Папки-передвижки

Эффективные практики формирования функциональной грамотности педагогом-психологом

Елена Охулкова
Эффективные практики формирования функциональной грамотности педагогом-психологом
▼ Скачать + Заказать документы

«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», — писал А. А. Леонтьев.

Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность.

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

Публикация «Эффективные практики формирования функциональной грамотности педагогом-психологом» размещена в разделах

готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

возможность решать различные (в т. ч. нестандартные) образовательные и жизненные задачи;

способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума;

совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и развитию.

Дошкольное образование выступает как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО.

Функциональная грамотность связана с готовностью человека добывать, применять и оценивать знания и умения, а также осуществлять саморазвитие.

В наше время недостаточно иметь академические знания, необходимы абсолютно новые качества – метапознания, метакомпетенции. И на этот запрос времени в системе образования главной приоритетной целью является развитие функциональной грамотности дошкольников.

Реализация функциональной грамотности нового поколения делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога – это необходимый элемент системы управления образовательным процессом.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности, исходя из знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

Важную роль играет личностный результат воспитанника, так как для успешного воспитания функционально грамотной личности необходимо придать образованию личностный смысл.

Поэтому необходимо выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить воспитаннику навыки практических действий, т. е., ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.

Этому во многом способствует психологическое сопровождение образовательного процесса.

Основные направления деятельности педагога-психолога при формировании функциональной грамотности воспитанников :

• Диагностико–коррекционная работа (тесты, беседы и развивающие занятия)

• Психопрофилактическая работа – (обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей)

• Психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги, родители

Формирование функциональной грамотности на моих коррекционно-развивающих занятиях происходит благодаря различным упражнениям на развитие внимания («Хлопушка», «Волшебное слово» и др.) и логического мышления («Для чего», «Пятый лишний» и др).

Для развития учебной мотивации я использую следующие игры: «Птичка», «Узоры» и др.

На формирование коммуникативных навыков, с детьми мы играем в «Вежливые слова», «Подарок на всех» и др.

Для коррекции тревожности, я использую такие игры как «Винегрет», «Волшебный стул» и др.

Для развития воображения «Выдумай историю», «Придумай назначение предмета» и др.

Для формирования эмоционального интеллекта с детьми я играю в «Шесть эмоций на моем лице», «Угадай по голосу», «Рисуем настроение» и др.

Для повышения функциональной грамотности дошкольников я использую групповые формы работы, а именно социально-психологические тренинги в группе детей, что позволяет формировать у дошкольников главные функциональные качества личности : инициативность, коммуникативность.

Эффективность работы психолога в реализации данного опыта, позволяет:

1. Повысить уровень развития мыслительных операций.

2. Сформировать адаптивную к окружающей среде личность, способную грамотно применять мыслительные операции в повседневной жизни, что ведет к повышению функциональной грамотности человека на всех этапах его развития и жизни.

3. Выявить уже на начальных этапах обучения воспитанников с недостаточным развитием мыслительных процессов и подобрать те коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые будут направлены на восстановление или развитие конкретной операции в структуре интеллекта данного ребенка.

4. Сформировать устойчивую положительную мотивацию к усвоению знаний, социальных и моральных норм, культуры своей страны через возможность более полного их осознания.

5. Подобрать совместно с воспитателями наиболее действенные и работающие для данной группы педагогические приемы и технологии.

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Фотоотчёт о прохождении стажёрской практики в детском садуФотоотчёт о прохождении стажёрской практики в детском саду 14 ноября 2019, мы ездили на стажёрскую практику, в МБДОУ ЦРР – детский сад «Рябинка», тема которой была «Использование игровых технологий.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для родителей «Эффективные игры для развития внимания»Консультация для родителей «Эффективные игры для развития внимания» Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию две игры для развития внимания, которые можно изготовить из подручных средств. Внимание является.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Проект «5 минут с психологом». Адаптация к детскому садуПроект «5 минут с психологом». Адаптация к детскому саду Адаптация к детскому саду относится к социальной адаптации и означает приспособление организма и психики ребенка к новым для него условиям.

Проект «5 минут с психологом или почему дети не хотят учиться»Проект «5 минут с психологом или почему дети не хотят учиться» Прежде чем ответить на вопрос, почему дети не хотят учиться, разберемся, как вообще возникает потребность понимать, уметь, узнавать что-то.

Проект «5 минут с психологом». Почему наши дети не слушают нас?Проект «5 минут с психологом». Почему наши дети не слушают нас? Мне очень часто приходится слышать, как взрослые возмущенно говорят своим детям: «Сколько раз тебе нужно повторять одно и то же! Я уже.

Развиваем инженерное мышление с психологомРазвиваем инженерное мышление с психологом Развитие инженерного мышления является одной из наиболее актуальных задач образования. И в детском саду мы закладываем основы развития этого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные практики формирования функциональной грамотности педагогом-психологом
Опубликовано: 21 октября 2022 в 17:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные практики формирования функциональной грамотности педагогом-психологом» (включая файлы) размещена пользователем Елена Охулкова (УИ 2719404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД