МААМ-картинки

Взаимодействие логопеда и воспитателя. Комплекс гимнастик, заданий по лексическим темам

Марина Санникова
Взаимодействие логопеда и воспитателя. Комплекс гимнастик, заданий по лексическим темам

ТЕМА : ОСЕНЬ

1. Зрительная гимнастика :

Листья жёлтые летят, / смотрят вниз, вверх

Под ногами шелестят. / смотрят влево, вправо

Солнце уж не припекает. / закрыть глаза

Это осенью бывает / смотрят прямо, зажмурить глаза

2. Дыхательная гимнастика.

Ветер северный подул С-С-С (выдох холодным воздухом)

Все листочки с липы, с берёзы, … сдул

3. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Публикация «Взаимодействие логопеда и воспитателя, Комплекс гимнастик, заданий по лексическим темам» размещена в разделах

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

4. Упражнения для языка:

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка», отправился в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек»--холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет

правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?») Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»-широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба.

Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, а это мухомор.» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал стук.

Упр. «Дятел» -во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону – «заводим мотор»

2-4 года. Игра «Большие и маленькие капельки»

(развитие чувства темпа и ритма)

Как стучат большие капли?

Они стучат медленно – кап, кап, кап, кап…

А как маленькие капельки?

Быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…

Взрослый вместе с ребёнком соответственно тексту хлопает в ладоши или ладошками по коленям.

Игра «Солнышко-дождик» (развитие слухового внимания)

Взрослый объясняет, что если бубен гремит тихо, то светит солнышко и можно гулять по комнате, а когда гремит громко идёт дождик и нужно бежать прятаться.

5. Чистоговорки:

АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая

АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады

ША – ША – ША - наша осень хороша

6. Скороговорки:

В ОСЕННЕМ ЛЕСУ, НЕ НАЙДЁШЬ ЛИСУ.

ТЕМА : ОВОЩИ

1. Зрительная гимнастика :

Огород

В огороде мы гуляли, / круговые вращения глазами

За овощами наблюдали / широко открывают глаза

К солнцу тянется лучок / смотрят вверх

И горошка стручок. / смотрят влево

Вот морковка красная, / смотрят вниз

Девица прекрасная. / смотрят вправо

Справа- баклажан, капуста

Разрослись на грядке густо / моргают глазами

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали. / закрывают глаза

2. Игра «Ах! Ох!» (развитие дыхания)

Поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и, затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Потом на выдохе можно пропевать слова: дом, кот и т. д. Также можно пропевать междометия:» Ах! Ох! Ух! Эх!» и т. д.

Игра «Узнай овощ» - завязать глаза ребёнку и он должен узнать овощ по запаху (тренируем медленный, долгий вдох и выдох)

3. Мимическая гимнастика :

Игра «Помидорки-огурчики-лук» надуваем щёки-втягиваем щёки-морщим нос и брови.

4. Массаж биологически активных точек лица «Горох».

В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.

Закричал горох: «Ох – Ох!» - массируем уши движениями сверху вниз

Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз

Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.

От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ

Я нужней, чем сто конфет! - прижимаем ладони к щекам.

5. Упражнения для язычка:

1. Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев

огромную тыкву. Упражнение «Тыква»-широко открыть рот, удерживать под счет до «5-6».

2. «Толстячки — худышки». Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».

3. «Лопата». «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты».

Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

4. «Копаем картошку». Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

5. «Ровная грядка в огороде». Широко открыть рот,

опустить язык за нижние зубы.

6. Игра «Я — не я». Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».

6. Чистоговорки:

ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай

УК – УК – УК - собираем лук

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

АН – АН – АН - спелый баклажан

АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам

ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей

7. Скороговорки:

1. Ты нас мама не ищи – щиплем щавель мы на щи.

2. Поля –полет, Коля – колет.

3. ЛЮБИТ ЗАЙКА СОК КАПУСТНЫЙ.

И ПОЛЕЗНЫЙ ОН И ВКУСНЫЙ.

ТЕМА : ФРУКТЫ

1. Зрительная гимнастика :

Вот фруктовый дивный сад! / круговое вращение глазами

Фрукты спеют для ребят, / широко открывают глаза

Тут и яблоки, и сливы, / смотрят вверх, вниз

Груши, вишни, мандарины. / смотрят вправо, влево

2. Игра «Ах! Ох!» (развитие дыхания)

3. Развитие силы голоса.

Игра «Эхо» - позвать эхо громко- ответить тихо (повышать-понижать голос) АУ-ау, УА-уа, АИ-аи., ДО-до, ДОМ-дом…

4. Упражнения для язычка:

1. «яблочки-бананчики». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки-вытянуть худые как бананы (4-5 раз)

2. «Спрячем сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

3. «Язычок пролезает через щель в заборе в сад». «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

4. «Колья забора острые — вот такие». Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

5. «Язычок-листок прикрыл яблочка бочок». Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

6. «Качели в саду». В саду мы увидели качели.

На качелях я качаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Поднимаюсь, опускаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.

7. «Чашечка для сока». Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный,

в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

5. Чистоговорки:

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду

АД – АД – АД - вот фруктовый сад

АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай

УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины

6. Скороговорки:

1. Дед Данила делил дыню.

2. У нас ананас. А у вас?

ТЕМА : ГРИБЫ, ЯГОДЫ

1. Зрительная гимнастика :

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки. / круговые движения глазами

Белочки скакали, / смотрят вверх

Рыжики срывали. / смотрят вниз

Лисичка бежала, / смотрят вправо

Лисички собирала / смотрят влево

Скакали зайчатки / смотрят вверх

Искали опятки. / смотрят вниз

Медведь проходил, / круговые движения глазами

Мухомор раздавил. / закрыть глаза

2. Упражнения для язычка:

«Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Упражнения для губ и щек.

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

«Белочка грызет орешки». Улыбнуться и постучать зубами.

Упражнения для языка.

«Язычок в чащобе». Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

«Пролезаем через бурелом». Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

«Грибок»-широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба.

Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, а это мухомор.» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал стук.

«Дятел» -во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону – «заводим мотор»

3. Чистоговорки:

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ - аромат малины

ИКУ – ИКУ – ИКУ - ищем костянику

ИКУ – ИКУ – ИКУ - собираем землянику

ЯТА – ЯТА – ЯТА - на пеньке опята

ВИК – ВИК – ВИК - вырос боровик

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - мокрые маслята

ОЙ – ОЙ – ОЙ - грибочек под сосной

АНКА – АНКА – АНКА - бледная поганка

ОР – ОР – ОР - ядовитый мухомор

4. Скороговорки:

1. У сосенки-сосёнки выросли опенки.

2. Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

ТЕМА : ЛЕС

1. Зрительная гимнастика :

Ах, как листики летят,

Всеми красками горят / смотрят влево-вверх, вправо-вниз

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной / смотрят вверх, вниз

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат, / смотрят влево, вправо

Будем мы сейчас гулять

И букеты собирать / круговые движения глазами

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Как я листиком шуршу / зажмуривают глаза, легко закрывают

2. Дыхательная гимнастика :

Ветер северный подул С-С-С (выдох холодным воздухом)

Все листочки с липы, с берёзы, … сдул

3. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

4. Игра «Солнышко-дождик» (развитие слухового внимания)

Взрослый объясняет, что если бубен гремит тихо, то светит солнышко и можно гулять по комнате, а когда гремит громко идёт дождик и нужно бежать прятаться.

5. Упражнения для язычка:

«Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Упражнения для губ и щек.

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

«Белочка грызет орешки». Улыбнуться и постучать зубами.

Упражнения для языка.

«Язычок в чащобе». Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

«Пролезаем через бурелом». Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

«Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны. «Орешки» - язык прячем то за одну, то за другую щёку.

«Почистим зубки». «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

6. Чистоговорки:

СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу

ХА – ХА – ХА - ветвистая ольха

НА-НА-НА- высокая сосна

НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны

ОЛ-ОЛ-ОЛ- у березы белый ствол

БЫ – БЫ – БЫ – высокие дубы

ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА - колюченькая ёлка

ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – высоки все тополя

АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем листья собирать

7. Скороговорки:

1. До тополя дотопали,

Да ноги то оттопали.

2 ЛИСТЬЯ КЛЁНА ПОЖЕЛТЕЛИ,

ЦАПЛИ К ЮГУ УЛЕТЕЛИ.

3. Желудь в лужице лежит,

Желтый лист над ним дрожит.

ТЕМА : ИГРУШКИ

1. Зрительная гимнастика :

1. Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

2. Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

3. Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

2. Мимическая гимнастика

Мы умеем хмуриться,

Мы умеем щуриться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем улыбаться.

Не умеем только драться!

3. Гимнастика для языка :

1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Жуем ириски. Жевательная резинка. Имитация жевания.

2. Упражнения для щек и губ

Малыш, сосет соску. Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение.

Толстячки — худышки. Попеременно надувать и втягивать щеки.

3. Упражнения для языка

Пробуем вкусное варенье. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка облизать губы, делая движения по кругу.

Чистим зубы. Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.

Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу.

Язык отдыхает на кровати. Рот широко открыт. Язык лежит на дне ротовой полости.

4. Игра «Ноги» (развитие чувства темпа и ритма, общей моторики)

«Большие ноги шли по дороге…» вместе с ребенком не спеша шагайте на месте, высоко поднимая ноги, и медленно и «грозно» говоря: «ТОП – ТОП».

Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» бег на месте мелкими шажками и быстро говорите: «Топ-топ-топ-топ».

5. Чистоговорки:

УШКИ – УШКИ – УШКИ - у меня игрушки

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - игрушки я люблю

АЮ – АЮ – АЮ - игрушками играю

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - мне игрушки подарили

ЧИ – ЧИ – ЧИ - круглые мячи

УКЛА – УКЛА – УКЛА - маленькая кукла

ИДКУ – ИДКУ – ИДКУ - собираю пирамидку

АТЬ – АТЬ – АТЬ - начинаем мы играть

ГУ – ГУ – ГУ – я игрушки берегу

РЮ – РЮ – РЮ –друзьям игрушки подарю

6. Скороговорки:

Мила вымыла ладони,

Мила сделала салат.

Маме помогала Мила.

Мама Милу похвалила.

ТЕМА : МОЯ ГРУППА. ДЕТСКИЙ САД.

1. Зрительная гимнастика :

Мы играли, рисовали

Наши глазки так устали.

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

2. Мимическая гимнастика

Учимся надувать губы. Выражение лица капризное.

Повторяем упражнение 2-3 раза:

Капризуля наша Люба,

Как карась надула губы!

Говорит карась большой:

- Дуться так не хорошо!

Учимся поджимать губы. Повторяем упражнение 2-3раза:

Рассердилась наша Люба

И теперь поджала губы!

Ну и Ну! Моя подружка

Так похожа на лягушку.

3. Упражнение на дыхание «Дышим носом с куклой Татой»

(педагог произносит текст, дети дышат: вдох носом, выдох носом)

Дышим носом с куклой Татой:

Вдох – выдох, вдох – выдох.

Вместе нам учиться надо:

Носом – вдох, носом – выдох.

4. Массаж биологически активных точек лица «Городок игрушек».

Возле двух лесных дорог – поглаживаем лоб от середины к вискам.

Прямо на опушке – массируем указательными пальцами крылья носа.

Есть волшебный городок – растираем ладонями уши вверх – вниз.

Где живут игрушки – гладим уголки губ по направлению к ушам.

5. Упражнения для язычка:

«Лопаточка»

«Горка»-рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка»-рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

«Часики», «Качели»

1) Напряженный язык тянуть к носу, затем к подбородку.

2) За верхние и нижние резцы.

«Футбол»-рот закрыт. Напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку.

«Лошадка» - «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

«Моторчик»-«заводить» систематически после каждого мытья рук.

Ритм:

«Весёлые ладошки» (громкий-тихий удар) - /, --/, -//, //-, ///, -, --//

«Великаны-гномики» (сила голоса, высота диапазона)

ХА-ХА-ХА, хи-хи-хи, ХА-хи (сопряжённо, отражённо)

6. Чистоговорки:

АД – АД – АД - наш любимый детский сад

ДУ – ДУ – ДУ – поиграем мы в саду

РА – РА – РА – нам готовят повара

КЕ – КЕ – КЕ - повар в белом колпаке

ЧИ – ЧИ – ЧИ – в садике врачи

ТЕЙ – ТЕЙ – ТЕЙ – любят все детей

ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду

АС – АС – АС – няня кормит нас

7. Скороговорки:

1. ЗАЙКА ЗАБАВНЫЙ У ЖЕНИ ЖИВЁТ,

ЖЕНЯ НЕ ЗНАЕТ С ЗАЙКОЙ ЗАБОТ.

