марина левшанова
Эффективные методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями в театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
Эффективные методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в театральной деятельности.
Аннотация: В статье раскрываются эффективные методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями в театральной деятельности. Также в данной статье рассматриваются технологии использования театрализованно-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Показаны организация и содержание театрализованно-игровой деятельности так же с дошкольниками.
Публикация «Эффективные методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями в театральной деятельности» размещена в разделах
Ключевые слова: технологии, театрализованно-игровая деятельность, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, воображение, творчество.
Одним из видов детской деятельности, которые широко используются в процессе воспитания и всестороннего развития, являются театрализованные игры. Игра помогает ребенку активизировать и обогатить словарный запас, повысить интерес к литературе, мыслительные процессы, навыки пантомимы, способствует нравственному и эстетическому воспитанию. Переходя от предметных к ролевым играм, ребенок может познавать новый мир, мир взрослых, мир природы (живой и неживой).
Наиболее важными из них являются стремление к "социально значимой и общественно ценностной деятельности" и стремление "занять новый социальный статус" (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Игры являются не только эффективным средством социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями, но и средством развития когнитивной, эмоциональной и двигательной сферы.
Во-первых, в процессе овладения объектами культуры, закрепленными в произведении искусства, во-вторых, в развитии гуманитарной, экологической и социальной направленности мотивации ребенка, прививании интереса к природе и искусству окружающего мира, взрослым как носителям определенных социальных ролей, сверстникам как партнерам по совместной деятельности.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с проблемами интеллектуального развития, основанная на использовании театрализованных игр, проводится в тесной взаимосвязи с занятиями по разным разделам программы, в ходе развития речи, овладения окружающим миром, изобразительной деятельности, трудового и физического воспитания, а также занятий музыкой и игры [2].
В театрализованных играх эмоционально комфортные условия моделируют социальные отношения, возможные ситуации, отражающие общение с людьми и миром природы, в кругу сверстников и взрослых. В результате у детей формируются представления, которые закрепляются в реальной жизни. Таким образом, дети усваивают социальный опыт, преодолевают когнитивный "эгоцентризм", негативное поведение.
Целью использования театральной деятельности является формирование и коррекция социального, эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка.
В своей работе воспитатели используют различные театрализованные игры : режиссерские (настольный плоскостной театр, плоскошкольный театр, пальчиковый театр, кукольный театр би-ба-бо, театр варежек) и игры-инсценировки: «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка» и др. Используются различные формы : разминочные игры, упражнения, сценки, пальчиковая гимнастика, инсценировки, хороводные игры, спектакли. Представление литературного произведения в театрализованной форме облегчает понимание его смысла.
После того, как дети поиграют со сказочными игрушками, они могут показать и перечислить сказочных персонажей и выбрать театральные фигуры из сгенерированного игрового действия (овладение навыками) : с помощью воспитателей или самостоятельно двигаться в соответствии с ролью. С помощью подражания и модели имитировать движения персонажа вместе с воспитателем. Брать на себя роль и доводить ее до конца.
На начальном этапе работы с детьми с ОВЗ формируются предпосылки для изучения театра как вида деятельности. Игры с куклами, а также их собственное переодевание, перевоплощение в игровых персонажей используются при организации детских утренних встреч как способ активизировать внимание детей на занятиях и сформировать мотивацию к игре. Дети с ОВЗ овладевают самыми необходимыми навыками и умениями, которые впоследствии становятся основой для театральных игр, музыкальных представлений и участия в праздниках. В сюжетно-ролевой игре можно играть: «На день рождения Мишутки», «Кто пришел к нам на праздник?», «Мы готовим игрушки для выступлений», «Мы ждем друзей в гости», «Угощаем кукол чаем», «Катина семья». Дети отражают впечатления, полученные от жизни, формируются базовые навыки общения друг с другом и взрослыми.
Речевые и коммуникативные навыки: Осуществление ролевого общения в соответствии с сюжетом игры с использованием речевых и неречевых средств (мимики, жестов) - это овладение детьми навыками общения друг с другом или с участием взрослых.
Примером организации театрализованной деятельности является проведение межгрупповых мероприятий в творческой группе «Рыжий кот» - театрально-игрового занятия по мотивам сказки «Репка». Проводится предварительная и всесторонняя подготовительная работа. На основе наглядных доказательств, воспитатель показывает сказку «Репка» (настольный театр, далее идет прогулка на огород (покажите процесс посадки семян репы, полива, наблюдения за ростом и развитием овощей, далее воспитатель репетирует сказку «Репка», упражнения для развития выразительных жестов и мимики. Воспитатель проводит дидактические игры для закрепления содержания сказок: «Кто за кем ходил?», «Кто ушел?».
Дети принимают разное участие в игре, в зависимости от серьезности имеющихся дефектов: кто-то из детей участвовал, а кто-то был со зрителями.
Для успешной социализации педагоги расширяют повседневный и социальный опыт детей с ограниченными возможностями. Для этого нужно связать теоретические концепции с окружающей действительностью. Воспитатель моделирует жизненные и производственные ситуации. Помощники - театральные куклы приветствуют детей, рассказывают о волшебных словах, знакомят с правилами поведения, культурными и гигиеническими навыками. Например, педагог приходит в образе Мойдодыра, используя дидактические пособия - макет «Мойдодыра» с краном, и предлагают своим дошкольниками открывать и закрывать кран и показывают им, как мыть руки с мылом [4].
Театр - это средство для людей узнать о жизни, эстетическом и нравственном воспитании детей. Он сочетает в себе целый спектр искусств: литературу, танец, актерское мастерство, музыку. При всем этом театр воздействует на эмоциональный мир ребенка, обогащает этот мир, учит ребенка изменять окружающую среду, использовать фантазию и самовыражение, помогает общаться с людьми, развивает творческие способности. Все это в дальнейшем помогает детям взаимодействовать в современном обществе. Актерское мастерство соответствует характеру игры ребенка. Поэтому занятия, в которых используются театрализованные игры, включают в себя разнообразные творческие задания, которые помогают развивать психомоторные и эстетические способности ребенка, создавая у него художественную активность. Воспитатели подбирают репертуар спектакля с учетом возраста и личностных особенностей ребенка [1].
Для детей с ограниченными возможностями театральные игры - важное занятие, в ходе которого развиваются их личностные качества. Каждый этап постановочной работы
позволяет решить сразу несколько воспитательных задач. При знакомстве со сказкой, на этапе ее чтения, воспитатель знакомит детей с персонажами и расширяет их знания об их образе жизни, то есть об окружающем их мире. Только с помощью взрослых дети могут определить характер персонажа («плохой–хороший») и установить правила общения. В результате у детей возникает следующее: сочувствие в виде улыбки по отношению к хорошим, добросердечным героям (цыплятам, собакам и т. д., сострадание и сопереживание - к беззащитному зайчику; упрек - по отношению к хитрой лисице, злому волку. Игровая среда создает психологическую защиту и комфорт для ребенка, а сама театральная деятельность помогает маленькому человеку более успешно и спокойно преодолевать свои личные проблемы. Театр - это способ обучения творческому мышлению и культуре общения.
Во время таких занятий педагог вместе с ребенком получает возможность решать различные проблемные ситуации и взаимодействовать со сверстниками. «Дедушка в одиночку репу не вытащит. Что мне делать? Займитесь вербальным общением: детям трудно самостоятельно позвать главного героя, и воспитатель приходит на помощь: «Давайте позовем помощника: «Бабушка! Иди к нам!И подскажи герою, как отвечать, или покажи жестами». После таких игровых моментов ребенок получает эмоциональную поддержку, образец для подражания взрослого человека и опыт творческого самовыражения.
Еще одной особенностью работы с детьми с ограниченными возможностями в театральной деятельности, которая учитывается на этапе подготовки, является упрощение сюжета, педагог заменяет все сложные фразы и реплики легкими словами, а по возможности даже простыми звуками.
Роль автора берет на себя либо воспитатель, либо музыкальный руководитель. Они могут в любой момент изменить сюжет, чтобы ребенок мог самовыражаться так, как ему хочется. Дети сначала разыгрывают персонажа с помощью кукол, затем в игре начинают имитировать их действия, надевают костюмы и перевоплощаются в персонажей. Костюм изготавливается и подбирается из материалов ярких цветов, которые передают основные внешние черты персонажа, его характерные черты, понятные всем детям [2].
Каждый раз перед представлением сказочной театральной постановки с детьми с ОВЗ проводится тщательное изучение сюжета. Им нужно запомнить персонажа, его характер, последовательность действий. Для этого сначала нужно прочитать сказку, а затем разыграть ее в театрализованных играх (куклы, столешницы, пальчики и т. д.).
Кукольное искусство сопровождается музыкальным оформлением, которое позже используется в постановочной работе. Это поможет детям позже легче ориентироваться в
определенной роли, потому что дети с ОВЗ воспринимают не только визуально, но и на слух эмоции персонажа, изменения настроения эпизода, представляют в голове полноценную картину сказки.
Кроме того, для более глубокого погружения в сказочный мир мы используем различные украшения, атрибуты. Использование театрализованных мероприятий безусловно, способствует общему развитию детей, раскрытию возможностей воображения и выдумки, развитию вербального общения и психологическому раскрепощению, а также является частью механизма адаптации детей с ограниченными возможностями. Опыт, полученный в спектакле, позволяет детям применять его в самостоятельной деятельности (играть в куклы, с мишками, смотреть книги). Дети используют слова и словосочетания, которые им уже знакомы.
Положительное влияние театральной деятельности на успешное эмоциональное, социальное и общее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья является важной «изюминкой», которая напрямую зависит от педагога и может привнести в образовательный процесс.
В заключении хочется сказать что, использование театрализованных занятий безусловно, способствует общему развитию детей, раскрытию возможностей воображения и фантазийности, развитию речевого общения и психологическому раскрепощению, а также является частью адаптационного механизма детей с ограниченными возможностями здоровья,
Список литературы
1. Белишина, А. А. Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей / А. А. Белишина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 332-334.
2. Медведева Е. А., Богданова Т. Г., Комиссарова Л. Н., Журавлева Ж. И., Павлова А. С. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании / Под ред. Медведевой Е. А. – учебник для бакалавриата ВУЗа. М. : Изд. Юрайт, 2018.
3. Медведева Е. А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства. Монография. М., 2015. Часть 1.
4. Фадеева, Е. В. Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ / Е. В. Фадеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 153-155.