МААМ-картинки

Оздоровительные игры и упражнения в работе ДОУ

Татьяна Подгорная
Оздоровительные игры и упражнения в работе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на заседании методического объединения музыкальных руководителей

Хочу познакомить вас с применением здоровьесберегающих технологий для дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Поэтому, в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Публикация «Оздоровительные игры и упражнения в работе ДОУ» размещена в разделах

Следует отметить, что в нашем ДОУ основная часть воспитанников составляют дошкольники с ОВЗ (дети с ослабленным зрением)— это дети с нереализованными возрастными особенностями, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают от принятых психологических норм для данного возраста. Почти у каждого имеются речевые нарушения. Дыхание и работа артикуляционного аппарата у таких детей слабое и не позволяет мне, как музыкальному руководителю, получать хорошие результаты в вокально-речевой и музыкально-ритмической двигательной активности. Поэтому, я считаю очень важным активно внедрять в свой педагогический процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения - система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Выстраивая НОД, основное внимание уделяю специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с детьми становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового.

На музыкальных занятиях привычные виды деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность можно разнообразить с пользой для здоровья. Пример: слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.

Речевые игры сопровождаются музыкально-ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию можно совместить с музыкотерапией.

Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку, координацию, уверенность движений. Таким образом, выстраивается музыкально – оздоровительная система, соединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.

В каждое свое музыкальное занятие я включаю следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

-валеологические песенки-распевки;

-дыхательная гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

-оздоровительные и фонопедические упражнения;

-игровой массаж; пальчиковые игры;

-речевые игры;

-музыкотерапия;

-психогимнастика;

-ритмопластика.

Все эти элементы легко вписываются в процесс занятия, а так как воспринимаются детьми как игра, приносят большой эмоциональный заряд и профилактическую пользу.

Хотела бы поподробнее остановиться на некоторых аспектах работы на занятии.

Свою работу рассматриваю прежде всего с позиций науки Валеологии.

Главная задача валеологии - научить человека формировать и беречь свое здоровье.

В начале занятия, после небольшой ритмической разминки, исполняется валеологическая песенка-распевка, состоящая из звуков мажорной гаммы, которая должна поднять настроение, задать позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшить эмоциональный климат на занятии, подготовить голос к пению. Простые интересные, добрые тексты, в основном-приветствия.

Так как основной контингент детей нашего ДОУ составляют дети с ослабленным зрением, то можно констатировать тот факт, что у этих детей наблюдается общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти руки. Поэтому, большое внимание уделяю пальчиковым играм

Пальчиковые игры – занимают важное место на музыкальных занятиях. Эти игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь, повышают координационные способности рук (а это положительно влияет на развитие мелкой моторики и подготовке руки к письму, рисованию).

Всем известна пальчиковая игра «Капуста»

Такие игры развивают двигательные качества, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Также использую в своей работе элементы игрового массажа. Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что, массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламация, или же музыка звучит просто фоном.

Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Во второй части занятия проводится обучение пению. Именно здесь используется большая часть здоровьесберегающих технологий. Для пения нужно подготовить голосовой и артикуляционный аппарат, разбудить и правильно настроить связки ребенка. Восстановить дыхание после музыкально-ритмических занятий в первой части занятия.

Дыхательная гимнастика

Дыхание – основа всего живого. Сейчас все чаще и чаще люди обращаются за помощью к дыхательным гимнастикам с целью излечения от разных недугов.

А. Н. Стрельникова, автор комплекса дыхательной гимнастики, утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит». В своей работе активно применяю дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой

При систематическом её использовании развиваются и певческие способности, так же нужно не забывать напоминать и объяснять детям о правильной осанке, о том, что на вдохе не надо втягивать живот и не поднимать плечи вверх.

Элементы дыхательной гимнастики стараюсь включать на каждом занятии, учитывая ее полезную функцию для организма (особенно в период сезонных простуд)

Помогает мне в работе и музыкальный материал М. Л. Лазарева (родоначальника идей пренатального воспитания). Его Сонатал-педагогика - система воспитания здорового ребенка до и после рождения, построенная на непрерывном развитии его музыкально-эмоционального интеллекта.

Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходима систематическая кропотливая работа над точностью координации всех частей голосообразующего аппарата. Несколько слов об артикуляции.

Артикуляция - активная работа рта в речи и пении.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Данные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Хороших показателей помогает достичь Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Оздоровительные фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию и стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, игры со звуком.

После всех этих подготовительных упражнений можно уже приступить и непосредственно к пению. Но для детей с ОВЗ интереснее (и полезнее) подбирать песенный материал с выполнением небольших движений под текст.

Музыкотерапия

Последняя часть музыкального занятия снова двигательная-танец, музыкальные двигательные игры. В эту часть тоже очень органично вписываются такие виды музыкальной деятельности как игры с движением, психогимнастика и ритмопластика.

Ритмопластика - развивает чувство ритма, музыкальный вкус и слух, умение правильно и красиво двигаться, укрепляет различные группы мышц и осанку, развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.

В качестве примера хочу предложить видео с записью фрагмента танца с султанчиками «Хорошее настроение»

Таким образом, опыт работы показал, что использование здовьесберегающих технологий отвечает современным требованиям, стоящими перед музыкальным воспитанием и дает максимально положительные результаты музыкально-оздоровительной работы :

В заключении своего выступления хочу сделать вывод, что результатом работы над данной темой стало:

Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности.

Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий.

Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Положительная динамика развития по результатам диагностики.

Литература:

Емельянов В. В. // Фонопедический метод формирования певческого голосообразования : методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск: Наука, 1991. – 41 с.

Здоровьесберегающеепространство дошкольного образовательного учреждения: про-ектирование, тренинги, занятия/ сост. Н. И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е. В. Михеева.

Картушина М. Ю. // Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г. – 176 с.

Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия». (М. 1999г.)

Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развития школьников» (творческий центр. М. 2001г.)

Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, уп-ражнения/ авт. -сост. О. Н. Арсеневская. -Волгоград: Учитель, 2011.

Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007.

Лазарев «Сонатал» аудио-записи песен

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.

Фотоотчет «Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера»Фотоотчет «Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера» Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Игры и упражнения по математике для подготовительной группыИгры и упражнения по математике для подготовительной группы Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме. Для закрепления пройденного.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Коррекционно-оздоровительные упражнения на занятиях по физкультуре в ДООКоррекционно-оздоровительные упражнения на занятиях по физкультуре в ДОО Коррекционно-оздоровительные упражнения на занятиях по физической культуре в дошкольной образовательной организации. Авторы: инструктор.

Физкультурно-оздоровительные технологии «Спортивные игры зимой»Физкультурно-оздоровительные технологии «Спортивные игры зимой» СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ЗИМОЙ. Главная цель спортивных игр-это здоровье и нормальное физическое развитие!Чтоб успешным развиваться- нужно спортом.

Увлекательные игры и упражнения для профилактики плоскостопияУвлекательные игры и упражнения для профилактики плоскостопия Сегодня с проблемой плоскостопия сталкивается каждая вторая семья. Причины плоскостопия разные. Заметив у своего ребёнка эту проблему, мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оздоровительные игры и упражнения в работе ДОУ
Опубликовано: 24 декабря 2021 в 04:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оздоровительные игры и упражнения в работе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Подгорная (УИ 64922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД