Папки-передвижки

Взаимодействие педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Валентина Хардикова
Взаимодействие педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находиться в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Именно поэтому, содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

Публикация «Взаимодействие педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах

Каждый год к нам приходят новые дети, поэтому взаимодействие педагогов и родителей направлено на облегченную адаптацию ребенка в детском саду. Характер периода адаптации во многом зависит от того, на сколько правильно сумеем мы воспитатели понять душевное состояние ребенка, его интересы, наклонности и своевременно удовлетворить их, а также согласовать действия родителей и педагогов. Поэтому свою задачу в период адаптации детей мы видим в том, чтобы снять остроту переживаний ребёнка и предупредить негативное отношение к детскому саду. Для обеспечения эмоционального благополучия нами предусмотрена комплексная система мероприятий. Начинаем подготовку к приёму детей в детское учреждение со сбора информации о потенциальных воспитанниках, эту информацию помогают получить детская поликлиника, врач-окулист, медсестра-ортоптистка. До поступления детей в детский сад приглашаем родителей будущих воспитанников для встречи-общения, в ходе которой предлагаем познакомиться с группой, кабинетами медсестры-ортоптистки и учителя-дефектогола, где дети будут лечиться и заниматься. Обязательно проводим экскурсию по детскому саду. Предлагаем заполнить анкеты, ответить на ряд вопросов; на основании беседы, анкетирования, тестов планируем свою дальнейшую работу с семьей.

В установлении тесного контакта с семьей помогают посещения воспитателей ребенка на дому - «домашние визиты». Намечаем коррекцию проблем и даем родителям рекомендации по подготовке к дошкольному учреждению, намечаем примерный график посещения д/сада, выясняем условия жизни в семье, состояние его здоровья, особенности характера, его привычки, интересы, склонности, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; посещения заболевших детей в течение всего учебного года.

Перед воспитателями стоит очень важная задача – поселить счастье в каждой семье. В основе нашей работы с семьёй – педагогика равноправного сотрудничества, диалога и взаимодействия. Лейтмотив общения: «Детский сад - для семьи, вместе с семьёй».

Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

Сделать родителей непосредственными участниками педагогического процесса нам позволяют разнообразные формы взаимодействия.

Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Традиционная, достаточно действенная форма работы - информационный родительский уголок. Родитель должен быть привлечен им и заинтересован. Здесь находится информация о режиме дня, меню, какие занятия проводятся, правила для родителей, краткая информация «узелки на память», антропометрические данные детей.

В нашей группе информационный уголок оформлен по единому сюжету – цветочной полянки.

Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша.

У родителей, воспитывающих ребенка с заметными для окружающих отклонениями, становится слабой мотивация на сотрудничество. Проблемность ситуации родителями осознается, поэтому они приводят ребенка в коррекционный сад и передают его на попечение специалистов. Активно же содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным.

И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителей к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.

Для эффективного взаимодействия в помощь семье в группе действует зрительный уголок «Здоровячок». Убеждены, что коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения даёт позитивные результаты только при согласованности действий «тифлопедагог – медсестра-ортоптистка – воспитатель – родители».

Мостиком к сотрудничеству являются журналы «Диалоги с семьёй», которые издаются в ДОУ под редакцией творческой группы. Точки соприкосновения по вопросам семейной педагогики рождают новую форму контактов с родителями.

Педагогические консультации готовятся по результатам анкетирования и запросам семьи ребёнка. Они представлены в ширмах, подборкой материалов «Педагогика на каждый час».

В течение года функционирует «Родительская почта» для обращений с предложениями, замечаниями, идеями. «Родительская почта» - почта доверия. Это своего рода получение «обратной связи». Анонимные обращения и пожелания родителей воспитателям и работе ДОУ укрепляют доверительность отношений.

Диапазон контактов расширен, существует «Горячая линия» - это телефон доверия, электронная почта детского сада. Новым методом работы с родителями являются интернет - консультации (электронный адрес воспитателя).

В группе есть замечательная традиция поздравлять ребёнка и его родителей с днем рождения.

Успешная демонстрация самореализации детей, детско-родительского творчества в оформляемых нами выставках, размещаемых в «Уголке художника Фырки». Это позволяет родителям наблюдать за ростом умений своего ребёнка.

Организуемые в течение года выставки семейного творчества и индивидуальные выставки родителей подтверждают готовность многих мам и пап «блеснуть» своими талантами.

Приглашением родителей к активному включению в жизнь группы являются практикуемые нами выставки-отчёты об участии детей в конкурсах (городской фестиваль детского творчества «Овация» по теме «Космос», городской конкурс изобразительного мастерства «Радуга на ладошках») позволяют радоваться успехам детей и гордиться ими.

Эффективной системой взаимоотношений с родителями, активного включения их в процесс воспитания, на наш взгляд является совместное художественно - продуктивное творчество детей и родителей. В группе практикуется парад семейного творчества в создании конкурсных композиций: «Осенние фантазии», «Новогодние игрушки-снеговики», ««Медвежонок», с юбилеем», ставшие ежегодной традицией, где дети в сотворчестве, «связке» с папой и мамой демонстрируют свои рисунки и поделки.

В традициях ДОУ и группы привлечение родителей к участию в семейных проектах, организованных педагогами города («Дары осени», «Чистый город», «Помоги зимующим птицам», что позволяет расширить диапазон детско-родительских отношений, их сотрудничества с детским садом.

Анализ деятельности работы с семьей показал, что использование перечисленных форм и методов достаточно эффективен.

Мы используем различные методы и формы педагогического просвещения родителей :

o традиционные (дни открытых дверей, родительские собрания, устные журналы, информационные письма, беседы и консультации, анкетирование, домашние задания);

o нетрадиционные (родительские гостиные, тренинги, вернисажи, конференции, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, КВН, диспуты, семейные досуги, выпуск газеты «Кроха», презентация группы «Очаровашки»).

Диапазон контактов расширен постоянным сотрудничеством детского сада и родителей по лексическим темам в течение учебного года. Заинтересованность родителей в усвоении учебной программы детьми выражается в подборе предметов для развивающей среды «На бабушкином дворе», «Урожай» и т. д.

В группе имеется «Библиотека семейного чтения» - это художественная литература по возрасту детей; некоторые книги имеются в электронном варианте, т. к. бумажного варианта не оказалось ни в магазинах, ни в библиотеках города. В «Педагогической библиотеке» родители могут ознакомиться с литературой по волнующим их темам.

Всё сказанное – это поиск оптимальных вариантов работы, которые обеспечивают активное информационное поле взаимодействия с семьёй, помогают сделать осмысленной совместную жизнь детей и взрослых, становятся со-бытием, со-действием, со-звучием.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов «О правах — играя». Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще.

Семинар-практикум для воспитателей «Защита прав и достоинства маленького ребенка» Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Опубликовано: 21 января 2015 в 12:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Хардикова (УИ 298698) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД