Юлия Романова
Взаимодействие с родителями в рамках круглого стола «Наказания: за и против»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями
Круглый стол на тему :
«Наказания : за и против»
Цель: Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по- новому на использование наказаний, переосмыслить их.
- Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.
Публикация «Взаимодействие с родителями в рамках круглого стола „Наказания: за и против“» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Вопросы к слушателям: - Как вы считаете, что дает наказание ребенку?
- Как часто можно использовать этот метод?
- Можно ли обойтись без наказаний?
- Какие наказания приемлемы для детей?
- Как вы расцениваете слова А. С. Макаренко о том, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания?
Высказывание родителей по данным вопросам.
Нет, конечно, кто спорит? Лучше обходиться без наказаний. Это прекрасно, когда ребенку все можно объяснить. А еще замечательней, если он вас понимает и без лишних объяснений. Чуть только брови нахмуришь — инцидент исчерпан.
Беда только в том, что таких детей: разумных, чутких, спокойных, покладистых, — сейчас очень мало.
В последние годы все чаще появляются дошкольники, поведение которых поначалу наводит на самые печальные мысли — настолько они агрессивны, неуправляемы, неадекватны. Хочется сходу направить их к психиатру, но торопиться не стоит. Очень может быть, что это просто жертвы "свободной педагогики" — дети, которых лет до четырех воспитывали "без огорчений", ничего не запрещали и не наказывали. А в случае демонстративного неповиновения беспомощно разводили руками, либо даже начинали ребенка бояться. И чтобы не связываться, готовы были уступить ему буквально во всем.
Вроде бы вы создали сверхкомфортные условия, а на деле — жесточайшая психологическая травма.
Как могут чужие взрослые реагировать на дикие выходки такого свободолюбца? Если увещевания не помогают, то способ обычно один — отвержение. А ребенок-то привык, наоборот, быть в центре внимания, так что он переживает свое изгойство особенно остро. Неудачи порождают обиды и новый виток агрессии. Выход из порочного круга — в изменении позиции родителей. Если они вовремя спохватятся, построят четкую систему поощрений и наказаний, ребенок может измениться в лучшую сторону почти до неузнаваемости.
Если же затянуть процесс "свободного воспитания", очень может быть, что визит к психиатру станет неизбежным, и одной встречей дело не ограничится.
В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воздействий на детей.
Нормативными документами о защите прав ребенка являются:
- Конвенция о правах ребенка.
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ».
- Закон РФ «Об образовании».
- Семейный кодекс.
- Уголовный кодекс.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления. Дети имеют право на любовь и заботу. Недопустимым считается отсутствие заботы, небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Надо давать детям положительные оценки. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы и ни в коем случае не отнимать подаренного.
Физические наказания недопустимы. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство.
Одна из характерных черт последних столетий – отказ человечества от использования резких болевых воздействий в воспитании, обучении, дрессировке. Болевые методы, не оправдавшие себя даже в уголовном наказании, не помогают при воспитании детей, затягивают дрессировку животного.
Суть воспитания сегодня – создание у ребенка сложной системы навыков труда, учебной деятельности, поведения. Ребенка надо научить бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя.
Сегодня оружие воспитателя (взрослого) – доброе слово, терпеливое разумное воздействие, помощь и поддержка.
Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то, какие? (высказывания родителей).
К педагогически оправданным наказаниям относятся :
- замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
- выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы ребенок знал, за что наказан.
Смысл наказания – воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.
Если без наказаний обойтись нельзя, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. Л. Леви (советский и российский писатель, врач-психотерапевт и психолог, автор книг по различным аспектам популярной психологии. Кандидат медицинских наук).
Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Часто бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (за девочку) и ударил обидчика.
Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
Наказания не должны быть слишком частыми, так, как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
Наказание не должно вредить здоровью.
За один проступок – одно наказание.
Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях своё остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.
Чтобы наказание действовало, родителям нужно быть последовательными. Нельзя сегодня за какой-то проступок наказывать, а завтра, когда маме будет некогда, на то же самое не обратить внимание. Поверьте, ребенок не оценит маминого благородства, а решит, что нужно просто подольше поплакать, поупрямиться, потопать ногами — и он добьется своего.
Важен и семейный консенсус относительно требований, предъявляемых к ребенку. Если нельзя — значит, нельзя, и за нарушением запрета непременно следует наказание. Иначе ребенок привыкнет манипулировать взрослыми, и в итоге авторитет всех членов семьи будет подорван.
И самое главное: Наказывая детей, совершенно необходимо сохранять
самообладание и даже. мирное расположение духа. Нельзя делать это в припадке раздражения, злобы, в отместку. Ведь любящие родители наказывают ребенка не для того, чтобы с ним посчитаться, а чтобы остановить его, когда сам он остановиться не в состоянии. Наказание — это шлагбаум,
препятствующий продвижению ребенка по порочному пути, а вовсе не орудие пытки.
Поэтому сначала успокойтесь, отдышитесь, возьмите себя в руки и только потом, применяйте санкции.