Папки-передвижки

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с русской народной куклой» (1 фото)

Мария Курбатова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с русской народной куклой»

Интеграция областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Задачи:

Обучающие:

- Обеспечить знакомство с историей и традициями на Руси.

- Обеспечить узнавание детьми способов изготовления традиционной куклы.

- Обеспечить узнавание новых слов и их значений: «обрядовая кукла», «оберег», «безликая».

Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Знакомство с русской народной куклой“» размещена в разделах

Развивающие:

- Обеспечить развитие внимания.

- Обеспечить развитие творческих способностей детей.

- Обеспечить развитие мелкой моторики рук.

- Обеспечить развитие эмоциональности, чувства прекрасного.

Воспитательные:

- Пробудить чувство любви к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

- Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу.

- Способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу.

- Способствовать развитию терпеливости, усидчивости.

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная», беседа по содержанию, заучивание пословиц о труде.

Материал: презентация; тряпичная кукла; технологическая карта изготовления тряпичной куклы «Колокольчик», сундучок; по три круга (диаметр-15 см, 20 см, 25 см) ткани разного цвета на каждого человека, квадрат белой ткани (15х15 см) на каждого человека, вата, хлопчатобумажные нитки, ножницы.

I. Вводная часть

Звучит русская народная мелодия, входит воспитатель в русском национальном костюме (из одного конца зала, а ей навстречу выходят дети (из другого конца).

Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добрые молодцы!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель:

Я красиво нарядилась,

Вокруг себя оборотилась.

Вышла потрудиться,

Знаниями поделиться!

Вышла с вами поиграть –

Себя людям показать!

Воспитатель: Ребята, а когда так одевались? (пауза)

Дети: В старину, в Древней Руси (и другие ответы).

II .Основная часть

1. Воспитатель подводит детей к свернутому платку, рядом на отдельном лоскутке загадка.

Воспитатель: Посмотрите, что я вам сегодня приготовила. Что же это такое?

Дети: - Ответы детей…

Кто загадку отгадает,

Платочек раскрывает.

Загадка:

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Дети: - Кукла!

Воспитатель: Все-то вы знаете? Давайте раскроем платок и посмотрим, что за кукла там находится? (раскрывают и находят тряпичную игровую куколку)

Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана?

Дети: Передают куклу друг другу и описывают ее, высказывают свое мнение.

Воспитатель:

Далеко мы с вами шли,

Куклу древнюю нашли.

Вы садитесь поудобней,

Вам поведаю рассказ,

С чем играли наши предки

Без утайки, без прикрас. (Презентация слайдов)

Воспитатель: Ребята, на Руси было большое многообразие куколок. (слайд)

Я расскажу о некоторых. Но вначале хочу сказать, что названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик.

Одни куклы игровые, с ними только играли, с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу, в некоторых домах их накапливалось до ста штук. (слайд)

Другие нужны были для обрядов.

Многорукую куклу "Десятиручку" дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

Кукла подружка – «Желанница» помогает в исполнении желаний.

Загадаешь желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало. (слайд)

Третьими же не играли, эти обереги могли храниться в укромном месте, их не показывали. (слайд) Были куклы, которые хранили в красном углу вместе с иконами, оберегали дом, семейный очаг.

«Кубышка-травница» наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. (слайд)

А одна куколка спряталась, но мы можем ее услышать, если соберем картинку. (дети подходят к небольшому столику)

2. Д/и «Собери картинку»

Воспитатель: Дети, что у вас получилось?

Дети: Колокольчик.

Воспитатель: (достает куколку из сундучка, звенит) Кукла «колокольчик» - обереговая кукла, которая приносит в дом радостные вести. Куколка олицетворяет звон колокола, который так же защищал людей от напастей и болезней.

Ребята, посмотрите, в сундуке что-то еще лежит, давайте посмотрим, что в нем находится? (открывают сундук, в котором лежат лоскутки и нитки) Как вы думаете, что можно сделать из этих лоскутков (ответы детей).

Ребята, давайте сделаем куклу-оберег «Колокольчик». Присаживайтесь за стол, делу время, потехе час!

Оберег - предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом или человека, приносит любовь, счастье, каждая деталь оберега имеет определенный смысл. Сделанный собственноручно, оберег несет отпечаток не только защиты, но и потенциал мыслей и чувств человека, сделавшего его. Так что, приступая к работе, запаситесь добрыми мыслями и хорошим настроением

5. Изготовление куколки «Колокольчик»

Родина куклы - Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды, и сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.

(на интерактивной доске изображение технологической карты)

Педагог наблюдает за работой, помогает, поощряет детей.

Во время работы тихо звучит народная музыка.

Итог.

Воспитатель: Что мы сделали, ребята? Для чего? С какими куклами мы сегодня познакомились?

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с русской народной куклой»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой» Тема: «Знакомство с русской народной игрушкой_матрешкой» Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой. Формировать эмоциональную.

Конспект интегрированного занятия в младшей разновозрастной группе «Знакомство с русской народной сказкой «Маша и медведь» Конспект интегрированного занятия в младшей разновозрастной группе по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Маша и медведь» Цель:.

Конспект открытого занятия «Пересказ русской народной сказки «Петух и собака» Задачи: 1. учить пересказывать сказку с опорой на схемы; уточнить представления о структуре литературного произведения, жанровых особенностях.

Конспект открытого занятия по художественной литературе «Драматизация русской народной сказки «Репка» Конспект открытого занятия по художественной литературе Тема: «Драматизация русской народной сказки «Репка». Цель: 1. Продолжать знакомить.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с филимоновскими игрушками» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Светлячок» Конспект открытого занятия в подготовительной.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с русской народной сказкой «Волк и теленок» Тема: «Знакомство с русской народной сказкой "Волк и теленок". Программные задачи: вызывать эмоциональный отклик на сказку "Волк и теленок";.

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы по мотивам русской.

Консультация для воспитателей «Знакомство детей с русской народной песней» Знакомство детей с русской народной песней. Одной из основных задач художественно- эстетического воспитания дошкольников является формирование.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «Что за чай без самовара?»Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «Что за чай без самовара?» Цель: Приобщать детей к русской культуре, объяснять ее ценность. Сохранять и приумножать духовные достижения русского народа. Научить с.

Знакомство с русской народной сказкой «Репка» Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Репка» А. Н. Афанасьевым Цели: Знакомство с русской народной сказкой «Репка» Задачи: Обучающая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с русской народной куклой»
Опубликовано: 8 июня 2016 в 17:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД