Получи документы

Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации

Ирина Остапенко
Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации

«Экологическая развивающая среда в ДОУ»

Мы знаем, что все дети любознательны и им интересно все. Они с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети сразу хотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.

Публикация «Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Чтобы иметь представление на эту тему, я кратко ее раскрою, подводя к понятию эколого - развивающая среда.

• Начнем с того, что экология – это наука, изучающая жизнь организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среды.

• Окружающая среда – это живое и неживое вокруг нас.

• Для человека окружающая среда – это все, что мы видим, и многое из того, чего невидим вокруг себя.

Соединив три определения можно сказать, что человек живет в экологической среде и является её составляющей частью. Но так, как мы многого не видим, часто не придаем значения микромиру вокруг нас, по тем или иным причинам, мы можем восполнить этот пробел и создать развивающую экологическую среду.

Вернемся к понятию «Экология», чтобы понимать, в каком направлении вести работу для создания развивающей экологической среды. Вспомним, что экология –это наука, изучающая окружающую среду вокруг нас, мы часть этой среды – часть экологии. Чтобы дать элементарное представление об экологии детям, нужно создать эколого – развивающую среду, для глубокого изучения и представления окружающей среды. Так как речь идет о дошкольном учреждении, будем создавать ее там.

Итак, экологическая развивающая среда – это обозначенные специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания.

Для того, чтобы образовательное пространство выступало, как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:

1. познавательному развитию ребенка;

2. эколого-эстетическому развитию;

3. оздоровлению ребенка

4. формированию нравственных качеств

5. формированию экологически грамотного поведения;

6. экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность, возраст детей.

Естественно для того, чтобы эколого - развивающая среда способствовала развитию ребёнка, нужны следующие компоненты:

1. уголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные)

2. мини лаборатория (материалы для экспериментирования, природный материал)

3. библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы и аудиоматериалы)

4. оформленные каждой группой игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр

5. огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры) ВСЕ ЭТО позволяет изучить мир вокруг нас.

Для этого можно использовать дидактические игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», и другие.

А, вот благодаря библиотеке мы можем прочитать и представлять очень многое.

НАПРИМЕР: Узнать наименование животных Африки, Азии, Южной и Северной Америки, Австралии, чем они питаются, о среде их обитания,

А вот за счет проведения субботников на участке происходит формирование у детей трудовых навыков и умений в целом. Сохраняя «Наш дом»- природу в чистоте потому, что мы часть этой природы – этим формируем любовь к природе, и полное представление о труде, а также уважение к труду взрослых. В процессе совместной трудовой деятельности, а также коллективных работ с природными материалами у детей развиваются социально – коммуникативные навыки.

Мы знаем, что природа ребенка окружает с детства. Дети за счет любознательности, наблюдают за природой постоянно на улице, на даче, в парке и у них происходит формирование эколого - эстетических качеств, понятие красоты природы в разное время года. Природа дает возможность ребенку видеть и реалистически понимать явление природы, различать и ощущать атмосферные осадки. В дошкольной организации можно изучить природу расширенно, выходя за рамки базовой информации. Можно организовать и провести конкурс поделок «Дары природы». Для этого необходимо использовать природный материал. Как правило, он разной формы, цвета и размера. Именно эти его свойства положительным образом влияют на развитие сенсорной системы, мелкой моторики. А это, в свою очередь, имеет значение для последующего комплексного развития познавательной сферы ребенка, элементарных математических представлений, а также всех компонентов речевой системы.

Природа для ребенка всегда будет источником новых знаний о различных природных явлениях. Только умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания окружающего мира, рождает привычки делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – эти два развития единый процесс.

Благодаря эколого-эстетическому развитию идет нравственное воспитание. Только в дошкольном возрасте можно формировать любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям. По мере взросления ребенка постепенно меняется мировоззрение, изменяется представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности, воспитывать в ребенке экологическую грамотность, через бережное и любовное отношение к природе человека на нашей планете.

В заключении хотелось бы сказать, что эколого – развивающая среда в дошкольном учреждении, позволяет получить экологическое воспитание. В свою очередь, экологическое воспитание позволяет познавать природу, через наблюдения с использованием чувственного метода. Экологическое воспитание связано с наукой экология, которая связана с непрерывным процессом обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности.

НАПРИМЕРЕ, любимого и весьма доступного опыт с луком, который дети сами сажают в разный грунт, поливают, выращивают и наблюдают за процессом роста. Как мы знаем ЛУК – это продукт питания. Выращивание детьми продукции, используемой непосредственно в рационе питания детей, используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе.

Уход за цветами в группе способствуют формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы. Идет приобщение их к посильному труду по уходу за растениями и огородом.

Экологическое воспитание направленно на развитие и формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности является Экологическим образованием.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Построение образовательной политики дошкольной образовательной организации с учетом реализации ФГОС Доклад «Построение образовательной политики дошкольной образовательной организации с учетом реализации ФГОС ДО» Уважаемые коллеги! Политика.

Декоративное озеленение участка дошкольной образовательной организации В дошкольной образовательной организации дети проводят достаточно много времени, поэтому они должны себя чувствовать здесь комфортно. Поскольку.

Эссе на тему «Миссия педагога дошкольной образовательной организации» «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в.

Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации Речь в статье пойдет об особенностях организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации. В.

Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной организации Милютина Светлана Владимировна старший воспитатель МАДОУ МДС № 49 Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной.

Портрет современного руководителя дошкольной образовательной организации Портрет современного руководителя дошкольной образовательной организации В любой профессиональной деятельности особую значимость приобретает.

Правовой статус дошкольной образовательной организации Правовой статус дошкольной образовательной организации Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ дошкольной образовательной организацией.

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как условие эстетического воспитания детей Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая ребёнка среда оставляет.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО Предметно –развивающая среда группы детского сада выполняет информационную, стимулирующую и развивающую функции. Она не может существовать.

Экологическая тропинка как эффективная практика создания эколого-развивающей среды в дошкольной образовательной организации «Экологическая тропинка как эффективная практика создания эколого-развивающей среды в дошкольной образовательной организации». На современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 14:07
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД