МААМ-картинки

Взаимодействие с социальными партнерами как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Бороданева Ольга Анатольевна
Взаимодействие с социальными партнерами как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №23»

структурное подразделение дошкольные группы «Василек»

Тема

«Взаимодействие с социальными партнерами, как средство духовно-

нравственного воспитания дошкольников»

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Бороданева Ольга Анатольевна

Публикация «Взаимодействие с социальными партнерами как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

«Взаимодействие с социальными партнерами, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Одно из основных направлений педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, укладом жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Одним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

В современных социально-культурных условиях развития и расширения спектра различных форм работы с дошкольниками чрезвычайно актуальна проблема поиска и освоения новых вариантов работы – это работа с социумом. Достичь планируемых результатов в реализации современной модели образования возможно при непосредственном участии и поддержке социальных партнеров.

Потребность перехода ДОУ к сотрудничеству в работе с социумом обуславливается рядом причин: изменением образовательных ориентиров, личностным подходом в воспитании, расширение представлений человека о мире, возможность непосредственного приобщения к общечеловеческим ценностям.

Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами, дает дополнительный импульс для нравственного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Сотрудничество с социумом помогает не только адаптироваться ребенку в окружающей среде, но и расширить его представление о мире вне стен дома и детского сада, дает возможность для организации исследовательской работы с детьми, развития духовно-нравственных чувств.

Все больше в жизнь детского сада входит такое понятие как социальное партнерство. Кто же является социальным партнером дошкольного учреждения, как складываются эти взаимоотношения? За дверьми детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и радости. В сегодняшнее время дошкольное учреждение становится открытой развивающейся системой, которая стала местом пересечения самых разных социальных институтов. Чем шире, разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл многих явлений, осваивает культурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения. Поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы.

Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями.

Одним из таких социальных партнеров для нашего ДОУ является Муниципальное учреждение культуры «Воскресенская централизованная Библиотека-филиал №33». Проблема заметного снижения интереса к чтению у детей стала причиной сотрудничества детского сада с библиотекой. Планирование мероприятий с сотрудниками библиотеки мы обговариваем в начале каждого года. Здесь учитываются наши тематические проекты и памятные даты. Сотрудничество с библиотекой дает возможность для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, знакомство с народными традициями.

В работе с библиотекой одной из интересных и перспективных форм расширения кругозора детей, обогащения и расширения словаря являются экскурсии. Причём экскурсии не являются самоцелью, они предполагают дальнейшую работу, охватывая все направления развития личности дошкольников, в том числе и духовно-нравственное.

Наши дети посещают экскурсии и тематические мероприятия в библиотеке, начиная с возраста 5-6 лет. Сотрудники библиотеки проводят для них тематические занятия, театрализованные представления, знакомят детей с тем или иным писателем, рассказывают о народных праздниках и традициях, о героях Великой Отечественной Войны. Дети с удовольствием участвуют в драматизации сказок, например, «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие. Разыгрывают сказки с использованием театральных кукол.

Были проведены занятия: «По страницам книг А. Барто», «Путешествие по сказкам», «Знакомство с русскими былинами»; в летний период проходят совместные мероприятия на территории сада, например, познавательная викторина «Книга-наш друг».

Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического воздействия.

Не первый год мы очень тесно сотрудничаем с Муниципальным учреждением дополнительного образования «Детская школа искусств «Фламинго» Наши воспитанники – частые посетители выставок, организуемые школой. Также ежегодно мы посещаем с детьми «День открытых дверей», где дети воочию могут посмотреть, потрогать, попробовать, познакомиться с творчеством. У нас существует давняя традиция, где педагоги школы проводят мастер-классы с сотрудниками детского сада, показывают приемы лепки сказочных персонажей, учат приемам рисования сказочной Гжели. Наши воспитанники являются активными участниками конкурсов муниципального, всероссийского, международного уровня.

Сотрудничество детского сада с муниципальным учреждением дополнительного образования «Музыкальная школой № 2» позволяет расширить кругозор, вызывать еще большой интерес к музыке воспитанников ДОУ. Для нас посещение музыкальной школы стало доброй традицией. Дошкольники, некоторые впервые, познакомились с такими музыкальными инструментами, как: гитара, рояль, аккордеон, флейта, виолончель, синтезатор, скрипка. Благодаря постоянной работе по воспитанию интереса к музыке многие выпускники нашего детского сада являются учениками детской музыкальной школы. Дети знакомятся с юными музыкантами, бывшими воспитанниками нашего детского сада, слушают и обсуждают вместе произведения, исполненные на различных инструментах.

Такие встречи значительно обогащают и оставляют яркий след в эмоциональной памяти детей, создают мотивацию к занятиям музыкой в школе, способствуют формированию начал музыкальной и художественной культуры.

Сотрудничество детского сада с Белоозерским муниципальным бюджетным учреждением «Дом культуры «Гармония» позволяет сделать процесс художественно-эстетического развития социализации детей более успешными. У детей появляется желание публичного представления своего творчества, даёт возможность почувствовать его значимость.

Дети под моим руководством, при активной поддержке родителей и педагогов, неоднократно принимают участие в торжественных мероприятиях, посвящённых праздничным датам в Доме культуры «Гармония».

Дошкольники ежегодно выступают на митинге, посвященном празднованию Дня Победы, возлагают цветы к памятнику защитникам Родины вместе с ветеранами, также принимают участие в концертах ко Дню Матери и Международному женскому дню, Дню поселка, постоянно участвуют в конкурсах и фестивалях («Белоозерские таланты»). Наши дети совместно с родителями мастерят поделки для конкурсов художественно-прикладного творчества на базе ДК, неоднократно занимающие призовые места.

Очень интересно проходят совместные обрядовые праздники, где участвуют наши воспитанники и родители : «Рождество», «Крещение», «Проводы зимы», «Масленица», «Пасха». Там дети узнают о сохранившихся народных традициях, обычаях, обрядах, ритуалах. Эти мероприятия приобщают дошкольников к духовному, культурному и историческому наследию народов России.

С каждым годом возрастает интерес детей и желание выступать на публику, что позволяет психологически раскрепостить ребенка, дает возможность почувствовать себя артистом.

Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. Практика нашего ДОУ показывает, что дошкольники имеют возможность окунуться в увлекательную школьную жизнь: познакомиться с учителями, посидеть за большой партой, принять участие в общешкольных мероприятиях «День открытых дверей», «День Знаний», провести встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (учениками начальной и средней школы). Также имеют возможность посещать организованный адаптационный курс занятий. Учащиеся школы, в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий, проводимых в детском саду.

Также проводятся совместные педагогические советы (ДОУ и школа, семинары, мастер- классы, круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы.

Хорошей традицией в группе «Ягодка» является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство, увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и могут помочь с преодолением трудностей.

Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях!

Но главную и центральную роль в сознании ребенка играет семья. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья — это колыбель духовного развития ребёнка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются жизненные позиции. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Поэтому одним из важнейших направлений работы по духовно-нравственному развитию дошкольников в нашем ДОУ является взаимодействие с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

Хорошей традицией в нашем ДОУ стало проведение массовых мероприятий для детей всех возрастных групп и родителей. Проведение таких досуговых мероприятий помогают детям осваивать способность взаимодействия взрослого и детей. В присутствии родителей дети взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой. А родители на таких мероприятиях являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками. Как правило в массовых досуговых мероприятиях у нас принимают участие все дети и большое количество родителей. В прошлом году прошла традиционная в нашем саду Масленица, где игры-развлечения проводили не только воспитатели, но и родители.

Подводя итоги сотрудничества ДОУ с социумом, можно сделать вывод, что результатом работы стало: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами, развитие навыков сотрудничества родителей с ребенком.

Значимость духовно-нравственного воспитания, формирующего у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает педагогов на поиск новых эффективных форм работы.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитанияСетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитания В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с социальными партнерами как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 8 октября 2022 в 19:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД