Курбатова Варвара
Эффективные приёмы работы по автоматизации трудных звуков речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные приёмы работы по автоматизации трудных звуков речи у дошкольников.
Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.
Игровые методы помогают педагогам решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребёнке желание самому участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
Публикация «Эффективные приёмы работы по автоматизации трудных звуков речи у дошкольников» размещена в разделах
- регулировать поведенческие трудности детей : учиться соблюдать правила.
Один из таких игровых приёмов – это «настолки» – игры с правилами. В которых, ребёнок получает не только удовольствие и развиваются познавательные процессы, а ещё идёт систематизация и закрепление знаний детей.
Преодолеть проблему по автоматизации трудных звуков детей помогают игры, такие как «Мемори». Она получила своё название от английского - память. Эту игру можно приобрести по различным тематикам: овощи, животные, транспорт и т. д. - расширение и активизация словаря детей. Поскольку логопедов интересует автоматизация звуков, мы создали игру «Мемори» на трудные звуки : свистящие, шипящие, соноры.
Следующая игра – это «Доббль» – это динамичная, увлекательная настольная игра, специфические правила тренируют навыки общения и умение проявлять самоконтроль. Эта азартное карточное соревнование надолго увлекает вашего ребенка, сколько бы лет ему ни было! Основные правила игры развивают все характеристики внимания: произвольность, объём, концентрация, распределение, устойчивость, переключение. Настольная игра Доббль развивает реакцию, как двигательно-моторную, так и, при определённых правилах, речевую. При строгом соблюдении правил поведения во время игры тренируются такие качества как стрессоустойчивость и самоконтроль. Эту игру можно также приобрести по различным лексическим темам. Логопеды разработали игру на трудные звуки. Есть несколько вариантов этой игры: «Башня», «Колодец», «Горячая картошка».
Помогают в автоматизации звуков такие «настолки», как «Собери своих», «Пирамидка», «Ходилки с кубиком», «Перевёртыши», надолго удерживает интерес ребёнка - раскладывание «логопедического пасьянса».
Роль взрослого в игре: руководить играми, следить за соблюдением правил, заинтересовать ребёнка в том, чтобы он сам захотел участвовать в процессе коррекции звукопроизношения.
При построении логопедической работы в виде игр сравнительно облегчается процесс усвоения логопедического материала, тем самым сокращается срок, предназначенный для исправления недостатков речи. Эти игровые приёмы используем на подгрупповой и индивидуальной работе, а также рекомендуем воспитателям в группы.
«Логопедическое мемори»
Ход В игровом наборе содержатся парные карточки. До начала игры в «Мемори» все карты перемешиваются, поворачиваются рубашкой вверх и раскладываются на игровом поле. Игроки по очереди переворачивают по две карты и называют, что на них изображено. Если картинки на них совпадают, то игрок забирает пару, а затем продолжает ход и переворачивает ещё две карты. Нельзя переворачивать больше двух карт. Побеждает тот игрок, кто смог найти больше всего пар к концу партии.
https://nsportal.ru/node/6238355
«Логопедический пасьянс» или
«Кручу, верчу – картинки собрать хочу»
Цел: автоматизация и дифференциация звуков в разных позициях, развитие
внимательности.
Перемешайте карточки, выкладывайте на стол пасьянс по 5 карточек в ряд. Изучайте карточки, если рядом выпали половинки одного рисунка, то его нужно соединить, карточки можно поворачивать. После того как картинки собраны попросите ребенка их назвать, и так до конца карточек. https://vk.com/club132694719
Крестики - нолики»
Вместо Х и 0 нужно использовать картинки с определенным звуком. Правила игры такие же, как и в классические крестики-нолики. Ребенок при выкладывании карточки на игровое поле проговаривает, что изображено на картинке, соблюдая правильность произношения звуков. После автоматизации звука в слове, игру можно использовать для автоматизации звука в словосочетании – ребенок подбирает определение к картинке (спелый апельсин, большая машина, целый огурец и т. д.). Автоматизация звуков происходит эффективнее, усиливается мотивация у ребенка, происходит развитие внимания, мышления.
https://logolend.by/igry/krestiki-noliki
«Собери своих»
Это серия игр на автоматизацию звуков в словах в разных позициях.
Количество игроков 2-4.
Дополнительные материалы: звонок или колокольчик.
Ход игры.
В начале игры игроки выбирают цветную карту (красную, жёлтую, зелёную или синюю) и кладут перед собой на стол.
36 карт размешиваются и раскладываются на 4 «кучки» рубашкой вверх. В центре устанавливается колокольчик или звонок.
Игроки по очереди переворачивают по 1 карте. Если цвет перевёрнутой карты совпадает с цветом выбранной карты, игрок звонит в звонок, называет карту и забирает себе. Если ему попалась карта, совпадающая цветом выбранной карты соперника, он тоже называет слово и отдаёт карту сопернику. Если в игре участвует меньше 4-х игроков, то карты остальных цветов кладутся в отбой. Побеждает тот, кто первым соберёт 9 карт своего цвета.
Логопедические игры и пособия
«Су-доку»
Цель: автоматизация звука в слове, развитие внимания и логического мышления, обогащение и накопление словаря.
Описание игры: в каждой строке необходимо добавить недостающую картинку, таким образом, чтобы они не повторялись, ни в строке, ни в столбце. Сначала называем все картинки в строке, а затем предлагаем ребенку, назвать какой картинки не хватало, начав предложение: «Нет…». Перед началом игры проводится словарная работа.
Игра "Логопедическое судоку для автоматизации звуков"
«Лого- доббль»
Варианты игр:
1) Башня
Игроки переворачивают свою карточку лицевой стороной вверх. Каждый игрок должен стараться быть самым быстрым, чтобы найти изображение на своей карточке, совпадающее с изображением на верхней карточке в колоде. Первый, кто найдет и назовет его, берет карточку из колоды и кладет на свою. В колоде открывается новая карточка. Выигрывает тот, кто набрал больше всех карточек.
2) Колодец
Раздайте все карты игрокам, последнюю оставьте открытой в центре. Каждый игрок переворачивает свою колоду лицевой стороной вверх. Цель – скорее избавиться от всех своих карточек. Для сброса необходимо назвать элемент, который присутствует на центральной карточке и верхней карточке колоды игрока. Проигрывает тот, кто избавляется от карточек последним.
3) Горячая картошка
В каждом раунде игрокам в закрытую раздается по карточке. Игроки переворачивают их, держа на ладони. Как только игрок находит изображение, совпадающее на своей и чужой карточке, он называет его и кладет свою карточку в руку соответствующего игрока. Игрок, которому достанутся все карточки, проигрывает раунд. И так до конца колоды. Проигрывает тот, кто набрал больше всех. ЛОГО-ДОББЛЬ | Логопедия: постановка и автоматизация звуков. | ВКонтакте
«Ходилки»
"Логопедические ходилки" – представляют собой набор распечатанных
и заламинированных фонов, по которым с помощью мелких предметов (игрушек, камушков и т. п.) можно делать ходы: передвигаться по какому-либо пути, выкладывать или собирать предметы. Каждый ход делается ребёнком после выполнения определенного задания. Это могут быть задания на автоматизацию и дифференциацию звуков : - "Повторялки", "Добавь звук", "Исправь ошибку" и другое. Также можно использовать ходилки при проведении артикуляционной гимнастики: сделал упражнение - выполнил ход.
МАДОУ ЦРР
детский сад №2 «Развитие»
ЭФФЕКТИВНЫЕ
ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО
АВТОМАТИЗАЦИИ ТРУДНЫХ ЗВУКОВ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