Ксения Лесная
Экологическая тропа «Наш зеленый детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». В соответствии с ФГОС ДО экологическое воспитание проходит красной нитью через все образовательные области.
Публикация «Экологическая тропа „Наш зеленый детский сад“» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе. В этом случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, находящиеся на территории двора МБДОУ д/с №1 «Улыбка». Это одна из современных форм воспитания экологического мышления, мировоззрения и образования детей в экологически значимом пространстве. Это специально разработанный «маршрут в природу».
Цель экологической тропы : Создание условий для формирования у воспитанников элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны и флоры.
Задачи:
• Использовать прогулки по экологической тропе для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе,
для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности;
• Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром;
• Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе;
• Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;
• Формировать систему экологических знаний и представлений.
Значение учебной экологической тропы в экологическом образовании и воспитании.
Экологическая тропа помогает эффективно реализовать связь знаний, полученных воспитанниками на тропе, с программным материалом, расширяет и углубляет его. На экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. Особенность знаний на экологической тропе в том, что получаемые на ней знания не сводятся лишь к расширению научной картины мира. Высшим проявлением связи обучения с жизнью будет реальное участие воспитанников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы.
Характеристика тропы МБДОУ д/с №1 «Улыбка»
Вид тропы : экологическая
Местонахождение: с. Печанокопское, ул. Пономарева,48
Год закладки: 2015
Состояние тропы : хорошее
Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования, наблюдения, игры в разные времена года, образования и просвещения воспитанников, их родителей.
Назначение экологической тропы : познавательная, развивающая
Экологическая тропа располагается на территории детского сада, открытого в 2015 году.
Формы работы по реализации экологической тропы
Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:
• взаимодействие с социумом
• экологические акции
• экологические проекты
• поисково - исследовательская деятельность
• рисование
• апплицирование
• экологические беседы
• наблюдения
• элементарные опыты
• экскурсии
• целевые прогулки
• экологические конкурсы, викторины
• чтение художественной литературы
• труд в природе
• экологические досуги, развлечения, праздники, экологические игры
• театрализации, инсценировки
Станции маршрута экологической тропы
На протяжении маршрута экологической тропы «Наш зеленый детский сад» мы запланировали 25 станций, т. е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны и оценить экологическую ситуацию.
Хозяином экологической тропы МБДОУ д/с №1 «Улыбка» является ЗАЙКА, который живет в можжевельниках ДОУ.
Зайка приглашает Вас в познавательное путешествие по станциям экологической тропы :
№ Название, год высадки Содержание
1. Туя (2016г.)
Задачи: сформировать представление о туе, растущей на территории детского сада, как о вечно зеленом дереве.
Туя –вечнозеленое хвойное дерево или кустарник из семейства кипарисовых. Каждый опытный садовод знает про такое декоративное растение, как туя. Эти деревья обладают отличной морозоустойчивостью, не требуют к себе особенного ухода и неприхотливы в размножении. Туи считаются одними из самых популярных растений семейства кипарисовых, которые активно выращивается в России в лекарственных и декоративных целях. Особенно популярными считаются сорта туй, которые выглядят как колонны, шары или пирамиды. У туи феноменально долгая продолжительность жизни – в условиях дикой природы туя живет вплоть до 200 лет. вечнозеленая листва летом и зимой позволяет освежить любой ландшафт, отлично показывает себя в качестве живого забора.
2. Мельница с водоемом (2022г.)
Задачи: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое и холодное время года. Мельница - это украшение, которое идеально впишется в ландшафт и наполнит сад лирической атмосферой старины. Это его своеобразная визитная карточка.
3. Липы (2017г.)
Задачи: расширить представления детей о дереве липа; познакомить детей с особенностями дерева, закрепить характерные признаки дерева. Закрепить представления о роли этого дерева в жизни человека; развивать интерес и любовь к окружающему миру. Крона густая. Цветы мелкие. Но очень душистые. Медоносное растение. Липа-дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистым цветками и плодами-орешками. Высота до 30 метров. Цветет в мае-июне. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси люди широко использовали ее в быту. Из мочалистой коры липы изготавливали лыко для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Мягкая липовая древесина также находила применение: из нее делали скакалки, ложки, веретена, миски и другую утварь. Липа- растение медонос. В медицине используется кора, листья, цветы и почки. Липовый мед полезен при простуде.
4. Сирень (2022г.)
Задачи: формирование у детей знаний об отличительных особенностях кустарника сирени, учить видеть красоту ярких красок сирени.
Как красива и разнообразна цветущая сирень. Своим красивым цветением и ароматом радует она нас каждую весну. Создание данного объекта экологической тропы на территории нашего детского сада носит эстетическую и познавательную направленность. Воспитатель знакомит детей со строением сирени, изучают форму и цвет листьев, цветы у сирени.
5. Дёрен кроваво-красный(2022г.)
Кустарник или небольшое деревце высотой до 3–4 м, с густыми растопыренными ветвями, широкораскидистой кроной. Побеги оливково-бурые. Молодые побеги имеют более интересную кору с красноватым оттенком, которая с возрастом тускнеет. Листья эллиптические, длиной до 10 см, сверху тёмно-зелёные, снизу светлые, осенью окрашиваются в яркие красные тона.
6. Церсис (2019г.)
Задачи: формирование у детей знаний об отличительных особенностях деревьев, учить видеть красоту весны. Церцис можно смело назвать одной из самых стойких культур, которая может развиваться без участия садовода. И хотя большинство его видов относятся к теплолюбивым, есть среди них вполне морозостойкие сорта. Ранней весной он становится главным украшением. А все благодаря очень пышному, яркому и продолжительному цветению. Это одно из редких деревьев, демонстрирующих цветение даже на стволе. Его маленькие цветы, напоминающие цветки гороха, располагаются в плотных букетах, прямо на стволах и ветках, удивительным образом подчеркивая очертания дерева.
7. Спирея (2015г.)
Задачи: Расширение знаний и представлений детей, о кустарниках, растущих на участке; закрепить представление детей, о том, что любое дерево, кустарник -живое "существо"; развивать наблюдательность, речь, память, логическое мышление, умение рассуждать; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Декоративный кустарник, относящийся к семейству Розовых. Спирея очень неприхотлива, что считается одним из главных её достоинств. Цветки спиреи мелкие, но собраны в большие соцветия. Окрас белый, розовый, малиновый. Обладают тонким приятным ароматом, который очень хорошо привлекает пчёл и других насекомых-опылителей.
8. Цветник (2016г.)
Задачи: развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива.
В цветнике высажены однолетние и многолетние растения, цветы с разными по величине, окраске, форме листьями и цветками. Дети не только любуются красивыми растениями, но и наблюдают за их развитием, а также наблюдают за насекомыми. Педагоги знакомят детей с растениями, произрастающими на территории детского сада, проводят беседы о цветах, их необходимости, значимости.
9. Дуб (2021г.)
Задачи: познакомить детей с дубом; развивающие задачи: - развивать фантазию, творческое воображение, чувство композиции в ходе выполнения коллективной аппликации; воспитывать бережное, ответственное отношение и любовь природе; воспитывать культуру общения, умения соблюдать правила поведения при выполнении коллективной аппликации; воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней; учить дошкольников наслаждаться общением с природой, здесь детям предлагается познакомиться с деревом – долгожителем (дубом). Мощное, величественное дерево. На нашей тропе встречается дерево-долгожитель. Не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету. У дубов темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе.
10. «Зеленая аптека»
(2021г.)
Задачи: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах; расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования; развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях; воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Это специально выделенный участок на территории детского сада, насажденный некоторыми видами лекарственных растений. Лекарственные растения - обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определённых химических соединений, называемых действующими веществами: алкалоидов, гликозидов, витаминов, дубильных веществ и др. Обычно используются лишь те части растения, где накапливается максимальное количество действующих веществ. Состав и количество действующих веществ в лекарственных растениях изменяется в течение года, с возрастом растения и в зависимости от условий его местообитания, температуры, освещенности, влажности воздуха, почвенных условий и др. На нашей аптекарской грядке произрастают лекарственные растения: календула, мелиса, тысячелистник, подорожник большой, мать-и-мачеха, одуванчик, пижма. Лекарственные растения человек использует с глубокой древности. Ребятам рассказывают о растениях, произрастающих на лекарственном участке, их пользе и опасности при неправильном обращении.
11. Миксбордер
Задачи: наблюдать, за растениями в разные сезоны; сравнивать части растений, их строение; сравнивать семена, способы и особенности посева разных семян; познакомить с понятиями: многолетние растения; наблюдать за ростом и развитием растений; сравнение разных растений по внешнему виду, способам ухода, размножения, связи с насекомыми, их биологические особенности.
Трудовые поручения: подготовка почвы для клумб, посадка растений, по уходу за растениями: полив, прополка, рыхление, сбор семян. Сенсорное развитие детей во время наблюдений и прогулок.
Это цветник из смешанных растений разных размеров и оттенков. Их сажают многоярусно и с учетом сезонности: одни отцветают, другие распускаются. В результате получается непрерывно цветущий ковер с ранней весны до первых заморозков.
12. «Звезда Победы» (2018г.)
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма всегда являлось приоритетной задачей современного общества. Любовь к Родине зарождается уже в период раннего детства.
В память о подвиге солдат, победы в Великой Отечественной войне в звезду была высажена красная петунья.
Для создания клумбы Победы - изучили информацию по созданию ландшафтного объекта. Познакомили детей с видами цветочных клумб. Для праздничной клумбы Победы решено было выбрать различные сорта петунии. Она является растением травянистым, многолетним. Многообразие её цветов поражает, что должно было помочь в создании ярких цветочных салютов. Для украшения клумбы выбрали крупноцветковую грандифлору. Эта классификационная разновидность радует самыми крупными бокалами цветов, достигающими в диаметре 16 см. А так же петунию из простой группы. Объединила в себе наибольшее количество гибридов этого вида растения. Схожесть их заключается в том, что все способны образовывать простые цветки в виде воронки со сросшимися лепестками.
13. Форзиция (2020г.)
Задачи: познакомить детей с форзицией (особенности роста); учить детей находить форзицию среди всех деревьев; развивать наблюдательность, любознательность, мышление;воспитывать интерес к растительному миру, бережное и заботливое отношение к природе. Форзиция украшает своим цветением сад с марта по апрель. Её золотисто-жёлтые четырёхлистные цветки, похожие на колокольчики, пушистым облаком окутывают гибкие безлистные стебли. Овальные, чуть зубчатые листья появляются позже – после окончания периода цветения. Уникальное растение: сначала цветёт, а потом выпускает листья и молодую поросль.
14. Береза (2015г.)
Задачи: создать условие для наблюдения за березой; формировать чувство бережного отношения к природе.
Название «береза» происходит от слова «беречь». Еще с давних времен люди считали, что веточки березы принесенные в дом, могут защитить жилище.
На Руси и до сих пор любят березку.
Ажурная крона. Свисающие ветки. Белоснежный ствол
Берёза – лиственное дерево. В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен.
15. Ирис (2019г.)
Задачи: познакомить детей с цветком нашей местности — ирисом, учить называть и распознавать его; воспитывать эстетические чувства: видеть красоту нежного цветка; учить беречь природу, напоминать детям правила поведения на природе и сбора цветов.
Цветок богини Ириды, и означает он «радуга». Это цветок, который неприхотлив в уходе. Это многолетник с толстым мясистым узловатым корневищем, ползущим под землей параллельно ее поверхности, и стеблями, достигающими на хорошей почве до 1 метра высоты. Каждый стебель несет от одного до шести цветков, которые распускаются один за другим с конца мая до начала июня. Цветки обладают нежным приятным запахом.
16. Павловния
(2021г.)
Задачи: формировать представления о строении дерево, функциях и назначении его частей (корень, ствол, кора, ветви, листья).
Многолетнее высокорослое (до 15 – 20 м в высоту) и быстрорастущее листопадное растение с очень крупными листьями (от 20 см до 50 см) и красивыми душистыми соцветиями (до 30 – 50 см длиной) из нежно-фиолетовых (иногда белых) цветов. Павловния, также называемая деревом принцессы или королевским деревом императрицы, наиболее известна своим быстрым ростом и естественной способностью действовать как тень или барьер в саду в кратчайшие сроки.
17. Метеоплощадка (2020г.)
Задачи: познакомить детей с метеоплощадкой, с её приборами; знакомство детей с профессией метеоролога, через представленные на метеостанции приборы; обучать детей элементарному прогнозированию состояния погоды; обучать детей снятию показаний приборов; предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой; изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года;изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с изменениями в окружающей среде; обеспечение условий для проведения детьми исследований; развитие экологического мышления в процессе проведения элементарных опытов; развивать умения последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы; развивать познавательную активность и любознательность; расширять словарный запас; воспитывать навыки применения знаний на практике; воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе.
Площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра).
Наш детский сад ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, ранее неизведанного. Теперь, с открытием метеоплощадки, ежедневно наши воспитанники проводят наблюдения за погодой.
18. Верба (2019г).
Задачи: познакомить детей с особенностями вербы, с весенними обрядами связанных с вербой, о пользе этого дерева для человека; развивать фантазию, творчество; воспитывать любовь к природе.
С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу тому, кто его коснется. Цветы вербы опыляются ветром, потому она расцветает до распускания листвы. Верба - настоящее спасение для пчел и шмелей ранней весной, когда других источников нектара еще нет.
19. Миндаль
(2019г.)
Задачи: сформировать у детей знания об особенности миндаля расцветать первым среди деревьев в начале весны; расширять
знания детей о дереве, цветущим весной первым, – миндале; о форме, величине, окраске его листьев и цветов ранней весной; развивать внимание, наблюдательность, память, умение сравнивать с другими деревьями, связную речь; бережное отношение к растительному миру вокруг нас, способность любоваться красотой цветущих деревьев.
Дерево светолюбивое, легко переносит засуху, так как у него хорошо развита корневая система, может расти на каменистой почве. Цветет ранней весной. Цветки светло-розовые или белые, растут по одному, но на веточках их много, они расположены близко дрг к другу. Цветы появляются раньше, чем листья. Миндаль является ранним весенним медоносным деревом.
20. Клён (2017г.)
Задачи: расширять знания и представления о дереве клён; развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе с приходом другого времени года: осени; развивать связную речь детей: учить давать полные ответы на вопросы; формировать реалистические представления о природе; продолжать развивать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе. Широкие рассеченные листья. Семена крылатые. Их хорошо разносит ветер. Высокое стройное дерево до 30 метров высотой. Ствол у него прямой, покрытый гладкой, тонкой, серой корой. Растут клёны очень быстро, за год их поросль вырастает почти на метр. Клён очень неприхотлив. Он хорошо растёт в тени, и на скудных почвах. У его семян отличная всхожесть. Древесный сок клёна сладок. Даже в нашем обычном клёне содержится до 5% сахара. Лист клена похож на карту РО.
21. Розарий Задачи: продолжить наблюдение за ростом и развитием цветов; учить распознавать по внешнему виду; уточнить, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия, почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе; развивать художественное восприятие и эстетический вкус, формировать желание ухаживать за растениями; воспитывать любовь к растениям, бережное отношению к природному окружению.
Это определенное пространство на территории детского сада, где высаживаются розы различных сортов, которые подобраны по форме и размерам, отличающиеся сроками цветения. Розы являются самыми прекрасными растениями. Не зря этот цветок считается королевой среди всего цветочного царства.
Розарий находится не в зоне прогулок детей, служит для украшения двора ДОУ.
22. Рябина (2015г.)
Задача: развивать наблюдательность, закреплять знания о деревьях, растущих на участке; уточнить внешний вид рябины; развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о рябине; расширение знаний детей о пользе и свойствах данного дерева. Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года.
Рябина- широко распространённое многоценное плодовое деревце или кустарник до 2 метров высотой, имеющее непарноперистые листы и щитковидные соцветия из белых цветков. Рябина заметна своими яркими плодами, остающимися на ветвях растения до глубокой осени и даже иногда на всю зиму. Рябина разводится как декоративное дерево, плоды ее идут пищу, а тяжелая. упругая, прочная древесина- для столярных изделий.
Рябина имеет значение и как медонос. Плоды рябины потребляются в свежем виде, в виде варенья, джемов, киселей, настоек, пастилы, мармелада, желе, а также моченая и маринованная. Порошок, приготовленный из сушеных плодов, идет на начинку для пирогов. Плоды рябины использовались в народной медицине как кровоостанавливающее, потогонное средство и как средство от головной боли. Свежие плоды рябины имеют горьковатый вкус.
23. Можжевельники (2016г.)
Задачи: познакомить детей с можжевельником, его внешним видом и полезными свойствами.
Одним из родственников хвойных деревьев и кипарисов является вечнозеленый можжевельник. Название «можжевельник» происходит от слов «меж» (между) и «ельник», т. е. «растущий между елями». Можжевельник обычно имеет форму куста с несколькими стволиками или форму деревца с одним прямостоячим стволиком. Это растение невысокое — от 1 до 3 м. Очень редко, при весьма благоприятных условиях, можжевельник вырастает до 10 м. Плоды у можжевельника тоже не совсем обычные. Они по строению напоминают маленькую шишку из нескольких чешуек, а выглядят как круглые ягоды. Поэтому и называются шишкоягоды. Можжевельник выделяет эфирные масла, которые насыщают воздух огромным количеством фитонцидов. В этом можжевельник в 15 раз превосходит лиственные породы деревьев, а все хвойные в 6 раз.
24. Ель (2016г.)
Задачи: выявить знания детей об особенностях ели и её роли для окружающего мира; учить активно участвовать в беседе; активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о характерных особенностях ели. Растёт во влажных местах. Ветки ели покрыты короткой хвоей. В новогодние дни ели украшают игрушками. Голубая ель в России выращивается искусственно. Среди многочисленных представителей рода выделяется стройностью и красотой, нетребовательностью к условиям произрастания, морозостойкостью и устойчивостью к воздушным загрязнениям, превосходя по этому показателю многих собратьев.