Получи документы

Игра как форма познавательного развития дошкольников. Подготовка к школьному обучению

Наталия Стрельцова
Игра как форма познавательного развития дошкольников. Подготовка к школьному обучению

Дошкольный возраст – это время отведенное природой, на развитие ребенка, когда происходит становление всех качеств личности, необходимых для успешности обучения в школе.

Его можно потратить на изучение таблицы Менделеева, китайского языка и пр., а будет ли это полезно нашим детям?

Публикация «Игра как форма познавательного развития дошкольников, Подготовка к школьному обучению» размещена в разделах

С введением новых ФГОС ДО еще наиболее актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования, где одним из условий реализации его непрерывности, является создание развивающей образовательной среды, способствующей социально личностному, эмоционально ценностному, познавательному развитию ребенка, сохранению его индивидуальности

«Можно учить, а можно учить учиться»- это требование выступает в качестве главного в обеспечении преемственности различных звеньев образовательной системы (дошкольного учреждения и начальной школы)

Новые требования к структуре образовательной программы ориентируют на построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Именно игра, представляет исключительную возможность, по сравнению с другими видами деятельности, в плане формирования личности ребенка, которая имеет ряд ведущих базисных характеристик. Их становление является главной целью организуемого программой воспитательного процесса.

Компетентнось (интеллектуальная, языковая, социальная)- является важнейшей комплексной характеристикой личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка.

Интеллектуальная компетенность означает сформированность интеллектуальных операций - это умение выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить новое действие; выполнять действие, чтобы достичь цели; пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач. У компетентного ребенка в каждом из возрастов формируются соответствующие виды деятельности; их опыт обобщается в форме психических образований, которые во внешнем плане представлены соответствующими обобщенными, а затем и универсальными, способами действия. Ребенок приобретает способность видеть общее в единичном явлении и находить, соответственно, необходимый способ решения новых задач своей деятельности.

Под языковой компетентностью подразумевается свободное выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий.

Социально- компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.

К показателям креативности относятся: способность ребенка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности, способность к созданию нового продукта (рисунка, конструкции, образа фантазии, движения и т. п., который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью

Инициативность — является важнейшим показателем творческого интеллекта. Её развитие в дошкольном возрасте является непременным условием совершенствования детской креативности и компетентности.

Самостоятельность — обеспечивает самостоятельные, без помощи взрослого, постановку и решение разного рода задач, которые возникают в повседневной жизни и деятельности.

Произвольность —проявляется в умение управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами;

Самосознание и самооценка - характеризуется возникновением у ребенка, на основе оценок окружающих, образа самого себя, своего «Я». Этот процесс сопровождается отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, появлением собственных желаний, стремлением к самопознанию.

При организации образовательного процесса, игра - как основной вид деятельности, в соответствии с принципом интеграции, используется не только для организации непосредственно игровой деятельности. В форме игры частично осуществляется и организация двигательной, познавательно - исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной, продуктивной и др.

Каждый вид игры выполняет особую роль в развитии и становлении личности ребенка

Выделяют три класса игр:

- Игры, возникающие по инициативе ребенка

- Игры, возникающие по инициативе взрослого

- Игры, идущие от исторически, сложившихся традиций этноса - народные игры.

Дидактическая игра - одновременно является формой обучения, ее целью является умственное воспитание. Посредством различных дидактических игр, мы развиваем познавательные интересы детей, мотивы, потребности, умения самостоятельно мыслить, использовать полученные знания

Игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения ребенка.

«Дети-непоседы», не желающие выполнять требования педагога, играют в любую игру. Эти игры, регулируют организовывают действия ребенка. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль, и самооценку. В процессе этих игр, ребенок усваивает и систему эталонов: сенсорных, практических, этических.

Ведущее место в классификации игр принадлежит самостоятельным сюжетно-ролевым играм. В них дети договариваются об общей теме игры,

строят сюжет, распределят роли, которые потом обрастают действиями.

В этих играх активно формируются воображение, социальные, коммуника-тивные умения, творческие возможности.

Именно в процессе, значимой для ребенка, самодеятельной игры,

формируются познавательные мотивы и мотивы созидательной деятельности, психологические новообразования, значимые для дальнейшего успешного школьного обучения.

Поэтому, в детском саду должен четко соблюдаться режим игровой деятельности - временные отрезки, отведенные на коллективную и индивидуальную игровую деятельность.

Если в практике наблюдается сокращение времени, отводимого на игру и стирании грани между обучающими и самодеятельными играми, происходит снижение познавательной мотивации у детей и возможность исчезновения самодеятельно игры, что ведет к искажениям формирования учебной деятельности в старшем возрасте.

В совей работе, мы пытаемся изменить традиционные подходы к воспитанию и образованию детей, создать условия для свободного экспериментирование детей в игровых и продуктивных видах деятельности, в т. ч. со взрослыми, с целью большей подготовленности воспитанников к школе и социальной адаптации.

Метод проектов - это технология, которая обеспечивает личностный рост ребенка, способствует повышению знаний, их применению на практике во взаимодействии с окружающим, стимулирует возможности самовыражения, позволяет органично сочетать коллективные и индивидуальные формы организации педагогического процесса, действительно осуществлять на практике принцип сотрудничества детей и взрослых.

Родители активно сотрудничают с детским садом в осуществлении различных игровых проектов - таких как: «Игра-дело серьезное»,

«Малыши-крепыши», создают книжки- малышки на разные темы, где дети отражают свои впечатления,

рисуют портреты, выполняют планы группы, детского сада, выпускают семейные газеты к праздничным датам и тематическим дням

У детей, принимающих участие в коллективной игровой деятельности, в работе по инновационным технологиям развивается образное воображение, связная речь, моторика, творческое мышление и эмоциональная сфера.

Усилиями педагогов продолжается работа по созданию образовательной среды, которая в сочетании с обновленным содержанием образования, технологиями обучения способствует дальнейшему развитию учреждения, успешному решению развивающих и воспитательных задач и повышению эффективности образовательного процесса в целом.

Итак, через игру в детском саду, к благополучной адаптации детей к школе.

Публикации по теме:

Особенности гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно.

Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Готовим ребенка к школьному обучению» Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Готовим ребенка к школьному обучению». Цель: формирование активной педагогической.

Деловая игра как форма развития профессионализма педагогов ДОУ На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи.

Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» Подготовка к обучению грамоте дошкольников с ЗПР Конспект занятия (в сокращенном варианте) по О. О «Речевое развитие» Подготовка к обучению грамоте дошкольников с ЗПР (3 г. о). Части занятий.

Подготовка к обучению грамоте на тему: «Защитники отчества» Подготовка к обучению грамоте на тему: «Защитники отчества» Программное содержание: Закреплять знания о гласных и согласных звуках; умение.

Консультация для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте в детском саду» Проблема подготовки детей к обучению грамоте в последнее время не только не теряет своей актуальности, но приобретает ещё большую остроту.

Родительское собрание «Подготовка к школьному обучению» Родительское собрание" подготовка к школьному обучению". «Рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению». Родительское собрание.

Социально-личностная готовность старших дошкольников к школьному обучению и ее компоненты Социально-личностная готовность старшего дошкольника к школе – это определенный уровень социального развития ребенка на пороге школьного.

Взаимообусловленность речевого и физического развития дошкольников «Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Выступление на тему «Создание условий для развития творческих способностей у дошкольников в изодеятельности по ФГОС» Развивающая предметно-пространственная среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как форма познавательного развития дошкольников. Подготовка к школьному обучению
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 13:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД