МААМ-картинки

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно-развивающей деятельности

Диана Равильевна Кремчеева
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно-развивающей деятельности

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого дефекта и, следовательно, не подлежат зачислению в специальную речевую группу. ыходом из такой ситуации является организация комплексной помощи учителя-логопеда и педагога-психолога. Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников - Л. С. ыготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин. Исследователями давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы. Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду является: создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка, обеспечение целостности и единства коррекционно-развивающего пространства. Согласованность действий логопеда и психолога в условиях ДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде и успешно развиваться и обучаться.

Публикация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно-развивающей деятельности» размещена в разделах

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной психолого-логопедической работы в детском саду. Психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Л. С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений". То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования. 1.1 Целью организации совместной работы психолога и логопеда является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.

Задачи:

1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

2. Адаптация и интеграция ребёнка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Коррекция речи, развитие познавательной сферы дошкольника с нарушением речи. 1. 2 Комплексный подход данных специалистов включает в себя следующие направления:

1. Организация работы с детьми.

2. Формы и методы работы с педагогами.

3. Работа с родителями.

Нами были разработаны основные направления коррекционной работы (см. Приложение).

Основные этапы взаимодействия психолога и логопеда с детьми :

1. Диагностический этап.

2. Коррекционно–развивающий этап.

3. Аналитический этап.

Первое направление – диагностическое:

- разработка совместного диагностического блока методик;

- определение уровня речевого и психического развития;

организация совместной коррекционной работы. Второе направление коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работы, тесного сотрудничества специалистов зависит интеллектуальное, личностное и речевое развитие ребенка. Поэтому на данном этапе следует: разработать интегрированный перспективный коррекционноразвивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики; составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка. Третье направление аналитическое. Аналитическая деятельность позволяет отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, а также отследить динамику развития ребенка. Успех коррекционноразвивающего процесса зависит не только от тесной и слаженной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с педагогами и родителями.

Формы и методы взаимодействия логопеда и психолога с педагогами :

- консультации и семинары для педагогов;

- мастер-классы.

Формы и методы взаимодействия логопеда и психолога с родителями:

- Повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций.

- Анкетирование родителей с целью получения информации об анамнезе развития ребёнка.

- Постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий.

- Оформление информационно – методических выставок.

Представленный комплексный подход взаимодействия учителя-логопе­да и педагога-психолога позволяет :

- Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;

- Четко сформулировать объективное заключение;

- Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу;

- Способствовать росту компетентности воспитателей и родителей в области коррекционной педагогики.

2. Опыт нашей совместной коррекционной работы доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.

В результате взаимодействия учителя логопеда и педагога-психолога отмечается :

– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;

осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно-развивающей деятельности
Опубликовано: 27 февраля 2024 в 00:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД