Светлана Машинская
Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка
Автор: Машинская Светлана Евгеньевна
Организация: МБДУ «Детский сад № 39 комбинированного вида»
Населенный пункт: г. Муром
Что такое здоровье?
Пословица говорит, что в здоровом теле живёт здоровый дух.
Обращаясь к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья — это правильная, нормальная деятельность организма. А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.
Публикация «Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка» размещена в разделах
Дефицит физической нагрузки у ребенка и болезни
По данным статистики, каждый третий ребёнок в нашей стране страдает от гиподинамии, дефицита движения и отсутствия адекватной физической нагрузки. Современные дети, не в пример прошлым поколениям, развиты эмоционально и психически, при этом физическое развитие и общий уровень здоровья детей стали гораздо хуже. В связи с этим возникают различные болезни— и это не только ожирение или соматические патологии, более частыми стали инфекции, которые связаны со снижением иммунитета и не закаленностью детей. Малыши мало бывают на улице, не дышат свежим воздухом и не тренируют тело, сосуды и респираторную систему. Гиподинамия перестала быть проблемой взрослого населения, педиатры и кардиологи, врачи других детских специализаций бьют тревогу — важно обратить внимание на физические нагрузки детей, приобщать их к спорту и следить в целом за уровнем здоровья детей. Но с чем связаны проблемы?
Чем плох дефицит физической нагрузки?
Полноценное развитие малыша в физическом плане с двигательной активностью должны быть неотъемлемой частью целостного воспитания ребёнка, а физическая нагрузка — главным фактором в укреплении здоровья детей и повышения их работоспособности. Сегодня психические нагрузки на детей возросли во много раз, и им просто необходимо давать выход накопившейся энергии, иначе отсутствие адекватной двигательной активности и физической нагрузки приводит к сбоям в работе центральной нервной системы, дыхательной, сердечно-сосудистой и даже пищеварительной системах.
Как активность влияет на развитие малыша?
Дефицит двигательной активности будет сказываться на умственных способностях ребёнка и нервно-психическом развитии малыша. Но не умственные нагрузки сами по себе влияют на развитие малыша, а вынужденная неподвижность при занятиях, которая связана с умственным трудом. По данным научных исследований, у детей, которые мало двигаются, повышена заболеваемость органов пищеварения (запоры, гастриты и т. д., они нередко страдают мочекаменной болезнью, неврозами, ожирением.
Дефицит движения нарушает кровоснабжение мозга, к нему поступает меньше питательных веществ и кислорода, что снижает его функциональные резервы. В итоге страдает психо-эмоциональное развитие малыша и способности его к обучению, познанию нового и мыслительным процессам, страдает память.
Как малоподвижность влияет на здоровье детей
Доказано, что физически крепкие дети болеют реже, и легче переносят заболевания.
Ограничение работы мышц в течение двух — шести недель у тех, кто занимается спортом, приводит к развитию дистрофических и деструктивных изменений в мышечном волокне. А ограничение движений у здоровых детей приводит к уменьшению насыщенности минералами и активному выведению кальция с мочой. Все это влияет на здоровье детей, начиная с малого — быстрой утомляемости. Затем следуют изменения в стенках сосудов и сердце и возникают негативные реакции на физические нагрузки. А при систематических нагрузках у детей подобных реакций не возникает, и они чувствуют себя хорошо, без признаков усталости и переутомления.
Даже неживые материи от бездействия приходят в состояние застоя, а растущий организм ребёнка может полноценно формироваться и совершенствоваться только при адекватных нагрузках. Живые ткани имеют свойство восстанавливаться в процессе отдыха после нагрузок при помощи тех веществ, которые поступают с питанием. Детский организм при нагрузках активизирует обмен веществ, и процессы обновления и восстановления идут скорее, если же адекватных нагрузок нет, процессы самовосстановления и роста минимальны. И тогда здоровье ребенка постепенно ухудшается.
Гиподинамия у ребёнка
Сегодня гиподинамия у детей неуклонно прогрессирует — все больше школьников страдают такой степенью, когда одних мер профилактики уже не хватит для того, чтобы справиться с проблемой.
Но почему у ребёнка возникает гиподинамия? В ситуации с гиперактивными малышами родители сразу бьют тревогу, обращаясь к специалистам, но если ребёнок спокойный и тихий, играет сам в уголочке, ничего не беспокоит маму до тех пор, пока в школе не возникают трудности в обучении и процесс уже запущенный. Гиподинамией называют комплекс расстройств в функционировании организма, возникающий в результате дефицита движений и подвижности ребёнка, понижения сократительной силы мышц. Подобную проблему нужно вовремя распознать, чтобы потом не устранять последствия.
Есть часть детей, изначально предрасположенных к гиподинамии — это малыши с неблагоприятным наследственным фоном, травмами при родах или пережившие гипоксию, имеющие различные болезни. Но наиболее часто гиподинамия имеет иные причины — это нездоровый образ жизни, формируемый родителями. Кроме того, способствуют гиподинамии избыток массы и ожирение, привычки к долгому сидению за книжками или компьютером, дефицит прогулок, полный отказ от помощи родителям и занятий спортом, даже прогулок с активными играми. На момент поступления в школу этот проявляются серьезные проблемы в обучении.
Гиподинамия и болезни малышей
Распознать проявления гиподинамии несложно, у нее достаточно заметные проявления, которые родные могут заметить самостоятельно — это быстрое утомление на фоне вялости с сонливостью и малоподвижностью, неактивность в играх, частые болезни. Могут быть также понижение умственной активности, низкая работоспособность. Если вовремя этого не исправить, в дальнейшем у ребёнка могут быть трудности обучения и социализации. Кроме того, в результате гиподинамии возможны и соматические или неврологические болезни, нарушение иммунитета и эндокринные расстройства. И лечить все эти проблемы гораздо сложнее, чем вовремя устранить.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния. Формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а дальше и со сверстниками - залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние на развитие и формирование познавательных интересов.
Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.
Таким образом, у детей дошкольного возраста параллельно развиваются и совершенствуются физический и психический базис. Для того, чтобы ребенок был полноценным членом общества родителям и воспитателям необходимо постоянно развивать, учить, формировать, мотивировать ребенка на деятельность и при этом соблюдать рациональный оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении.
Подводя итоги еще раз подчеркну, о взаимосвязи и взаимозависимости физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. Именно в детском возрасте психическое и физическое здоровье дает малышу «счастливый билет» в будущее, помогая наиболее благоприятному развитию всех физических, психических функций и душевных качеств. А общие усилия будут способствовать воспитанию здорового ребенка, которому предстоит жить в быстро меняющемся мире. Главное, дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно.
Самый лучший вклад в будущее ребенка – это вклад в его благополучное психическое и физическое развитие!
Литература:
1. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье : дошкольный и школьный возраст: учебное пособие / В. Э. Пахальян. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 240с.
2. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г. А. Широкова – Ростов н/Д. : “Феникс”, 2005.
3. Интернет ресурсы