Получи документы

Эффективность деятельности по осуществлению психологической поддержки различных категорий воспитанников

Анна Соболева
Эффективность деятельности по осуществлению психологической поддержки различных категорий воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

Программа игровой терапии с детьми

«Преодоление негативных эмоциональных состояний».

Введение.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние друг друга, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в установлении личности растущего человека.

Публикация «Эффективность деятельности по осуществлению психологической поддержки различных категорий воспитанников» размещена в разделах

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

В связи с этим мною была разработана программа игровой терапии с детьми «Преодоление негативных эмоциональных состояний», в которую я вложила принцип универсальности, т.  е. программа позволяет проводить психокоррекцию различных симптомов, причем психокоррекцию одной сферы и психопрофилактику другой одновременно. В настоящее время программа проходит апробацию в нашем ДОУ.

В основе разработки программы так же лежат следующие принципы: комплексности (программа отличается многообразием как целей, так и средств психологической помощи); индивидуально - возрастного подхода (упражнения программы учитывают новообразования старшего дошкольного возраста и опираются на индивидуальный опыт ребенка); культурно - исторической аутентичности (задания программы построены на материале отечественной литературы и музыки).

Методологическая основа программы обеспечивает ее высокую эффективность и возможность модификации относительно индивидуальных особенностей ребенка и группы.

Цель программы: путем психолого-педагогического воздействия преодолеть у детей проявление таких негативных эмоциональных состояний, как: тревожность, страхи, агрессию и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями; формировать психологические защиты от невротизирующих факторов.

Задачи программы:

1. Диагностические:

Выявление преобладающих страхов и определение степени их выраженности;

Выявление степени агрессивности;

Исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него ситуаций общения с другими людьми;

Отношение ребенка к родителям, к себе, к другим детям и взрослым;

определение уровня притязаний у ребенка.

2. Коррекционные:

Ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страхов путем рисования;

Снятие страхов путем проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха;

разрядка агрессивных импульсов;

Снятие напряжения, повышение уверенности в себе, самостоятельности;

Обучение навыкам саморасслабления и творческой саморегуляции;

Освоение коммуникативных умений;

Обучение навыкам самоконтроля в общении.

При работе с детьми по развитию эмоциональной сферы я стараюсь развивать следующие умения:

Умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

Умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер;

Умение направлять свое внимание на мышечные ощущения, сопровождающие любые собственные эмоции.

Для достижения цели и развития всех названных умений мне помогает использование различных психотехник :

телесно-ориентированная терапия

сказкотерапия

арт-терапия

групповые тренинги.

Конспекты занятий.

1 занятие.

Коррекционные задачи:

Раскрепощение участников;

Объединение их в группу.

1. «Игра в мяч» (ритуальное приветствие) (Е. К. Лютова стр. 75).

2. Игра «Летает - не летает» (объединение участников) (М. А. Панфилова стр. 82).

3. Игра «Пчелкины песни» (раскрепощение участников) (М. А. Панфилова стр. 83).

4. Этюд «После дождя» (телесная терапия) (Н. Ф. Иванова, стр. 47).

5. Игра «Дракон кусает свой хвост» (объединение) (М. А. Панфилова стр. 82).

6. Игра «Пляж» (релаксация) (Н. Ф. Иванова, стр. 46).

7. Ритуальное прощание «Поделись улыбкою своей» (Н. Ф. Иванова, стр. 52).

2 занятие.

Коррекционные задачи:

Раскрепощение участников;

Объединение их в группу.

1. Ритуальное приветствие «Игра в мяч».

2. Игра «Съедобное - несъедобное» (объединение) (М. А. Панфилова стр. 80).

3. Игра «Птицелов» (раскрепощение) (Н. Ф. Иванова, стр. 50).

4. Упражнение «Кулачки» (телесная терапия) (Н. Ф. Иванова, стр. 51).

5. Подвижная игра «Воробушки и автомобили» (раскрепощение) (М. А. Панфилова стр. 80)

6. Этюд «Пляж» (релаксация).

7. Ритуальное прощание «Поделись улыбкою своей».

3 занятие «Замок царевны Несмеяны».

Коррекционные задачи:

Развитие мимики и пантомимики у детей;

Развитие адекватных форм проявления эмоций.

1. Ритуальное приветствие «Игра в мяч».

2. Игра «Кто позвал?» (закрепление знания имен участников).

3. Спец. прием «Я не могу – я могу – я сумею» (на уровень притязаний) (А. М. Прихожан).

4. Этюды: «Житель замка», «Царевна Несмеяна», «Весельчак», «Сердитый старичок», «Мышка-трусишка», «МистерУдивление» (мимика, пантомимика).

5. Театрализованная игра «Жители замка царевны Несмеяны». Взрослый рассказывает сказку. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика) (Н. Ф. Иванова, стр. 54)

6. Игра «Маленькое доброе приведение» (телесная терапия – раскрепощение, реализация агрессивных потребностей) (Е. К. Лютова стр. 130).

7. Подвижная игра «Смелые мышки» (М. А. Панфилова стр. 82).

8. Игра «Моргалки» (профилактика тиков)

9. Беседа «Ты сегодня…» («оценка» каждого, содержащая позитивные моменты) (А. М. Прихожан).

10. Этюд «Отдых, сон на берегу речки с кисельными берегами» (релаксация) (Н. Ф. Иванова, стр. 75).

11. Ритуальное прощание «Поделись улыбкою своей».

4 занятие «Кошкин дом».

Коррекционные задачи:

Развитие вербальных форм проявления эмоций (интонации);

Актуализация семейных переживаний: конфликт, перемирие, родительская ласка)

1. Ритуальное приветствие «Игра в мяч».

2. Игра «Колечко».

3. Спец. прием «Я не могу – я могу – я сумею».

4. Этюды: «Кошка – мама», «Грустная кошка», «Ласковая кошка» «Кот – папа», «Сердитый кот», «Добрый кот», «Котенок – сын», «Задиристый котенок», «Хвастливый котенок» (мимика, пантомимика, интонации).

5. Театрализованная игра «Кошкин дом» Взрослый рассказывает сказку. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонации).

6. Игра «Моргалки» (профилактика тиков).

7. Игра «Злые – добрые кошки» (раскрепощение, реализация агрессивных потребностей) (М. А. Панфилова стр. 99).

8. Беседа «Ты сегодня…»

9. Упражнение «Котик» (релаксация) (Е. К. Лютова стр. 133).

10. Ритуальное прощание «Поделись улыбкою своей».

5 занятие «Заюшкина избушка».

Коррекционные задачи:

Актуализация эмоций;

Коррекция страхов (беседа о страхе, рисуночная терапия);

Развитие творчества.

1. Ритуальное приветствие «Игра в мяч».

2. Игра «Займи свой домик».

3. «Я не могу – я могу – я сумею»

4. Этюды: «Зайка», «Испуганный зайка», «Веселый зайка», «Лиса», «Испуганная лиса», «Веселая лиса», «Сердитая лиса» (мимика, пантомимика).

5. Театрализованная игра «Заюшкина избушка».

6. Беседа о страхе «Кого или чего я боюсь».

7. Рисование страха (отражение наиболее ярких страхов в рисунке). После рисования дается задание – наказать свой страх.

8. Игра «Моргалки».

9. «Ты сегодня…» (ребенок сам выбирает себе картинку соответствующую определенной «оценке») (на самооценку).

10. Этюд на расслабление «Отдых в лесу» (звучит музыка с природными звуками).

11. Ритуальное прощание «Поделись улыбкою своей».

6 занятие «Утенок».

Коррекционные задачи:

Разрядка агрессивных импульсов;

Коррекция страха темноты, грозы, одиночества.

1. Ритуальное приветствие «Игра в мяч».

2. Игра «Иголочка и ниточка».

3. Этюд «Веселый утенок».

4. Игра «Утиные драки» (снятие физической агрессии) (М. А. Панфилова стр. 98 аналог игре «Воробьиные драки»).

5. Театрализованная игра «Ночные звуки» (снятие страха темноты, одиночества, грозы) (Н. Ф. Иванова, стр. 71).

6. Минута шалости.

7. Упражнение «Олени» (телесная терапия) (Н. Ф. Иванова, стр. 74).

8. Игра «Летает – не летает».

9. Ритмическая игра «Цепочка» (на самооценку) (А. М. Прихожан)

10. Игра «Дождь в лесу» (релаксация) (М. А. Панфилова стр. 95).

11. Ритуальное прощание «Поделись улыбкою своей».

7 занятие «Магазин».

Коррекционные задачи:

Разрядка агрессивных импульсов.

Коррекция страхов (формирование ощущения силы и превосходства над предметом страха).

1. Ритуальное приветствие «Игра в мяч».

2. Игра «Поймай рыбку» (М. А. Панфилова стр. 83).

3. Этюды «Удивление», «Страх».

4. Игра «Минута шалости» (психологическая разгрузка).

5. Игра «Магазин Боюськи» (Н. Ф. Иванова, стр. 65) (помощь детям в отыгрывании своего страха, эмоционально переключившись на игру).

6. Ритмическая игра «Сороконожка» (телесная терапия) (Н. Ф. Иванова, стр. 61).

7. Игра «Паровозик с клоунами» (М. А. Панфилова стр. 81).

8. Минута шалости.

9. Игра «Цепочка» (на повышение самооценки).

10. Этюд «Лицо загорает» (релаксация) (Н. Ф. Иванова, стр. 67).

11. Ритуальное прощание «Поделись улыбкою своей».

8 занятие «Морское царство».

Коррекционные задачи:

Разрядка агрессивных импульсов;

Коррекция страхов (темноты, одиночества, нападения).

1. Ритуальное приветствие «Игра в мяч».

2. Игра «Колечко».

3. Этюд «Злость».

4. Игра «Боксер» (снятие физической агрессии) (М. А. Панфилова стр. 99).

5. Рисование на тему «Кого или чего я уже не боюсь». После того как дети изобразят свои страхи, им предлагается сделать рисунки смешными и наказать страх.

6. Игра «Моргалки».

7. Игра «Морское сражение» (уменьшение страхов нападения, неожиданных воздействий) (Н. Ф. Иванова, стр. 73).

8. Упражнение «На корабле» (телесная терапия) (Н. Ф. Иванова, стр. 80).

9. Игра «Цепочка» (на поднятие самооценки).

10. Упражнение «Пляж» (релаксация).

11. Ритуальное прощание «Поделись улыбкою своей».

9 занятие «Веселый цирк».

Коррекционные задачи:

Коррекция страхов (бандитов);

Разрядка вербальной агрессии.

1. Ритуальное приветствие «Игра в мяч».

2. Сочинение детьми смешной истории про бандитов, создание смешных небылиц.

3. Инсценировка «Общей веселой истории».

4. Рисование «смешных бандитов» пальчиками.

5. Игра «Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии) (М. А. Панфилова стр. 101).

6. Обучение самопомощи при раздражении.

7. Игра «Холодно – жарко» (телесная терапия) (Н. Ф. Иванова, стр. 123).

8. Подвижная игра «Липучка» (Е. К. Лютова стр. 133).

9. Игра «Цепочка» (повышение самооценки).

10. Игра «Подснежник» (релаксация, развитие чувства эмпатии) (М. А. Панфилова стр. 95).

11. Ритуальное прощание «Поделись улыбкою своей».

10 занятие «Непослушный медвеженок».

Коррекционные задачи:

Разрядка агрессивных импульсов;

Снятие оставшихся страхов;

Коррекция непослушания.

1. Ритуальное приветствие «Игра в мяч».

2. Игра «Сороконожка»

3. Игры с «боюськами» (Н. Ф. Иванова, стр. 154).

4. Этюд «Шаловливый медвежонок»

5. Театрализованная игра «Непослушный медвежонок» (мимика, пантомимика, интонации).

6. Беседа «Когда я был непослушным»

7. Игра «Упрямый, капризный ребенок».

8. Игра «Упрямая подушка». После игры предлагается послушать свои упрямки, непослушанки.

9. Минута шалости.

10. Этюд «Отдых» (релаксация) (Н. Ф. Иванова, стр. 154)

11. Ритуальное прощание «Поделись улыбкою своей».

11 занятие.

Коррекционные задачи:

Разрядка агрессивных импульсов;

Закрепление полученных навыков;

Обучение по-другому реагировать на стимул.

1. Ритуальное приветствие «Игра в мяч».

2. Игра «Рассказы по картинкам» (развитие контекстной речи, понятийного мышления) (М. А. Панфилова стр. 87).

3. Игра «Каратист» (разрядка физической агрессии) (так же как «Боксер, только ногами).

4. Испытательно-соревновательная игра «Охотник и медведи» (закрепление снятия страха темноты, замкнутого пространства, внезапного нападения, одиночества; воспитание ловкости и смелости) (Иванова, стр. 159).

5. Игра «Воздушный пузырь» (дыхательная гимнастика).

6. Игра «Мой хороший попугай» (развитие чувства эмпатии, умения работать в группе) (Е. К. Лютова стр. 131).

7. Минута шалости.

8. Игра «Да» и «Нет» не говори (развитие волевых качеств).

9. Упражнение «Котик» (релаксация) (Е. К. Лютова стр. 133).

10. Ритуальное прощание «Поделись улыбкою своей».

12 занятие.

Коррекционные задачи:

Развитие взаимной эмпатии;

Закрепление приобретенного на занятиях опыта, подготовка к взаимодействию в привычной среде.

1. Ритуальное приветствие «Передай тепло души своей». Дети в кругу передают сердечко.

2. Игра «Колечко» (объединение, развитие воли).

3. Игра «Займи свой домик» (координация движения).

4. Игра «Помощники» (телесная терапия)

5. Соревновательная игра «Апельсин» (взаимопомощь, эмпатия) (М. А. Панфилова стр. 102).

6. Минута шалости.

7. Рисуночная терапия. Совместный рисунок о том, что больше всего запомнилось и понравилось на наших встречах.

8. Релаксационная игра «Гусли-самогуды» (М. А. Панфилова стр. 96).

9. Этюд «Корзина наших успехов». Дети протягивают руки в круг, совершая действие, как будто что-то берут из корзины и прикладывают руки к груди (Н. Ф. Иванова, стр. 171).

10. Награждение шоколадными медалями «За смелость», проявленную на занятиях.

11. Ритуальное прощание «Поделись улыбкою своей».

Публикации по теме:

Взаимодействие с семьёй в процессе формирования психологической готовности к школе в игровой деятельности Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир новых прав, обязанностей, сложных взаимоотношений со.

Организация различных видов деятельности на прогулке На прогулках используют различные виды деятельности, обязательные компоненты прогулки это: наблюдения и познавательно-практическая деятельность,.

Организация различных видов деятельности и общения детей Цель практики: формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций по профессиональному модулю, приобретение практического.

Проект «Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога» Изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества и реформа системы образования требуют качественного преобразования.

Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей Психологическое здоровье является необходимым.

Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка .

Справка по тематическому контролю «Эффективность работы по организации познавательно-исследовательской деятельности» Комиссия в составе заведующего, старшего воспитателя, воспитателя в период с __ по __ ___ 201__г. проанализировала работу педагогов.

Тренинг психологической поддержки педагогического персонала в условиях введения ФГОС Данный тренинг первый, вводный в серии встреч по психологической поддержке педагогического персонала в условиях введения ФГОС. В нашем учреждении.

Участие воспитанников в различных конкурсах (фотоотчёт)Участие воспитанников в различных конкурсах (фотоотчёт) В этом году у меня подготовительная группа,поэтому кроме конкурсов,которые проводились в детском саду,мои ребята участвовали и в районных,и.

Воспитание ребёнка в различных видах деятельности. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. тема: Воспитание ребёнка в различных видах деятельности. Формирование нравственных качеств у детей требует от родителей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эффективность деятельности по осуществлению психологической поддержки различных категорий воспитанников
Опубликовано: 19 июня 2016 в 23:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективность деятельности по осуществлению психологической поддержки различных категорий воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Соболева (УИ 530986) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД