МААМ-картинки

Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников

Ольга Соловьева
Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников

Взаимодействие с семьёй по

формированию культуры природолюбия

у дошкольников

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность - это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьёзные сбои и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающем уровень его культурно-интеллектуального развития. В данном случае действует золотое правило экологии: «Относись к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Публикация «Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников» размещена в разделах

Культура природолюбия - личное интегративное качество, включающее духовный и материальный опыт, трансформирующийся в субъективное, чувственно-ценностное, созидательное отношение к природе.

С какого возраста надо формировать любовь к природе? С самого рождения ребёнка! Все начинается со средств народной педагогики - сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. Но в настоящее время ценные традиции народной педагогики практически утрачены. Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения.

Печально, но развитие культуры подрастающего поколения тормозится низкой культурой взрослых. В раннем возрасте важен их авторитет, но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе и учат их прагматизму на следующих примерах: «Костёр сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Не нужно жалеть цветы, их много». Такие фразы воспринимаются детьми с самого раннего детства, и переучивать их в дальнейшем сложно.

Готова ли современная семья дать ребёнку первоначальные умения и навыки природоохранительной работы, сформировать основы культуры природолюбия? Как показывает практика, далеко не всегда. Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:

• Этим должны заниматься воспитатели;

• Нет необходимых знаний;

• Нет времени заниматься воспитанием;

• Для этого есть лето.

Одна из особенностей нашего времени заключается в том, что окружающая среда даёт в подавляющем большинстве опыт негативного содержания, образцы экологической безграмотности. В поле зрения детей постоянно находятся свалки, загрязнённые водоёмы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным Экологическое безкультурье становится «нормой», ребёнок воспринимает его привычную картину окружающего мира, Опыт взаимодействия с окружающей средой крайне беден позитивом.

При общении с родителями нужно донести до них мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть авторитетом и образцом для подражания. Совершая определённые действия по отношению к природе, нужно думать и о будущих поколениях. Нужно подарить им радость общения с природой!

Известный географ и общественный деятель в области охраны природы Д. Л. Арманд в своей книге «Нам и внукам» отмечал: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях». Существуют определённые правила и для посетителей природы.

Важно при составлении и объяснении правил делать акцент на отсутствие в них частицы «не» вместо правил «Не рви цветы!», «Не убивай животных!»- «Сохраняй цветы!», «Береги животных!».

Несмотря на то, что большинство родителей знают, как нужно относиться к растениям и животным, в реальной жизни они действуют по привычке, оставаясь равнодушными к живым существам. Среди причин эгоистичного отношения к объектам природы можно выделить следующее:

• Недостаток или отсутствие представлений о растениях и животных как живых существах;

• Низкий уровень наблюдательности;

• Недостаточный опыт общения с природой;

Несформированность эмоционально чувственного положительного опыта взаимодействия с объектами природы;

• Низкий уровень владения навыками ухода за объектами живой природы;

• Неумение предвидеть последствия негативных поступков;

• Плохой пример окружающих.

Эффективны методы изучения особенностей семейного воспитание -анкетирование родителей. В анкете можно использовать как закрытые вопросы, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов ответа, так и открытые. Позволяющие свободно высказать свои мнения.

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное и нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

Поэтому, прежде всего мы выяснили, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания детей. В результате анкетирования оказалось, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому мы проводили индивидуальные беседы с родителями, давали краткие советы и рекомендации. Мы советуем родителям обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой.

Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация для родителей. Мы предложили им информацию «Правила друзей природы», «Формирование культуры природолюбия у дошкольников», предложили список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей, а также совместно с родителями сделали гербарий из листьев деревьев и коллекцию камней и природного материала. Надеемся, что наша совместная работа даст хорошие результаты.

Литература:

1. Соколова Н. А. Взаимодействие с семьей по формированию культуры природолюбия у дошкольников [Текст] / Н. А. Соколова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - № 5. - С. 98-103

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005 г.

3. Лучинин М. В. Детям о природе. - М., 1989.

Публикации по теме:

Опыт работы ДОУ по формированию экологической культуры дошкольников Я хочу представить вам «Опыт работы МБДОУ «Детский сад № 6 комбинированного вида» по формированию экологической культуры дошкольников».

Фоторепортаж «Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей интереса к книге и приобщению к чтению»Фоторепортаж «Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей интереса к книге и приобщению к чтению» Книга! Как нам, взрослым, привлечь внимание детей к ней? Как сделать так, чтобы телевизор и компьютер не заменяли чтение книг? Что нужно.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка» Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль.

Мастер-класс «Взаимодействие ДОУ с семьёй» 1. Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО 2. Семья для ребенка-это источник общественного.

Мастер-класс «Взаимодействие ДОУ с семьёй» 1. Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО 2. Семья для ребенка-это источник общественного.

Проект «Взаимодействие ДОУ с семьёй» Педагог дополнительного образования (хореограф) Высшей квалификационной категории Ибрагимова Юлия Валерьевна ГБДОУ №137 Выборгского района.

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у дошкольников интереса к музыкальному образованию Музыкальная деятельность закладывает основы общей культуры будущего человека. Однако успешное развитие личностных качеств детей посредством.

Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность «Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная.

Взаимодействие с семьёй в условиях лекотеки Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения.

Взаимодействие детского сада и семьи в работе по формированию у детей основ ЗОЖ Работа МБДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Ключникова Л. Г. (ст. воспитатель) Каруненко Е. А. (инструктор по физической культуре).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 16:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД