Мария Курбатова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с русской народной куклой»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.
Задачи:
Обучающие:
- Обеспечить знакомство с историей и традициями на Руси.
- Обеспечить узнавание детьми способов изготовления традиционной куклы.
- Обеспечить узнавание новых слов и их значений: «обрядовая кукла», «оберег», «безликая».
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Знакомство с русской народной куклой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие:
- Обеспечить развитие внимания.
- Обеспечить развитие творческих способностей детей.
- Обеспечить развитие мелкой моторики рук.
- Обеспечить развитие эмоциональности, чувства прекрасного.
Воспитательные:
- Пробудить чувство любви к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
- Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу.
- Способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу.
- Способствовать развитию терпеливости, усидчивости.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная», беседа по содержанию, заучивание пословиц о труде.
Материал: презентация; тряпичная кукла; технологическая карта изготовления тряпичной куклы «Колокольчик», сундучок; по три круга (диаметр-15 см, 20 см, 25 см) ткани разного цвета на каждого человека, квадрат белой ткани (15х15 см) на каждого человека, вата, хлопчатобумажные нитки, ножницы.
I. Вводная часть
Звучит русская народная мелодия, входит воспитатель в русском национальном костюме (из одного конца зала, а ей навстречу выходят дети (из другого конца).
Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добрые молодцы!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель:
Я красиво нарядилась,
Вокруг себя оборотилась.
Вышла потрудиться,
Знаниями поделиться!
Вышла с вами поиграть –
Себя людям показать!
Воспитатель: Ребята, а когда так одевались? (пауза)
Дети: В старину, в Древней Руси (и другие ответы).
II .Основная часть
1. Воспитатель подводит детей к свернутому платку, рядом на отдельном лоскутке загадка.
Воспитатель: Посмотрите, что я вам сегодня приготовила. Что же это такое?
Дети: - Ответы детей…
Кто загадку отгадает,
Платочек раскрывает.
Загадка:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
Дети: - Кукла!
Воспитатель: Все-то вы знаете? Давайте раскроем платок и посмотрим, что за кукла там находится? (раскрывают и находят тряпичную игровую куколку)
Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана?
Дети: Передают куклу друг другу и описывают ее, высказывают свое мнение.
Воспитатель:
Далеко мы с вами шли,
Куклу древнюю нашли.
Вы садитесь поудобней,
Вам поведаю рассказ,
С чем играли наши предки
Без утайки, без прикрас. (Презентация слайдов)
Воспитатель: Ребята, на Руси было большое многообразие куколок. (слайд)
Я расскажу о некоторых. Но вначале хочу сказать, что названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик.
Одни куклы игровые, с ними только играли, с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу, в некоторых домах их накапливалось до ста штук. (слайд)
Другие нужны были для обрядов.
Многорукую куклу "Десятиручку" дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.
Кукла подружка – «Желанница» помогает в исполнении желаний.
Загадаешь желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало. (слайд)
Третьими же не играли, эти обереги могли храниться в укромном месте, их не показывали. (слайд) Были куклы, которые хранили в красном углу вместе с иконами, оберегали дом, семейный очаг.
«Кубышка-травница» наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. (слайд)
А одна куколка спряталась, но мы можем ее услышать, если соберем картинку. (дети подходят к небольшому столику)
2. Д/и «Собери картинку»
Воспитатель: Дети, что у вас получилось?
Дети: Колокольчик.
Воспитатель: (достает куколку из сундучка, звенит) Кукла «колокольчик» - обереговая кукла, которая приносит в дом радостные вести. Куколка олицетворяет звон колокола, который так же защищал людей от напастей и болезней.
Ребята, посмотрите, в сундуке что-то еще лежит, давайте посмотрим, что в нем находится? (открывают сундук, в котором лежат лоскутки и нитки) Как вы думаете, что можно сделать из этих лоскутков (ответы детей).
Ребята, давайте сделаем куклу-оберег «Колокольчик». Присаживайтесь за стол, делу время, потехе час!
Оберег - предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом или человека, приносит любовь, счастье, каждая деталь оберега имеет определенный смысл. Сделанный собственноручно, оберег несет отпечаток не только защиты, но и потенциал мыслей и чувств человека, сделавшего его. Так что, приступая к работе, запаситесь добрыми мыслями и хорошим настроением
5. Изготовление куколки «Колокольчик»
Родина куклы - Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды, и сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.
(на интерактивной доске изображение технологической карты)
Педагог наблюдает за работой, помогает, поощряет детей.
Во время работы тихо звучит народная музыка.
Итог.
Воспитатель: Что мы сделали, ребята? Для чего? С какими куклами мы сегодня познакомились?