Папки-передвижки

Экологическая тропа как элемент развивающей среды в дошкольном учреждении

Мигачева Ирина Петровна
Экологическая тропа как элемент развивающей среды в дошкольном учреждении

Экологическая тропа – одна из форм учебно-воспитательного процесса

Экологическая тропа, как элемент развевающей среды в дошкольном учреждении - это место приобретения знаний и пропаганды правильного поведения в природном сообществе. В рамках экологической тропы педагогами приобретается опытобразовательно-воспитательной работы с воспитанниками, в условиях природы. В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Публикация «Экологическая тропа как элемент развивающей среды в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства: гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества; вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность, открытость, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия; В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

В настоящее время нет единого понятия и не выведено единое определение «Эколого-развивающая среда», но мы в своем исследовании опирались на определение Эколого-развивающей среды и пространства, данное С. Н. Николаевой

Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию;

формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения; экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Так, осенью группу необходимо украшать букетами осенних цветов и листьями, на подносах выставлять собранный урожай; зимой окна украшаются снежинками, украшенной елкой, силуэтами сказочных героев, Сделанных из бумаги детьми и педагогами.

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Эти же принципы лежат в основе построения и эколого-развивающей среды. Рассмотрим их немного подробнее.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей - установление контакта между ними. Личностно-ориентированная позиция педагога - партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции - общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а ребенку помогает «подняться» до позиции воспитателя.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества

Сегодня в системе дошкольного образования все чаще практикуется проведение комплексной диагностики. Ее цель - получение информации не только о физическом развитии ребенка, но и данных об уровне сформированности знаний, умений и навыков каждого воспитанника. Анкетирование родителей дает возможность больше узнать о характере ребенка, его интересах и наклонностях. Данные диагностики помогают педагогам создавать предметно-развивающую среду, которая способствует гармоничному развитию личности при грамотной ее организации.

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды. Предметно-развивающая среда должна быть мобильна, и меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Среда должна представлять единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической (движении, осязание, обоняние и др.). Каждая из этих модальностей вносит свой вклад в построение среды, гармонически сочетаясь с другими модальностями.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть.

7. Принцип открытости - закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе. Единство человека и природы - такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат», «зимних садов» - маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями - деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети ухаживают. Все это помогает приобщиться ребенку к прекрасному миру природы. Дети учатся слушать и различать звуки: журчание воды, пение птиц; они наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки.

Среда должна организовываться таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я-образа».

Таким образом, эколого-развивающая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта

Так как экологическая тропа является элементом развивающей среды, то ее необходимо строить, используя данные принципы, для реализации задач экологического воспитания. Экологическая тропа в дошкольном учреждении новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию. Значение тропы разнообразно : проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей. Экологическую тропу можно организовать за пределами детского сада, если есть разрешение местных властей и имеются соучредители (школа, станция юных натуралистов и т. п.). Проще создать тропу на территории детского сада, если его участок достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть бъектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. Ими могут быть: небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые

разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами,

культурные посадки (сад, розарий, клумба) и т. д. Затем выявляются места

свободной территории, которые можно использовать для оборудования

новых экологических объектов тропы. Их обмеряют, обозначают на плане.

От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образом, создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены

схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями.

Картосхема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется

как демонстрационный материал в работе с детьми. Вдоль тропы или вблизи

от нее можно посадить растения, устроить фитоогород, посадить редкие,

исчезающие растения, охраняемые или занесенные в Красную книгу.

Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и

объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и

когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные

объекты, например: муравейник, разнообразные насекомые, дождевые черви,

птицы, млекопитающие

Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть

места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых:

1. Избушка Лесовичка - место хранения инвентаря и материалов, с

помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор,

вар и др.).

2. Зеленый класс - последний объект тропы, оборудованный таким

образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они

не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут

заняться изготовлением поделок из природного материала,

изодеятельностью.

Формы работы с воспитанниками на учебной экологической тропе могут

быть разнообразными. Экологические тропы во дворе образовательного

учреждения дают поистине неограниченные возможности для организации

учебной деятельности, причем не только на занятиях в объединениях

эколого-биологической направленности, уроках биологии и экологии, но и на

других уроках и после них. Они позволяют развивать у детей навыки

исследовательской работы без особых организационных усилий. Ведь всем

известно, насколько трудно организовать дальнюю экскурсию, требующую

больших затрат времени, а иногда и денег. Экологические тропы безопасны,

поскольку находятся рядом. Эти экскурсии удобны для работы с детьми всех

возрастов. Если во дворе растет с десяток деревьев, то тропу уже можно

делать. Более того, на подобной тропе можно организовать множество

коротких экскурсий, благодаря которым дети получат, вернее, добудут новые

знания

Учебно-исследовательское направление предполагает работу по

исследовательской теме, связанной с созданием тропы (маршрутом,

остановками на нем); изучению природных комплексов, расположенных на

маршруте; фенологические наблюдения; экспериментальные и опытные

работы, экологические практикумы. Эта работа требует определенного

объема знаний и умений, которые обучающиеся получают в процессе

систематических занятий в объединении и выполнения практических

заданий на местности. В настоящее время достаточно широко практикуется метод проектов для реализации учебных задач. Считается этот метод наиболее эффективным для восприятия новых знаний, благодаря использованию имеющегося опыта, поисковой деятельности дошкольники под руководством воспитателя реализуют планируемые результаты для освоения программы

Публикации по теме:

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУМногофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Цель: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, оптимизация предметно.

Наша Экологическая тропаНаша Экологическая тропа Формирование экологической культуры у детей происходит только при благоприятном природном и социокультурном окружении. Нашему детскому.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Тропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времениТропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времени Уважаемые, коллеги!Скоро закончится учебный год и начнётся лето, прекрасная пора отдыха. Но наша с вами работа не заканчивается никогда.

Экологическая, или природная, тропаЭкологическая, или природная, тропа Экологическая, или природная тропа Цель создания и прокладки экологической тропы заключается в создании условий для формирования у ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропа как элемент развивающей среды в дошкольном учреждении
Опубликовано: 9 ноября 2020 в 19:13
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД