Получи документы

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в системе работы дошкольного логопункта.

Галина Мараханова
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в системе работы дошкольного логопункта.
▼ Скачать + Заказать документы

Обновление современной системы дошкольного образования, в настоящее время сопровождается поиском путей совершенствования содержания форм, методов воспитательной - образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе с детьми с нарушениями речи можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм и методов проведения. В нашей работе таким методом стала – театрально-игровая деятельность.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в системе работы дошкольного логопункта,» размещена в разделах

Работа организуется в сотрудничестве муз. руководителя, логопеда и родителей. Она отмечается целенаправленностью, систематичностью, системностью и учитывает уровень развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Известно, что у детей-логопатов страдает не только речь. Зачастую при обследовании таких детей мы отмечаем у них следующие виды недостаточности: мимическая; эмоциональная; моторная; сенсорная; голосовая; психических функций и т. д. Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а так же речевой аппарат.

Цикл комплексных занятий помогает восполнить некоторый пробел в работе над преодолением недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание (кроме речи, разумеется) активизации процесса мышления и улучшению мелкой моторики пальцев рук. А между тем, игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость, подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение.

Речь не является отдельной обособленной функцией. Её правильность и выразительность зависит от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление.

Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На занятиях дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать её на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, ритм, динамика, темп. На занятиях дети поют, танцуют, играют на звучащих музыкальных инструментах, осваивают игры-драматизации, участвуют в постановках сказок, спектаклей и праздников.

Музыкальные игры снимают психо - эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Вместе с музыкальным руководителем был разработан цикл специальных комплексных занятий для театрального кружка, который функционирует на базе д/с 1520 для детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 25-30 минут.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Предлагается примерная структура занятий:

1. Вводная часть – динамическая разминка (4-5 минут) включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку.

2. Основная часть (15 – 20 минут) :

музыкально-ритмические упражнения и игры : формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки; учить самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формой музыки; развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику;

-развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения;

- развитие сценического мастерства и речевой деятельности :развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

3. Заключительная часть (5 – 6 мин) включает в себя подвижную или речевую игру и обязательное релаксационное упражнение.

Опыт работы театрального кружка показал: наметилась положительная динамика в уровнях развития артикуляционной моторики, речевого дыхания; создан положительный эмоциональный настрой; дети стали более раскрепощённые, способными к передаче театрального образа; появился интерес к театрально – игровой деятельности.

Итогом этой работы является проведением досугов, спектаклей для детей детского сада, родителей, общественности города.

Список литературы:

1. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия: – М. : 2008г.

2. Козлянцова И. Л., Чарели Э. М. Речевой голос и его воспитание. – М. : 1985г.

3. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. -М. :2010

4. Чистякова М. А. Психогимнастика. – М. : 1990г.

5. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. : 2001г.

6. Касицина М. А., Бородина И. Г. Коррекционная ритмика. - М. : 2007г.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Проект «Маленький селянин» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в системе работы дошкольного логопункта.
Опубликовано: 2 декабря 2014 в 09:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в системе работы дошкольного логопункта.» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мараханова (УИ 272228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД