Надежда Войнова
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога – психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности в группе комбинированной направленности
В нашем детском саду с 2018 года функционируют 2 комбинированные группы для детей с ТНР. Учитывая особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ, возникла необходимость организации совместной работы специалистов ДОУ в направлении коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Мы совместно с педагогом - психологом ДОУ, решили создать и апробировать модель взаимодействия логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в группе комбинированной направленности» размещена в разделах
Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду нарушений. То есть не существует речевых расстройств, при которых, благодаря наличию межсистемных связей, не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.
Успешная реализация этих задач возможна только при тесном взаимодействии специалистов в коррекции речевых и неречевых функций. Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.
У детей, имеющих речевые нарушения, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:
• меньший объём запоминания и воспроизведения материала;
• неустойчивость внимания;
• быстрая отвлекаемость;
• истощаемость психических процессов;
• снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
• затруднена развёрнутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдаются:
• повышенная возбудимость;
• раздражительность или общая заторможенность;
• замкнутость;
• обидчивость;
• плаксивость;
• многократная смена настроения;
• тревожность.
Мы свою работу организовываем по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс развития. Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.
Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью.
Мы выделили основные направления взаимодействия, которые помогают более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно - образовательного процесса.
Направления :
• диагностическое;
• коррекционное;
• просветительское
Перед собой мы поставили следующие задачи.
Задачи работы педагога – психолога :
-Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
-Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
-Развитие общей и мелкой моторики.
-Развитие зрительно-моторной координации.
-Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
-Активизация отработанной лексики.
-Снятие тревожности у детей.
Наш подход предполагает проведение отдельной, параллельной работы на одном лексическом материале, с проведением один раз в месяц итоговых интегрированных занятий.
Первое, с чего начинается наша работа, это диагностика. По результатам диагностики, нами был разработан перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ТНР с учетом лексических тем.
Следующим этапом нашей работы было создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог. Нами были систематизированы и оформлены задания на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала. В ходе работы мы также используем игры и упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Большой интерес у детей вызывают задания, в которых необходимо исправить ошибки в построении предложений, придумать конец предложения, вставить пропущенные слова в предложения. Аналогичным образом подобраны задания на развитие словесно-логического мышления, тренировку умения классифицировать предметы, подбирать аналогии, на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания. В рамках занятия по развитию связной речи, логопед предлагает детям составить рассказ по серии сюжетных картин, а педагог-психолог предлагает самим детям придумать окончание рассказа, преследуя тем самым свою цель по развитию воображения, образного мышления.
Каждое интегрированное занятие строилось по определенной структуре. Начало занятия включало игры и упражнения на создание положительного эмоционального настроя на работу, вызывание у детей интереса, инициативности. Основная часть представлена развивающими играми, направленными на развитие зрительной памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, воображения, мелкой моторики, графических навыков, на согласование речи и движений. Особое место в структуре занятия отводилось лексико-грамматическим заданиям, проведению звукобуквенного анализа и синтеза слов. Завершающая часть состояла из приемов на сплочение детского коллектива, воспитание дружелюбия, чувства взаимопомощи.
В целях единства образовательной среды в группах организованы речевые уголки, которые наполнены материалом по развитию всех компонентов речевой деятельности. В уголках психологической разгрузки есть все необходимое для снятия эмоционального напряжения, профилактики агрессивного поведения.
В просветительском направлении ведется следующая работа: совместные консультации, родительские собрания, лектории для родителей, где педагог-психолог освещает психологические особенности детей с ОВЗ.
В завершении хочется сказать, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.