Лучший педагог года

Взаимосвязь недоразвития грамматического строя речи и пространственного восприятия у детей с дизартрией

Жанна Саенко
Взаимосвязь недоразвития грамматического строя речи и пространственного восприятия у детей с дизартрией

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [8]. Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос, и речевое дыхание. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы [4].

Публикация «Взаимосвязь недоразвития грамматического строя речи и пространственного восприятия у детей с дизартрией» размещена в разделах

В структуру дизартрии входят речевые и неречевые симптомы. К речевым симптомам дизартрии относят : синдром нарушения артикуляционной моторики, синдром нарушения речевого дыхания; синдром нарушения голоса.

Синдром нарушений артикуляционной моторики включает следующие симптомы: нарушение тонуса мышц: повышенный тонус мышц языка, губ, лица; пониженный тонус мышц речевого аппарата; дистония, когда нарушения тонуса носят непостоянный характер; ограниченная подвижность мышц речевого аппарата, вследствие односторонних или двусторонних параличей и парезов; наличие дискоординатных расстройств (вследствие поражения уровня С по Н. А. Бернштейну); наличие синкинезий – дополнительных непроизвольных движений, присоединяющихся к произвольным; диспраксия (кинестетическая и кинетическая); сохранность безусловных рефлексов орального автоматизма [9].

Синдром нарушений речевого дыхания включает в себя следующие симптомы: речевое дыхание не регулируется смысловым содержанием речи; речевой выдох укорачивается; нарушается координация между голосом, артикуляцией и дыханием.

Синдром нарушения голоса включает в себя следующие симптомы: нарушения высоты, силы и тембра голоса вследствие парезов и параличей голосовых складок и мышц гортани.

Вопрос об особенностях лексики у детей с дизартрией, как указывают Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова [5] недостаточно изучен. По мнению авторов, у детей с дизартрией даже к 7 годам наблюдается недостаточность развития лексической стороны речи, обозначающей пространственные признаки и отношения.

При дизартрии у детей имеется и неречевая симптоматика. При этом наблюдаются:

1. Нарушения моторной сферы: в более поздние сроки формируются все двигательные функции: позже начинает садиться, ползать, захватывать предметы рукой, самостоятельно есть; графо-моторные навыки и навыки продуктивной деятельности формируются с трудом; основные виды движений в дошкольном возрасте формируются плохо; дискоординатные расстройства в крупной и мелкой моторике. Нарушено чувство ритма, равновесия, движения детей неловкие и неточные; двигательная заторможенность или расторможенность.

2. Особенности психического развития детей с дизартрией : нарушено восприятие :

а) интонационно-мелодической стороны речи;

б) недостаточно дифференцировано слуховое восприятие в целом;

в) нарушено кинестетическое восприятие, а также тактильная, проприоцептивная и болевая чувствительность;

г) более сохранно зрительное восприятие, но и оно недостаточно дифференцированно;

д) медленно формируются пространственно-временные характеристики, оптико-пространственный гнозис.

Память и внимание нарушены не резко. Низкая умственная работоспособность, быстрая истощаемость. В связи с задержкой речевого развития дети долго остаются на уровне наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

3. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с дизартрией : на первом году жизни дети беспокойны, много плачут, требуют особого внимания. Нарушен сон, аппетит, дети склонны к срыгиванию, рвоте, желудочно-кишечным реакциям на погоду. В более старшем возрасте дети с дизартрией раздражительны, суетливы или заторможены, безынициативны. Для них характерна эмоциональная неустойчивость. При утомлении дети возбуждаются, бегают, кричат, их трудно успокоить словом. Вследствие задержки речевого развития плохо формируются коммуникативные навыки и самоконтроль, поэтому игровая деятельность детей с дизартрией отстаёт в своём развитии от игровой деятельности детей возрастной нормы. Все изложенные речевые и неречевые симптомы имеют органическую основу [12].

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых – наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным [6].

При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной (анартрия) из-за полного паралича речедвигательных мышц.

У детей с дизартрией отмечается своеобразие общего речевого развития, сроки которого, как правило, задержаны. У большинства детей первые слова появляются лишь к 2-3 годам, фразовая речь – к 3-5 годам. В наиболее тяжелых случаях фразовая речь формируется лишь к периоду школьного обучения [2].

Специфика самого заболевания ограничивает практический опыт ребенка с дизартрией и его социальные контакты. Кроме того, у них наблюдаются нарушения восприятия, играющие важную роль в формировании речи. У большинства детей школьного возраста можно определить своеобразие речевого развития, у некоторых – разную степень выраженности общего недоразвития речи [2].

У детей с дизартрией отмечается бедность словарного запаса, что приводит к использованию одних и тех же слов для обозначения разных предметов и действий, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами [4].

Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из 2-3 слов; слова не всегда правильно согласуются, не используются или используются не в полной мере предлоги. У основного числа школьников сохраняется задержка в формировании пространственно-временных представлений, в их обиходной речи ограничено употребление слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, в определенной временной последовательности. Отмечается и своеобразие в понимании речи : недостаточное представление о многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, арифметических задач, программного материала [11].

Наряду с нарушением формирования пространственного гнозиса затрудняется формирование восприятия формы и овладение умением соотносить в пространстве объемные и плоские величины. При этом страдает также развитие схемы тела. Задерживается формирование понятий «правое» и «левое» [3].

У детей с дизартрией наблюдается несформированность умений и навыков пространственного ориентирования. Это проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях пространства, в затруднениях при определении правого и левого, верха и низа. Детям сложно узнавать предметы в контурном изображении, с наложенным изображением. Им труднее выполнять задания по дорисовыванию верхней (нижней, левой (правой) частей рисунка. При срисовывании сложных предметов они пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают линии и части рисунка по отношению друг к другу. Также недостаточно четко они ориентируются в схеме собственного тела [1].

Дети не могут четко выделить одно из звеньев в цепи однородных предметов, изображений и графических знаков. У них наблюдаются недостаточно четкие представления о пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела стоящего напротив [10].

Таким образом, при дизартрии нарушение грамматического строя речи касается как морфологии, так и синтаксиса, ограничен словарь пространственной лексики, затруднения в формировании предложно-временных конструкций. Авторы указывают на симптоматику недоразвития пространственного восприятия у детей с дизартрией, и на недоразвитие грамматического строя речи. Вместе с тем, указывая лишь один механизм недоразвития грамматического строя - недоразвитие фонематического восприятия. Связь между пространственным восприятием и грамматическим строем ими не устанавливается, что противоречит разработкам ведущих нейропсихологов, которые рассматривают грамматический строй речи в структуре пространственного восприятия в целом.

Список литературы

1. Архипова Е. Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии. //Коррекционная педагогика, 2004, №1, с 36 – 42.

2. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989. – с 15-32.

3. Бадалян Л. О. Невропатология. – М. : «Академия», 2006. – 400с.

4. Винарская Е. Н. Дизартрия. – М. : АСТ: Астрель, 2006. – 141с.

5. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. //Дефектология. – №5, 2003. - с 35-39.

6. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М. : Просвещение, 1997. – 340с.

7. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. /Под ред. М. В. Ипполитовой. – М. : Просвещение, 1989. – 120с.

8. Понятийно-терминологический словарь логопеда. /Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 400с.

9. Семенова К. А. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами. //Хрестоматия по логопедии. /Под ред. Волковой Г. А., Селиверстова В. И. - М. : ВЛАДОС, 1997. - с 72-80.

10. Семенович А. В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. – М., 1997.- 50с., ил.

11. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. - Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 320с.

12. Трошин О. В., Жулина Б. В. Логопсихология: Учебное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 256с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи» В современных условиях образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных.

Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР. (Слайд 1)Сегодня я хочу поделиться с вами опытом и представить вашему вниманию систему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь недоразвития грамматического строя речи и пространственного восприятия у детей с дизартрией
Опубликовано: 1 июня 2015 в 21:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД