые учат детей петь задушевно, ласково, с теплотой. Воспитывают любовь к матери.

- «Частушек. Лирических песен». Это песни с особенностями содержания, которые учат чувствовать и ценить юмор, колоритность исполнения.

- «Хороводные, обрядовые, игровые песни, танцы». Ведь хоровод - это жанр, в котором поэтико–музыкальное творчество тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Через хороводы дети знакомятся с традициями, бытом, трудом, а также красотой родной природы.

- «Детских песен. Колядок» Песни этого направления имеют игровой и импровизированный характер, доступный, весёлый, жизнерадостный ритм, и яркую, задорную мелодию.

Слайд 6-7. Поэзия пестования

Уже с младшего возраста мы знакомим детей с русской народной музыкой,используя детский песенный фольклор: колыбельные, пестушки, потешки. «где же, где же наши ручки?»; «ладушки-ладошки, звонкие хлопошки»; «где же наши ушки? слушают пестушки.». Под русские народные мелодии исполняем плясочки; учимся различать колыбельную и плясовую.

Слайд8.

В средней группе продолжаем различать характер народных песен; учим высказываться, обогащая словарь детей прилагательными и образными выражениями. Знакомим детей с разновидностями колыбельной песни.

Слайд9. Колыбельные.

Колыбельные – заговоры - пожелания сна и роста, счастья и достатка «спи по ночам, расти по часам». Колыбельные – обращения к животным и птицам с просьбой укачать ребенка «лю-ли, лю-ли, прилетайте гули»; «уж ты, котенька-коток, приди котик ночевать нашу детку покачать».

Колыбельные - сказки - с мифологическими персонажами «ходит Сон по лавочке в голубой рубашечке» «ты усни, Угомон тебя возьми».

Устрашающие колыбельные «придет серенький волчок и утащит за бочок». Колыбельные – подарки «бай качи, качи, качи в головах-то калачи, в ручках прянички, в ножках яблочки».

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни «Кто у нас хороший», появляется новый жанр - игровая песня «Платочек». Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию,в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку. Усложняется и режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.)

Слайд 10. Игровой детский фольклор.

В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («К нам гости пришли», «Шел козел дорогою»). Песни доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание)«Ворон»,

«Чики,чикалочки» «Бай качи» - упражнения для дыхания, по звукообразованию.

Слайд 11.

В старшей группе к перечисленному выше добавляется знакомство с календарными песнями: закличками «дождик лей, на меня и на людей»; «весна, весна красная, приди весна с радостью»; «морозушка-мороз, не тяни домой за нос», приговорками «божья коровочка, полети на облачко, принеси нам хлеба, плюшек, сушек, сладких ватрушек». колядками «уж я сяду на порог, дай лепешку и пирог»и потешным фольклором: прибаутками, небылицами «как у наших, у ворот муха песенки поет»; «я с комариком плясала». дразнилками «рева-корова дай молока».Именно в старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.

Слайд 12.

(Исполнение частушек в сопровождении музыкальных инструментов участников семинара.)

Слайд 13. Подготовительная группа

В подготовительной к школе группе происходит углубление знаний о разновидностях народных песен: хороводных, плясовых, колыбельных; знакомим с трудовыми песнями, обрядовыми календарными и обрядовыми семейно-бытовыми. Знакомство с песней происходит согласно народному календарю и соответствующими ему праздниками. В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как:

Слайд 14. Песенный фольклор

I)лирические:

1. «Пошла млада за водой».

2. «Ходила младёшенька по борочку».

3. «Уж, как я ль свою коровушку люблю».

4. «А я по лугу, а я по лугу».

5. «Со вьюном я хожу».

II)шутливо-комические:

1. «Комара женить мы будем».

3. «Во кузнице».

4. «Пошел козел по лесу».

III)строевые:

1. «Солдатушки браво ребятушки».

2. «Из-за леса из-за гор».

Также в работе с детьми используем современные авторские песни, написанные в народном стиле. (Песни детства.)

Народные «песни детства»представляют собой сложный комплекс:

1. это песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки, а также р. н. п песни с оранжировой русских и современных композиторов ;

2. песни, перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни) ;

3. песенки, сочинявшиеся самими детьми.

Они становятся ярким украшением праздников и являются связью между современностью и прошлым нашей страны.

Слайд 15. Направления и формы.

Русские народные песниприменяем во всех видах музыкальной деятельности: слушаем, поем, подыгрываем на музыкальных инструментах, используем для сопровождения плясок и хороводов. Отдельные песни очень удобны для инсценировок, т. к. имеют сюжет, развивающийся на протяжении всего произведения. Некоторые песнииспользуются как зачин к подвижным играм: «Ходит Васька беленький» «Со вьюном я хожу», «Как у наших у ворот».

Слайд16.

Русские песни становятся более понятными, доступными, когда их включают и в исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. В музыкально-ритмическую деятельность, в качестве танцевальных движениях. Музыка русских народных песен звучит на музыкальных занятиях при выполнении упражнений и движений в утренней гимнастике. Полученные знания используем на фольклорных развлечениях и праздниках.

Слайд 17.

Придавая большое воспитательное значение народной песне,мы должны: - бережно относится к мелодии и тексту народной песни, как к художественному целому, не допуская самовольных искажений - помочь детям правильно, чисто, выразительно исполнять её естественным детским голосом - развивать у детей интерес, любовь и вкус к подлинной народной песне, внести песню в детский быт, исполняя без инструментального сопровождения и по возможности связывая с движением.

Слайд 18- 19.

Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте. Народные песни связаны с различными сторонами жизни народа. В них передаются его мечты, раздумья и надежды, которые воплотились в художественных образах русских народных песен. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости за Родину, Отчизну.

Слайд 20.

Если ребенок родился и рос

На родной стороне, среди русских берез,

Слышал русские песни, колядки справлял,

С светлым праздником Пасхи, родных поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным и Земле,

Эту заповедь предков в душе сбережет,

Только радость и счастье с собой принесет.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой» Тема: «Знакомство с русской народной игрушкой_матрешкой» Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой. Формировать эмоциональную.

Фотоотчет «Знакомство с русской народной культурой» (подготовительная группа)Фотоотчет «Знакомство с русской народной культурой» (подготовительная группа) Мастер-класс по росписи деревянных матрешек. Задачи:расширять знания детей о народном прикладном искусстве. Познакомить с вариантами росписи.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с русской народной куклой»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с русской народной куклой» Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с русской народной сказкой «Волк и теленок» Тема: «Знакомство с русской народной сказкой "Волк и теленок". Программные задачи: вызывать эмоциональный отклик на сказку "Волк и теленок";.

Консультация для воспитателей «Знакомство детей с русской народной песней» Знакомство детей с русской народной песней. Одной из основных задач художественно- эстетического воспитания дошкольников является формирование.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с народными подвижными играми Зауралья» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный. Актуальность. Необходимость приобщения молодого поколения к.

Выступление на районном семинаре «Сороки» Отрывок из сценария: «Сорок сороков» (мастер класс) 22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки - день встречи весны. Звался.

Выступление на родительском семинаре-практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Выступление на родительском семинаре - практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Выполнила: воспитатель высшей.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «Что за чай без самовара?»Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «Что за чай без самовара?» Цель: Приобщать детей к русской культуре, объяснять ее ценность. Сохранять и приумножать духовные достижения русского народа. Научить с.

Знакомство с русской народной сказкой «Репка» Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Репка» А. Н. Афанасьевым Цели: Знакомство с русской народной сказкой «Репка» Задачи: Обучающая.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Выступление на семинаре «Знакомство дошкольников с русской народной песней»
Опубликовано: 16 июня 2016 в 20:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 августа. День ракушек на МААМ

Красивым жилищам морским моллюсков посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о ракушках и увлечь их занимательным творчеством.

6 августа. Праздник ложки на МААМ

Ложка – это очень важный предмет в нашей жизни, без которого никто просто не может обойтись. За завтраком, обедом и ужином мы берём в руки ложки, совершенно не задумываясь о том, когда впервые появилась...


Горячие темочки