Папки-передвижки

Взаимодействие детского сада и семьи на основе возрождения народных традиций

Светлана Шимолина
Взаимодействие детского сада и семьи на основе возрождения народных традиций

Для современного периода в образовании характерны поиск духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и установок. По оценке философов и культурологов, в настоящее время все более обостряется противоречие в системе трансляции культурного опыта, что выражается в рассогласовании цели и средств, слова и чувства, мотива и поступка. В результате, современная культура теряет индивидуально-личностные черты, национально-этническую самобытность, а человек утрачивает ценностные ориентиры, смысл жизни и чувство базового доверия к окружающему миру. Выход из создавшегося положения видится в возвращении к фундаментальным ценностям народной культуры, хранителями которой являются народные традиции.

Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи на основе возрождения народных традиций» размещена в разделах

Народные традиции – феномен многогранный, многоаспектный, это не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько кладовая вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой которых выступает духовность. Общество может ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть нравственные ориентиры.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию. Согласно ФГОС ДО, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, является одним из направлений познавательного развития детей дошкольного возраста. Человек должен знать Родину, в которой он живет и уметь вести себя в обществе, среди сверстников и взрослых. Так как мы живем на земле Олонхо, необходимо расширять представления детей об обычаях и традициях народа Саха. В детском саду № 37 «Звездочка» - филиала АН ДОО «Алмазик» г. Удачного вариативная часть Основной образовательной программы предусматривает расширение представлений о народных традициях, культуре и быте народа Саха в рамках факультатива «Якутяночка», что помогает подвести воспитанников к пониманию того, что наша малая Родина – часть большой многонациональной страны России с богатой культурой и традициями.

Народные традиции открывают огромные возможности для воспитанников, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, общественными требованиями.

В детском саду № 37 «Звездочка» приобщение воспитанников к народным традициям осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников. Активное взаимодействие с семьей позволяет нам создать единое педагогическое пространство для гармоничного развития ребенка. Взаимодействие с семьями, в соответствии с ФГОС ДО, осуществляется на основе партнерства, взаимного уважения, доверия и помощи. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в образовательной деятельности важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. В связи с этим, коллективом детского сада определена цель - приобщение воспитанников к народным традициям во взаимодействии с их семьями.

Достижение поставленной цели осуществляется через задачи:

1. Развивать интеллектуальные, творческие способности, познавательную активность воспитанников через ознакомление с народными традициями родного края, Отечества;

2. Воспитывать духовно-нравственные качества воспитанников посредством приобщения к народным традициям;

3. Формировать уважительные взаимоотношения между родителями, педагогами и детьми.

Приобщение воспитанников к народным традициям строится на основе интеграции таких видов деятельности, как: игровая, коммуникативная, проектная, продуктивная при соблюдении ряда принципов дошкольного образования:

- индивидуализация, креативность образовательного процесса;

- сотрудничество детей со взрослыми в поддержке инициативы в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность;

-психологическая комфортность;

-учет этнокультурной ситуации в развитии воспитанников.

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется в разных формах и направлениях. Прежде всего, родители принимают активное участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы: национальные костюмы для кукол, элементы народного творчества (чорон, туесочки, кытыйа и др., изделия народных промыслов (хохлома, гжель, дымково и др., наглядные пособия, макет якутского национального жилища). Семьи воспитанников принимают участие в оформлении групповой комнаты в этническом стиле, учитывая эстетичность, разнообразие материалов (различные виды ткани, бумаги, природный материал, пластик, кожа, мех) и нестандартных технологий (квиллинг, декупаж, бисероплетение, тестопластика, нитяная графика).

Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в образовательной деятельности и способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых в детском саду создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. В этом плане интересны такие проекты, как: «Якутская национальная посуда», «Бабушкин сундучок», «Одежда народов Севера».

Приобщение к народным традициям эффективно при разучивании народных подвижных игр, поскольку испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта, колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. На спортивном празднике «Папа, мама и я - спортивная семья» совместно с детьми родители показывали ловкость, смелость, быстроту и находчивость в якутских народных играх («Перетягивание палки», «Соколиный бой», «Стрельба в цель») и русских народных играх («Горелки», «Кот и мышь», «Лапта»). Народные игры позволяют почувствовать себя частью своего народа, способствуют утверждению добрых взаимоотношений.

Неоценимым средством приобщения детей к народным традициям является устное народное творчество. Создана библиотека произведений эпоса Олонхо и русского народного фольклора, которые оказывают влияние на разум, чувства воспитанников, несут информацию о моральных устоях, культурных ценностях, нравственных качествах своего народа и, в итоге, воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.

Поскольку детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление, эффективно использование «живых» наглядных примеров. Совместно с родителями организовываются экскурсия в музей города Удачного, где воспитанники подробнее знакомятся с особенностями якутского национального быта и элементами народного творчества. В рамках социального партнерства с образовательными организациями города воспитанники имеют возможность наглядно познакомиться с особенностями русского старинного быта в мини-музее «Русская изба» детского сада № 46 «Сказка» г. Удачный.

В целях приобщения воспитанников к народным традициям эффективна такая форма взаимодействия, как «Гость группы» (организуются встречи с демонстрацией якутского и русского национальных костюмов, авторских вариантов национальных костюмов в современном стиле и способов использования отдельных его элементов).

Ежегодной традицией города является празднование Дня республики Саха (Якутия, в ходе которого родители, дети и воспитатели имеют возможность продегустировать разнообразные национальные блюда народа Саха, восхититься разнообразием национальных костюмов, народными песнями, танцами и игрой на хомусе.

Песни, игры, загадки - главные составляющие народных праздников. Каждый народный праздник сопровождается обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний о мире, о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений, о взаимоотношениях людей. Традиционно на старинный русский праздник «Масленицу» совместно с родителями организуется чаепитие с русскими народными песнями и танцами, в ходе которого дети узнают об истории этого праздника. Ежегодно совместно с музыкальным руководителем и родителями организуем якутский праздник - «Ысыах». «Ысыах» для народа Саха – праздник нового года, всеобщий день рождения Природы и Человека. «Ысыах» связан с добрым и светлым началом и надеждами на будущее. На участке детского сада дети, родители и воспитатели, загадав желания, привязывают подготовленные ленточки «Салама» к веточкам деревьев.

Совместная деятельность с родителями по приобщению к народным традициям расширяет границы детского сада и предусматривает сотрудничество с организациями образования, культуры и спорта нашего города. Совместно с родителями воспитанники принимают участие в творческих, музыкальных и спортивных мероприятиях, связанных с народными традициями, не только на уровне детского сада, но и на уровне города (конкурс «Елочная игрушка своими руками», района (конкурс «Бумажное чудо», IY Районный фестиваль детского творчества «Искорка», (номинация «Развеселый хоровод», общероссийском (творческие конкурсы «Мои таланты», «Рассударики», «Время знаний», «Достижение» в номинациях: «Родной край», «Семейные традиции», «Мамочка-любимая моя», «Праздники», «Декоративно-прикладное искусство», «Рисунок», международном (творческий конкурс «Артталант», «Новогодняя красавица», «Жизнь и творчество русских художников», «Чудо-Гжель», «Карандашик») уровнях. По рейтингу достижений воспитанников детских садов – филиалов АН ДОО «Алмазик» по результатам 2015-2016 учебного года детский сад № 37 «Звездочка» г. Удачный традиционно занял I место.

Вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители (законные представители) становятся активными участниками образовательных отношений. Совместная деятельность с родителями (законными представителями) по приобщению к народным традициям способствует формированию у детей толерантного отношения, чувства принадлежности, любви и уважения к Родине, развитию культурно-ценностных ориентаций и способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Литература:

1. Данилова И. И. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому эпосу Олонхо/ Материалы Республиканского семинара специалистов дошкольного образования «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС ДО». – Мирный, 2015. С. 164-166.

2. Ефремова Е. И. Ознакомление с народным творчеством// Чемчуус саас. 2007. № 3(7). С 19-20.

З. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

4. Киселева О. С. Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников в процессе приобщения к культуре якутского и русского народов/ Материалы Республиканского семинара специалистов дошкольного образования «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС ДО». – Мирный, 2015. С. 181-185.

5. Пархачева О. В. Приобщение детей к ценностям народной культуры посредством работы с берестой// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014 № 6. С. 42-53.

6. Поздеева С. Е. Значение этнокультуры народов севера в детском саду с русскоязычным составом детей// Чемчуус саас. 2011. № 1(21). С 49-57.

7. Савинова Т. М. Основные формы работы с семьей/ Материалы Республиканского семинара специалистов дошкольного образования «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС ДО». – Мирный, 2015. С. 171-174.

8. Тоторкулова М. А. Духовно-нравственное воспитание дошкольника/ Галерея методических идей; под ред. Нечаева Н. П. - Чебоксары: Экспертно-методический центр,2016.-710 с.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детейВзаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства,.

Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада По словам Константина Дмитриевича Ушинского «Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много,.

Проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и народных традиций» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Актуальность: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:.

Взаимодействие детского сада и семьи В преддверии весеннего праздника! Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без.

Взаимодействие детского сада и семьи Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников. Кто-то правильно подметил, что "первая школа растущего человека – семья".И наш коллектив.

Взаимодействие детского сада и семьи — условие повышения качества образования Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка. Каримова Гульчечек Фаатовна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения по созданию здоровьесберегающего пространства детского сада Ребенок как маленькая песчинка в огромном океане жизни. Если песчинка попадает в благоприятные условия, то через некоторое время она превращается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и семьи на основе возрождения народных традиций
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 04:59
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД