Светлана Александровна Мажова
Развивающая среда в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Специальным образом организованная среда детском саду :
- оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению
Публикация «Развивающая среда в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
- выступает в роли стимулятора, движущие силы в целостном процессе становления личности ребенка
- обогащает личностное развитие
- способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде.
В детском саду соблюдаются основные принципы:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
• Установление контакта между взрослыми и детьми
• Позиция партнерства «глаза в глаза» :
• оборудование индивидуального места ребенка,
• оптимальная дистанция при организации в разных видах деятельности
Принцип активности, самостоятельности, творчества
• Он проявляется при формировании предметного окружения ребенка: крупные игровые и дидактические пособия, рисовальная стена творчества, живописные картинки со съемными элементами изображения (с застежками, пуговицами, использование гигиенической комнаты для участия детей во взрослой жизни (хозяйственный труд, опыты с использованием большого количества воды)
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
• Жизненное пространство в детском саду организовано таким образом, что оно дает возможность построения не пересекающихся сфер активности ;
• Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и т. д.
Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
• Среда побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышает тем самым функциональную активность ребенка;
• Учтены условия для формирования развития полноценного образа «Я».
Принципы учета половых и возрастных различий детей
• Создавая предметную развивающую среду, учитывались половые различия детей.
• Среда предоставляет возможность, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Принцип открытости-закрытости
• Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы;
• Второй аспект – это открытость культуре. В ее прогрессивных проявлениях;
• Третий аспект – это открытость обществу;
• Четвертый – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира;
• В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамику;
• Альбомы и папки с фотографиями хранятся в доступном для ребенка месте, что бы он мог по желанию рассматривать их.
Принцип безопасности.
• Педагоги соблюдают правила пожарной безопасности, нормы СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей;
Принцип рациональности и целесообразности
• это удобство, простор, функциональная значимость каждого компонента, эстетичность. Если мы будем создавать предметно-развивающую среду вне реализации этих принципов, то наша среда превратится в мертвую дорогостоящую игрушку.
Предметно – развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей.
• Материалы и оборудование для одной образовательной области используются и в ходе реализации других областей.
• Предметное пространство каждой возрастной группы носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей.
• Все игры и игрушки расположены в доступном для детей месте, игровые и развивающие пособия расположены на уровне глаз детей.
• В игровых зонах расположен материал, используемый в процессе специально организованного обучения; иной, но похожий; «свободный», позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других областях.
• Большое внимание уделяется развитию детской индивидуальности, учета темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений.
• Большое внимание уделяется свободной деятельности детей. Однако это не просто время, когда дети предоставлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности.
Рекомендации по формированию психологически-комфортной и безопасной среды образовательной организации
• Возможность свободного проявления индивидуальности и способность к культурному саморазвитию каждого ребенка;
• Поддержка и развитие природных сил и задатков ребенка, сохранение и укрепление его здоровья;
• Создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса;
• Индивидуальный подход к каждому ребенку;
• Целенаправленное развитие личности каждого ребенка;
• Педагог должен видеть в ребенке личность, уважать мнение ученика, создавать ситуации свободного выбора и ситуации успеха;
• Создание психологически комфортной образовательной среды, построение гуманных взаимоотношений. В первую очередь это относится к характеру взаимоотношений между педагогом и детьми, а также между ребятами в группе;
• Внедрение комплекса мер по психологической защите личности учащихся, по недопущению стрессовых педагогических воздействий на ребенка, по предотвращению конфликтов со сверстниками