ЗАЙКЕ НЕ НУЖЕН НИ ОБЕД, НИ УЖИН.

2. Для купанья Анны

Не хватает ванны.

ТЕМА : ЧАСТИ ТЕЛА.

1. Зрительная гимнастика.

Мы играли, рисовали

Наши глазки так устали.

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

2. Мимическая гимнастика :

В этой группе все друзья

Я, ты, он, она.

Обними соседа слева,

Обними соседа справа

Погладь соседа слева,

Погладь соседа справа.

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа.

Все мы дружная семья

Я, ты, он, она!

3. Пластический этюд:

* Головушка – солнышко (гладят голову).

* Лобик – бобик (набычиваются).

* Носик – абрикосик (закрывают глаза и пальцем дотрагиваются до кончика своего носа).

* Щечки – комочки (мнут пальцами, трут их ладонями).

* Губки – голубки (вытягивают губы в трубочку).

* Зубки – заборчик (стучат тихонько зубами).

* Глазки – краски (раскрывают пошире глаза)

* Реснички – сестрички (моргают глазами).

* Ушки – слышушки (трут тихонько пальцами свои уши).

* Шейка –вертелка (вытягивают шею).

* Плечики – кузнечики (дергают плечами вверх-вниз).

* Ручки – хватушки (имитируют хватательные движения).

* Пальчики – мальчики (шевелят пальцами обеих рук).

* Пузик – арбузик (выставляют живот вперед).

* Спинка – тростинка (выпрямляют спину).

* Коленки – сгибалки (сгибают ноги в коленках по очереди).

* Ножки – сапожки (топают ногами).

Чистоговорки:

ВЕК – ВЕК – ВЕК - высокий человек

ВА – ВА – ВА - большая голова

ГА – ГА – ГА - длинная нога

КА – КА – КА - тонкая рука

ОЙ – ОЙ – ОЙ - замахал рукой

ОЙ – ОЙ – ОЙ – я ударился ногой

УКИ – УКИ – УКИ - мы помоем руки

ЗА – ЗА – ЗА - огромные глаза

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ – длинные ресницы

ОВИ – ОВИ – ОВИ – у человека брови

УБЫ – УБЫ – УБЫ - мама красит губы

УБЫ – УБЫ – УБЫ – беленькие зубы

ВОТ – ВОТ – ВОТ - загорай скорей живот

ТЕМА : СЕМЬЯ.

1. Зрительная гимнастика.

Мама

Дружно помогаем маме, / круговые движения глазами

Мы белье полощем сами

1-2-3-4- потянулись, / посмотреть вверх

Наклонились / посмотреть вниз

1-2-3-4-5- надо полоскать опять / посмотреть вправо, влево

Полоскали, полоскали,

А потом бельё отжали / закрыть глаза

За прищепки прицепляли, / поморгать

Ветерок на помощь звали. / посмотреть прямо

Ветер, ветер прилетай / круговые движения глазами

Нашей маме помогай /широко открыть глаза

2. Дыхательная гимнастика :

«Водичка, водичка умой мое личико».

Вдох, на выдохе дети произносят звук «С». Повтор. 3 раза.

4. Массаж биологически активных точек лица «Наши деточка проснулась».

Наша деточка проснулась – кулачками трем глаза

Ручкой вправо потянулась – поглаживают лоб от середины к ушам

Ручкой влево потянулась – поглаживают брови

Солнцу нежно улыбнулась – гладят от уголков рта к ушам.

А потом ладошкой пошлепали немножко – хлопают себя по щекам.

5. Упражнения для щек и губ:

Конфетка. Поочередно надуваем щеки.

Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».

Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).

Мама испекла пирожки с разной начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой».

Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».

Маятник настенных часов. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.

Чистоговрки:

АМА – АМА – АМА - у меня есть мама

АПА – АПА – АПА – мой любимый папа

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля

ГИ – ГИ – ГИ - бабуля печет пироги

РА – РА – РА - младшая сестра

АТ – АТ – АТ - мой любимый брат

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью

ТЕМА : ГОРОД. МОЙ ДОМ.

