Танзиля Шарафетдинова
Взаимодействие воспитателя и родителей в работе по успешному овладению дошкольников родным языком
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие воспитателя и родителей в работе по успешному овладению дошкольников родным языком
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение со взрослыми.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному татарскому языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения и активизации словаря и совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовке к обучению грамоте.
Публикация «Взаимодействие воспитателя и родителей в работе по успешному овладению дошкольников родным языком» размещена в разделах
В детском саду дошкольники усваивают родной татарский язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь развивается постепенно.
Владение родным татарским языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение пользоваться сложными предложениями (Я не хочу идти гулять, потому что на улице холодно и сыро). Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет (Это яблоко, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении татарского языка.
В 2013 году мы приняли детей от 3 до 4-х лет. В группе 23 ребенка, 8 девочек, 15 мальчиков. Провели в группе анкетирование родителей (20 человек) по таким вопросам:
1. Владеете ли Вы родным языком? Да – 19 человек, нет – 1 человек.
2. На каком языке Вы общаетесь дома? На татарском – 6 человек, на русском и татарском – 10 человек, на русском - 4 человека.
3. Говорит ли ваш ребёнок на родном языке? Да – 13 человек, нет – 7 человек.
4. Если нет, планируете ли Вы обучить своего ребёнка родному языку? Да – 19 человек, нет – 1 человек.
5. Готовы ли Вы помочь ребёнку в обучении родному языку? Да – 19 человек, нет – 1 человек.
6. Выписываете ли Вы газеты и журналы на татарском языке? Выписывают – 3 человека, нет – 17 человек.
7. Читаете ли Вы татарские сказки, стихотворения ребенку? Читают – 8 человек, не читают – 12 человек.
8. Смотрите ли Вы детские передачи на татарском языке? Смотрят – 7 человек, не смотрят – 13 человек.
9. Считаете ли Вы необходимым воспитание национального самосознания в семье? Да – 4 человека, нет – 16 человек.
10. С желанием ли Вы привели ребенка в татарскую группу? Да – 20 человек.
11. В какую школу Вы планируете отдать ребенка в будущем? В татарскую школу – 5 человек, в русскую – 15 человек.
Из анкетирования видно, что недостаточное внимание уделяется обучению детей татарскому языку дома.
Также провели обследование детей по знанию родного языка : 6 детей – Азамат, Радиф, Динар, Ришат, Карим, Гузель хорошо разговаривают на татарском языке; Вильсур, Н. Диляра, Асиля, Эльвина, Эвелина, Г. Азалия, З. Азалия, Раиль, И. Амир, Р. Амир, Салих, Тимур, Рамазан, Алира, Анвар понимают татарский язык, но не разговаривают; а Мустафа и Фларис – не понимают татарский язык и не разговаривают.
Наши родители сами плохо знают татарский язык и не общаются со своими детьми на татарском языке.
На родительском собрании поводили беседу том, чтобы родители побольше общались с детьми на родном татарском языке.
Большое внимание уделяем воспитанию нравственно-этических чувств у детей через татарские народные игры. В каждой игре есть четверостишья, стихи, слова. Мы их учим, разучиваем игры, используем в работе татарский народный фольклор. Это и пальчиковые игры, считалки, пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи и сказки.
В группе имеется необходимый материал по ознакомлению детей с татарскими национальными праздниками: «Смбел», «Нрз», «Карга боткасы», «Сабантуй».
Осуществляется работа с семьями воспитанников. Проводим родительские собрания, выставки, различные конкурсы. Оказываем индивидуальную педагогическую помощь родителям в ходе консультаций, личных бесед, с подбором специальной литературы по интересующим темам. В группе имеются ширмы-передвижки, папки с консультациями. Приглашаем родителей на праздники, которые проводим с детьми.
Проводим консультации с родителями на темы : «Основные задачи развития речи детей при обучении родному языку», «Изучаем татарский язык», «Учимся-играя», «Татар теле йрн ннилр», «Наши праздники», «Воспитание нравственно-этических чувств через татарские народные игры», «Использование УМК (учебно-методического комплекта) при обучении детей татарскому родному языку».
Таким образом, в нашей группе целенаправленно ведется работа с детьми и родителями по овладению родным языком.