Ирина Зырянова - Серебрякова
Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС ДО
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.
При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.
Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы: активность + осознанность + самостоятельность. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами, и характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции. Возможные формы работы с семьей под углом компетентностного подхода:
Формы работы с родителями
Презентация дошкольного учреждения
Возможна активизация родителей за счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы со стороны родителей; принятия во внимание предложений семей
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Воспитатель при проведения занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на его компетентность в каких-то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостю)
Педагогический совет с участием родителей
Плодотворен при условии участия родителей на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении педсовета в присутствии родителей
Педагогические ситуации
Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и при участии семей воспитанников.
Педагогические беседы с родителями
Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей, внесении элементов дискуссии и проблематизации
Тематические консультации
Исходя из запросов родителей
Собрание, круглый стол с родителями
Использование активизирующих методик:
- метод групповой дискуссии, повышающий психолго-педагогическую грамотность родителей;
- метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок-педагог-родитель»;
- метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий;
- метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;
- метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе
Конференции с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами
Общие собрания родителей
Активное собрание родителей может включать:
- элементы тренинга;
- мастер-классы;
- семинар-практикум;
- видеотренинг;
- видеопрезентацию;
- показ занятий на видеозаписи
Школа для родителейПодобные школы должны содержать элементы школы родителей: когда семья выступает не только в качестве объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта
Читательские конференции по книгам о воспитании
Организаторами конференций выступают родители; дети и педагоги являются участниками конференций
Тематические выставки
Выставки содержат материал о творчестве родителей, детей. Данная форма презентации творческих работ ребенка становится частью его портфолио
Информационные бюллетени
Бюллетени содержат информацию как для родителей, так и от родителей, и могут быть подготовлены семьями воспитанников
Тематические листовки
Инициатива выпуска принадлежит родителям. Они выбирают темы листовок.
Настольная тематическая информация
Комплектация настольной тематической информации осуществляется родителями или педагогом по запросам, заявкам родителей
Анкетирование
Обработка ответов осуществляется родителями, что позволяет получать более достоверные данные по тем или иным проблемам воспитания
Выступление педагога
Реклама опыта педагогической деятельности дошкольного учреждения, успехов в реализации той или иной педагогической технологии
Мои достижения. Звезда недели. Коллаж интересов
Родители оформляют информацию о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д.