1. Зрительная гимнастика.

Ночь. Темно на улице.

Надо нам зажмуриться.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 - 4 раза).

2. Упражнения на дыхание: «Клумба возле дома».

Возле дома растут цветы, вдыхаем через нос, аромат: «а-а-ах!» - на выдохе.

«Зажжём фонарик в доме».

Опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе сделать губы трубочкой и подуть на «фонарик».

3. Артикуляционные упражнения:

«Ремонт дома». «Приколачиваем оконные рамы» Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».

«Сверлим дырки дрелью». Произносить звуки: т-т-т, д-д-д за верхними зубами и пальчиком выполнять вибрацию язычка: др-р-р-р; тр-р-р-р.

«Красим крыльцо». Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

«Красим потолок». Кончиком языка проводить по небу—от мягкого неба до верхних зубов.

«Укладываем полы». Распластать язык на дне ротовой полости.

«Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.

Чистоговорки:

МА – МА – МА - деревянные дома

ОМ – ОМ – ОМ - мы построим дом

ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к дому

ЦО – ЦО – ЦО – заходим на крыльцо

АЕМ – АЕМ – АЕМ – открываем двери

НА – НА – НА – покрашена стена

НО – НО – НО – мама вымыла окно

Скороговорки:

1. Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша.

2. В шалаше шесть шалунов.

ТЕМА : ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

1. Зрительная гимнастика.

Деревья зимою, / смотрят вверх

Пронизаны ветром / смотрят вниз

И стужей самою. / закрыть глаз

И старые сосны, / глаза открыть, посмотреть вправо

И острые ели /посмотреть влево

Встают, как солдаты, / посмотреть прямо

Навстречу метели. / круговые движения глазами

2. Упражнение на дыхание, мимические:

«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)

«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).

«Снежинка»--вдох через нос, длительный выдох через рот, следить, чтобы щеки не надувались. Сдуть «снежинки» с ладошки.

Снежинка кружится,

Снежинка летит.

Ко мне на ладошку

Снежинка спешит.

Упражнение для губ и щек

«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

3. Артикуляционные упражнения:

Для челюсти «Окошко» «Окошко открывается и закрывается» - спокойное открывание и закрывание рта.

«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

«Лошадка на санях детей катает»

Поцокать широким язычком.

Чистоговорки:

МА - МА – МА - наступила вновь зима

ТА – ТА – ТА – зимою красота

ДА – ДА – ДА - зимою холода

ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу

ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму

МОЙ – МОЙ – МОЙ - покатаемся зимой

ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ - зимние морозы

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы

ОЙ – ОЙ – ОЙ – птицам холодно зимой

ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой

ЕЛИ – ЕЛИ – ЕЛИ зимние метели

Скороговорки:

1. НА САНКАХ САНЯ С СОНЕЙ.

2. САНЯ КУПИТ СНЕГОКАТ, А ВЕСНОЮ САМОКАТ.

3. МИША И ПАША ШАЙБУ ГОНЯЮТ, МАША И ДАША ИМ НЕ МЕШАЮТ.

4. Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Дидактические пособия по лексическим темамДидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам Пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Тема «Игрушки» У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч.

Планирование художественной литературы по лексическим темам (подготовительная группа) Тема недели Мой детский сад, школа: Тема занятия В. Драгунский «Заколдованная буква» Программное содержание : Учить анализировать художественное.

Фотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» ВидеоФотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» Видео Предлагаю Вашему вниманию творчество детей по лексическим темам Тема: «Мебель» Лепка «Столик с фигурными ножками» Задачи: продолжать.

Взаимодействие воспитателя и логопеда в проекте «Неделя книги и театра» в старшей группе №4 по сказке К. Чуковского.Взаимодействие воспитателя и логопеда в проекте «Неделя книги и театра» в старшей группе №4 по сказке К. Чуковского. Взаимодействие воспитателя и логопеда в проекте «Неделя книги и театра» в старшей группе №4 по сказке «Дедушки Корнея». Кто не любит театр?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие логопеда и воспитателя. Комплекс гимнастик, заданий по лексическим темам
Опубликовано: 12 декабря 2020 в 19:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД