Смирнова Лидия Ивановна
Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями детей дошкольного возраста в экологическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье. Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей».
В. А. Сухомлинский
Детство – самый ценный этап в формировании экологической культуры : закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для гармоничного развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, сотрудничество. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. Цель педагогов - создать единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении, сделать родителей участниками образовательного процесса. Где семья (родитель, ребенок, педагог выступают как взаимодействующие субъекты образовательного процесса. Успех в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста может возникнуть только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку знания, которые дети получают в детском саду, должны обязательно подкрепляться в условиях семьи.
Публикация «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями детей дошкольного возраста в экологическом воспитании» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями, я считаю экскурсии. Мы организовали совместные экскурсии в лесопарковую зону санатория – профилактория «Родник», «Парка Строителей». Посетили экспозицию в выставочном зале Художественного центра, где были представлены картины ангарских художников о Байкале под общим названием «Царь Озеро» и тематическая выставка, посвященная 80 – летию Иркутской области. В Музее Минералов мы посетили выставку «Минералы и полезные ископаемые Сибири». Много лет мы сотрудничаем с Ангарским зоопарком.
Еще одна эффективная форма взаимодействия с родителями – это акция. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе со взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально, участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей. В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года и приурочены к датам, событиям, а именно:
• мы проводим акцию «Большая помощь для маленьких друзей». Цель данной акции – собрать корм для животных зоопарка при Дворце творчества детей и молодежи;
• акция «Поможем городской синичке». Акция проводится с 10 по 20 ноября, в целях воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края;
• акция «Сохраним живую елочку» проводится в преддверии новогодних праздников. Дети, совместно с педагогами и родителями, создают плакаты, рисунки в защиту живой ели, распространяют листовки с обращениями – призывами. Выпускается стенгазета «Не рубите, люди, елочку в лесу!»;
• акция «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан». 22 марта Международный день защиты водных ресурсов. Цель: привлечение внимания дошкольников и взрослых к проблемам охраны источников воды в природе;
• акция «Прилетайте птицы» проводится в апреле аналогично акции «Поможем городской синичке»;
• акция «День Земли» проводится с 10 по 22 апреля. В заключение акции дети оформляют послание Земле, с пожеланиями счастья и благополучия;
• акция «Посади дерево» стала доброй традицией наших выпускников. Цель акции: Воспитание в детях заботливого отношения к природе и вовлечение родителей в воспитательный процесс.
• акция «Наш цветущий детский сад». Цель: Придание эстетического вида летним участкам путем консолидации усилий работников детского сада и родителей.
Следующей формой успешного взаимодействия с родителями мы определили экологические субботники. Чаще они проводятся в зимнее время (строительство горок и снежных построек на участке, а также весной в период подготовки к летнему оздоровительному сезону.
Еще одна интересная форма вовлечения родителей в воспитательный процесс, это проведение мастер – классов родителями для детей. Были проведены такие мероприятия, как «Ежик из шишек», «Весенние заботы овощевода», «Пусть будет красивой Земля».
Стоит отметить положительные результаты данной работы:
• У дошкольников формируются навыки экологической культуры;
• Дети получают природоведческие знания, учатся практическим действиям по охране природы;
• Устанавливаются взаимопонимание и взаимоуважение между всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, я считаю что, социально – значимые акции, экскурсии, субботники, мастер – классы являются эффективными формами вовлечения родителей в полноценный процесс экологического воспитания детей, основанный на сотрудничестве педагога, воспитанников и их родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. М. : / В. Ф. Аксёнова. М. : Сфера, 2008г.
2. Дошкольное воспитание. №7, 2007г. Работа с родителями по экологическому воспитанию.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. /С. Н. Николаева. М. : Просвещение, 2000г.