Елена Мур
Взаимодействие родителей и педагогов в современных условиях образовательного пространства. Практические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Мурушкина Елена Петровна, семейный психолог, медиатор, педагог – психолог МОАУ «Лицей № 21» г. Киров
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Образовательные стандарты/ взаимодействие / институт семьи / сотрудничество / стратегия взаимодействия / образовательные учреждения /позиция учителя / семья / родители /практические приёмы.
Федеральные государственные образовательные стандарты отводят ведущую роль развитию взаимодействия семьи и школы для достижения высокого качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребенка.
Публикация «Взаимодействие родителей и педагогов в современных условиях образовательного пространства, Практические рекомендации» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Исследователи Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Р. В. Овчаров, рассматривают взаимодействие с семьей как социально – психологическую систему с большим воспитательным потенциалом. Е. П. Арнаутова, Р. С. Буре, О. Л. Зверев, В. М. Иванова, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, В. С. Мухина, Т. А. Куликова, трактуют педагогическое положение о семье как воспитательной системе, неотъемлемой частью которой является тесное взаимодействие с образовательным учреждением.
Современная школа характеризуется как открытая социально-педагогическая система. Открытость школы, понятность содержания ее деятельности важна, прежде всего, для родительской общественности. Поэтому сегодня наиболее актуально формирование такой модели или системы партнерства и взаимного сотрудничества родителей и школы, где каждая сторона имеет возможность открытого обсуждения вопросов и имеет понимание о функциях и содержании деятельности, ресурсах, образовательных потребностях, воспитательных возможностях, зоне ответственности друг друга и т. д. Такое взаимодействие обеспечивает необходимые связи между воспитывающими взрослыми.
В то же время необходимо учитывать, что в современном мире институт семьи находится в состоянии «перезагрузки» (около 10 типов семейных отношений). Семья изменяет свою конфигурацию и функции, которые выполняла ранее. Педагоги отмечают, что усложнилась работа не только с современными детьми, но и работа с их родителями. Может не случайно А. Асмолов назвал мир современного взаимодействия «Межпоколенческим дефолтом».
Чтобы родитель почувствовал свою включенность в учебно – воспитательный процесс и занял в нем активную позицию, педагогам можно предложить, например, следующий формат сотрудничества.
Родители могут выступать в роли:
* ассистентов родители могут помочь в проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие, ярмарки, выставки).
* как эксперты, если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель, в роли консультантов (например, по организации музея или временного трудоустройства учащихся в каникулярное время).
* сотрудничать, выступая в роли организаторов мероприятий, руководителя кружка, спортивной секции, художественной студии, школьного театра и др.
Результатом такого партнерского взаимодействия становится формирование единого воспитательного пространства, в котором дети чувствуют себя комфортнее, увереннее, безопаснее, легче адаптируются, учатся, общаются, развиваются.
Для эффективности взаимодействия педагогам необходимо понимание особенностей современной семьи и современного родителя.
Портрет современного родителя:
Чрезмерная занятость. Современные молодые родители больше стремятся к достижению благосостояния, успехов в карьере, самореализации. Зачастую это противоречит ценностям ответственного родительства, «размываются границы» между семьей и работой. Как следствие, нехватка времени для общения друг с другом, для совместных занятий, всё меньше семейных ритуалов, утрачиваются семейные ценности и традиции.
Разрыв эмоциональных связей между членами семьи. Недостаточное совместное времяпровождение и общение приводит к некоторой эмоциональной «твердокожести», непониманию и невосприимчивости чувств своих и окружающих людей. Ребенок часто подменяет отсутствие реального общения играми и интернет коммуникациями. Обратной связи с компьютером нет, эта связь односторонняя, и способность сопереживать никак не формируется у детей. Возникает эмоциональная отчужденность. Родителям важно говорить с детьми о своих и спрашивать о его чувствах.
Псевдолиберальность. Современным родителям психологически проще поощрять своих детей, чем что-либо им запрещать, поэтому "разрешительная" часть воспитательной системы явно доминирует над "запретительной". Происходит подмена мотивации детской на взрослую. Поколение современных родителей европейские ученые называют поколением сдавшихся. Среди потенциальных последствий – формирование "поколения без тормозов", не способного в чем-либо отказывать себе, говорить себе "нет" и соблюдать какие-либо запреты.
Высокий образовательный уровень (Или, наоборот, педагогическая некомпетентность родителя). Образовательный уровень многих родителей, компетентность во многих вопросах, правовых, экономических, сегодня может явно соперничать с культурно – воспитательными возможностями ОО. При этом родитель в меньшей степени владеет вопросами возрастного развития и воспитания ребенка. Да, есть масса сайтов по родительству и воспитанию. Это такой тренд. Однако, эта характеристика относится к родителям, живущих в городах, у которых есть высшее образование и доход выше среднего. А если возьмем большую часть семей, живущих на пороге бедности, то, полагаю, там вопросы родительства и воспитания отодвинуты на второй план, а на первом стоят вопросы выживания.
Гипервозбужденный/тревожный. Известно, что у тревожных родителей тревожные дети. Мы живем в эпоху сжатого времени, сжатых мыслей, чем-то недовольны, чего-то пытаемся достичь, держим себя в форме и пытаемся все успеть. Но, например, любить детей по-быстрому – невозможно.
Центрированный на образовании ребенка. Современные родители так спешат научить своих детей всему и сразу, что отбирают у них самое дорогое — радость детства. Дети стремительно взрослеют. Мы торопим детские жизни. Вместе с тем, нейропсихологами доказано, что модная сейчас концепция раннего развития зачастую дает противоположный эффект. Не зная особенности развития мозга ребенка чрезмерная загрузка разными методиками обучения - даже в игровой форме - не дает мозгу самостоятельности, у него нет времени анализировать и понимать, ребенок использует механическую память.
Инфантильность. Парентификация. Один из видов нарушения семейной иерархии в ситуации зависимостей/со-зависимостей родителей, когда ребенку приходится регулировать родительские конфликты, отвечать за сохранение стабильности в семье при наличии зависимого родителя, брать на себя ответственность за воспитание младших братьев и сестер и т. п.
«Цифровое детство». Сегодня ИКТ — важнейший конкурент семьи и школы в процессе социализации детей. Можно говорить о возникновении нового социального и культурно-психологического феномена — цифрового детства. Исчезает способность верификации информации. Мы не знаем, чему верить. Недоверие к информации растёт и, наконец, цифровая реальность становится признаком отбора в социуме. То есть мы имеем дело с гиперсетями как в социуме, так и в мозге. Не факт, что мы уследим за этим. Дети, которые родились в новую эпоху, не рождаются с биологически другим мозгом, но он становится иным, потому что они очень рано начинают жить в двух параллельных мирах: реальном и цифровом. И теперь дети - это другие люди.
С учетом региональных особенностей, национально-культурных ценностей семей, перечисленный выше портрет современного родителя может быть расширен.
Важно понимать, что агрессивные, конфликтующие родители, чаще всего, неравнодушны к своим детям или, как минимум, к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, даже если иногда это кажется непростой задачей.
Поэтому, планируя предстоящую встречу с родителями по неоднозначной, сложной ситуации, педагоги должны учесть следующие важные моменты:
Взаимодействие родителя с собственным ребенком, восприятие им своего сына или дочери – это эмоциональный процесс, нагруженный детским опытом родителя, его ожиданиями от ребенка, отношением к нему. К неудачам и трудностям ребенка любой родитель относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает их как показатель своей собственной успешности: если мой ребенок благополучен, значит, я хороший родитель.
Центрированные на своем ребенке родители с высоким уровнем притязаний к школе/детскому саду, часто не соотносят уровень его развития ни с какими нормами и не могут относиться к своему ребенку настолько объективно, насколько это может педагог/воспитатель. С другой стороны, если родитель, обвиняя ребенка, безоговорочно встанет на сторону ОО и педагогов, он потеряет последний контакт со своим ребенком, а педагог теряет партнера и помощника в воспитании данного ребенка.
Обсуждение трудностей ребенка – очень непростая для родителя ситуация, которая сопровождается болезненным реагированием и сильными эмоциональными переживаниями. В такой ситуации приглашение в школу делает родителя мало чувствительным к логическим доводам и аргументам. Например, учитель говорит: «Ваш ребенок быстро устает, ему тяжело учиться», а родитель слышит в этом: «Ваш ребенок не такой способный, как другие дети». По этой же причине недопонимания информации могут игнорироваться родительские собрания.
В любой конфликтной ситуации родители считают своего ребенка лучшим, а других детей (педагогов) – худшими, зачинщиками, подстрекателями, виноватыми, обидчиками.
Есть родители травмированные в собственном детстве и в школьные годы в том числе. Есть равнодушные к своим детям и их обучению, легко перекладывающие ответственность за обучение и воспитание своего ребенка на воспитателей или педагогов.
Важно помнить, что конфликтный родитель — в большинстве своем тот, кому не безразлично, что происходит с его ребенком в школе или детском саду, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. И в этом ему нужна помощь. И в качестве одной из культуро – созидающих задач при взаимодействии является необходимость осуществления поддержки семьи и повышение психолого – педагогической компетентности родителей.
Эффективная реализация данной задачи возможна только при наличии профессионального подхода к пониманию воспитательного потенциала и ценностей семьи, семейных ситуаций, корректному участию в их решении. А так же знаний современных форм работы с семьей, разработке эффективных стратегий взаимодействия и способах активизации родительского сообщества в современных условиях образовательного пространства.
Позиция учителя/воспитателя в общении при любых обстоятельствах должна оставаться доброжелательной и высоко профессиональной. Помочь в этом могут следующие рекомендации:
• Отведите определенный день или время для личных встреч с родителями. Если инициатором встречи является педагог/воспитатель, он может выписать факты происходящего (в учебе, поведении и т. д., на которые собирается сослаться в разговоре. Помогает предварительная запись основных вопросов, желаемый результат беседы и запись договоренностей между родителем и педагогом. Бережно относитесь к времени своему и родителя, делая акцент на содержательности общения.
• Исследовательское отношение к собственной жизни. Научитесь понимать и принимать себя, свое состояние, чувства и роль в конкретной ситуации взаимодействия. В том числе и отсутствие страха при соприкосновении со своими разными чувствами и чувствами других людей.
• Владейте коммуникативными навыками, будьте гибкими – умейте поменять тактику взаимодействия в зависимости от ситуации. Говорите на понятном родителям языке, используйте объединяющие слова: «Нам с вами необходимо…», «Для нас важно» и т. д.
• Организуйте собственную безопасность. Если понимаете, что человек настроен агрессивно, беседуйте и, главное, принимайте решения только в присутствии зам. директора или специалиста образовательной организации. Это помогает сделать взаимодействие безопасным, кратким и более продуктивным. Удержать ситуацию, не допуская конфликта, как своего рода предупреждение собеседнику о том, что тот преступает допустимую черту, может помочь фраза: «Недопустимо, чтобы взрослые люди разговаривали в школе в таком тоне». Если беседа превращается в атаку из обвинений, и вы понимаете, что решить ситуацию сейчас не представляется возможным, можно остановить разговор, например, так: «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло. Предполагаю, вам нужно время, чтоб подумать и вернуться к конструктивному обсуждению и поиску совместных решений проблемы. До тех пор проблема остаётся нерешённой».
• Удерживайте установку на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями, доброжелательность и тактичность. Не пререкайтесь с собеседником и не подменяйте аргументы своим мнением, не советуйте, а советуйтесь. В конце беседы можно задать вопрос: «Итак, мы с вами договорились о?» При этом разделяя ответственность в решении ситуации: что делает родитель, а что – вы, как педагог (или другие специалисты).
• Изучите техники медиации, как способ эффективной коммуникации, конструктивного разрешения и предотвращения повтора конфликтных ситуаций.
• Демонстрировать выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества легче, если овладеете психологическими знаниями контейнирования негативных эмоций своих и собеседника.
• Учитывайте эмоциональное состояние родителя. Откажитесь от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривайте с позиции «взрослый – взрослый».
• Владейте методами изучения семьи. А так же современными формами организации и активизации родительского сообщества.
Следуя простому, но важному алгоритму построения диалога, можно избежать непредвиденных ситуаций и вовлечь родителя в конструктивные решения возникающих ситуаций.
Алгоритм конструктивного взаимодействия:
1) Поблагодарите родителя за то, что пришел.
2) Начните разговор с приятных моментов (любого ребенка есть за что похвалить): «Спасибо, что пришли, потому что предмет обсуждения/решение важен…».
3) Спокойно и безоценочно сформулируйте предмет обсуждения. (Не давайте оценочных суждений «хорошо или плохо» - вы просто ставите родителя в известность о ситуации: «На данный момент сложилась следующая ситуация…». Кратко изложите суть и убедитесь, что родитель понял вас правильно).
4) Открытый диалог с родителем, присоединение к родителю. (Используйте технику «активного слушания». Так родитель получает возможность справиться с тревожностью и готов к конструктивному обсуждению. Понимает, что вы высказываете озабоченность и желание найти решение совместными усилиями).
5) Реагируйте на чувства/эмоциональные переживания родителя: «Как Вы справлялись с подобными ситуациями, если они возникали ранее?», «Да, это действительно неприятно…».
6) Перевод диалога в позитивное русло, создание настроя на сотрудничество. (Бывает полезно подчеркнуть мотивацию родителя, акцентировать внимание на успешных решениях в воспитании, на позитивном детско-родительском взаимодействии, если вы их наблюдаете в данный момент (или знаете о них).
7) Резюмирование, подведение итогов: «Таким образом, главное сейчас.» или «Итак, мы договорились, что вы… "(что делает родитель, а что - учитель).
В критических и недоброжелательных ситуациях взаимодействия с родителями важно владеть психологическими приёмами реагирования на критику.
Приёмы реагирования на критику:
Обобщённая или несправедливая критика (несправедливые обвинения, оскорбления, обобщающие слова «никогда», «всегда», «никто», «ничего» и т. п.)
Прием: Конкретизация.
Пример использования:
Родитель: «Безобразие, а не школа».
Учитель: «Что конкретно вы имеете в виду?»
Родитель: (называет причины своего недовольства).
Учитель: «Давайте попробуем разобраться в ситуации вместе».
Примем: Альтернативный вопрос.
Пример использования:
Родитель: «Вы плохо обращаетесь с моим ребенком».
Учитель: «Вам не нравится, какие отметки получает ваш ребенок или как он усваивает программу?»
Родитель: «Эмм…Мне не нравится, что у моего сына много троек».
Учитель: «Как вы думаете, почему сложилась такая ситуация?»
Прием: Выражение понимания
Пример использования: «Я понимаю вашу обеспокоенность…»
Прием: Прояснение намерений.
Пример использования: «Что вы сейчас хотите? Обсудить особенности работы нашей организации или решить свою проблему?»
Прием: Открытое выражение чувств.
Пример использования:
Родитель: «В вашей школе/садике ребенку неинтересно».
Педагог: «Неожиданно озадачена вашими словами, мы проводим, работают секции и кружки. Все ребята находят для себя что-то интересное. Мы можем обратиться к психологу, чтобы подобрать вашему ребенку занятие по душе? (или «Как думаете, почему так происходит?»).
Справедливая критика (отражающая реальное положение, суть проблемы)
Правильной реакцией на справедливую критику является извинение и согласие с возникшей ситуацией (тон должен быть уверенным). В этом случае согласие воспринимается как принятие ответственности за свои действия, понимание справедливости претензий собеседника, с сохранением уважения друг к другу и самоуважения.
Таким образом, мы приходим к пониманию, что образовательная организация должна стать организующим центром объединения теоретических, методических и практических стратегий выстраивания эффективного взаимодействия с родителями в процессе обучения и воспитания детей и подростков. Равно заинтересованными партнерами в формировании единого воспитательного образовательного пространства, в котором детям комфортно общаться, обучаться и развиваться.