Мария Сорокина
Экологическая тропа. Старшая–подготовительная группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Методист - Сорокина Мария
В гости к Боровичку!
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Учить детей различать и называть разные виды ландшафта – пригорок, лужайку, ручей;
2. Продолжать учить замечать, называть и доказывать изменения в природе, связанные с сезоном, сравнивать сезонные изменения, используя разные виды анализаторов: запах, звуки, тактильные ощущения, зрение.
. Развивающие задачи:
1. Развивать сенсорное восприятие детей и умение его описывать: пахнет опавшей листвой, чувство прикосновения дождя, видеть осенний наряд деревьев;
Публикация «Экологическая тропа, Старшая–подготовительная группа,» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
2. Развивать логическое мышление, умение доказывать: птиц не слышно, потому что…
Продолжать учить устанавливать взаимосвязи в природе: солнце греет меньше – цветы вянут, насекомых не видно.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к родному краю, интерес к природе Севера.
Предшествующая работа:
- наблюдение за осенними изменениями на участке детского сада;
- чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание картин и иллюстраций;
- беседы о лете;
- целевые прогулки в парк, сквер, на речку.
Ход занятия:
1 Часть. Незнайка приходит к детям и предлагает сходить позагорать на знакомой лужайке (лужайка на экологической тропе).
Воспитатель спрашивает детей:
- Можно ли загорать сейчас на лужайке? Почему нельзя?
- Что произошло на улице? На нашем участке?
- Почему мы одеты теплее, чем летом?
- Посмотрите в календаре природы и скажите, какую погоду мы отмечаем? Что приносим с прогулки? Почему появились букеты из разноцветных листьев:
- Чем отличается летнее солнце от осеннего?
- Отгадайте загадку:
«Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает-
Когда это бывает».
Воспитатель предлагает прочитать письмо из леса и отгадать, что ожидает на экологической тропинке.
Воспитатель: Боровичок нам пишет: «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас всех в лес, полюбоваться красотой леса, увидеть старых знакомых, угоститься дарами леса. По стишку отгадайте, что изменилось в моем лесу:
«Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногою
Вешнюю леса красу».
Жду вас всех в гости.
Вместе с детьми рассматривается карта, вспоминаются объекты экологической тропы, знакомые с лета. Воспитатель предлагает внимательно смотреть, слушать, запоминать все, что увидят. С собою берутся корзинки для сбора листьев.
2 Часть. В лесу детей встречает Боровичок: «Вы пришли в мой дом, дом для деревьев, животных, птиц».
- Чем отличается лес от парка?
- Что такое лес? Зачем он нужен?
Боровичок напоминает правила поведения в лесу и приглашает на тропинку, углубляясь в лес.
- Дети, что изменилось в моем царстве?
- Найдите знакомую осину. Почему она стала оранжевой?
- Найдите березу возле тропинки. Почему у нее листья стали золотисто – желтые?
- Почему ель и сосна не изменились?
- Теперь понюхайте воздух. Чем он пахнет?
- Послушайте и скажите, какие звуки слышны? Почему не поют птицы?
- Можно ли на нашей лужайке полюбоваться цветами и бабочками? Почему трава стала желтой? Что стало с цветами? Пощупайте землю – какая она на ощупь? (сырая, холодная).
- Дети, у меня в моем лесу – доме появились дары осени. Как думаете, что можно найти под деревьями?
- Дети, как нужно собирать мои грибы, чтобы в следующем году на их месте было бы больше шляпок? (не вырывать их с корнем).
- Дети, на нашей тропе есть и осенние ягоды. Какие? Давайте найдем маленькие зеленые кустики под елью. Как они называются? (брусничные кусты). Какие ягоды были у них летом? (зелеными). Что изменилось теперь? Какими надо собирать ягоды брусники? Почему? ( Боровичок объясняет: «Только зрелыми, т. к. сбор незрелых ягод повреждает корни куста и они начинают болеть и погибают. А новые кусты будут давать ягоды только через 5 лет).
- Почему у брусники листья не пожелтели и не опадают? (они жесткие и зимой остаются зелеными).
- Ребята, давайте встретимся с нашим зеленым ежиком – кустарником, который очень сильно очищает вокруг воздух. Как он называется? (можжевельник).
- Почему он остался зеленым? (он хвойный).
- Как изменились ягоды у него на ветках? (были зеленые, стали зрелые – синие).
- Боровичок: Дети, этот кустарник не только очищает воздух в моем лесу, но и является лекарственным растением, очень полезным и животным, и человеку. Им чистят помещения, отваром моют бочки для соленья.
- Как вы думаете, почему возле можжевельника поселились муравьи в своем муравейнике? (Самое чистое место, легко найти пищу – ягоды, семена, возле него любят расти разные цветы и травы).
- Как ведут себя муравьи в муравейнике? (они готовятся к зиме).
- Почему нельзя разрушать муравейник в моем лесу? Почему я их называю друзьями? (Боровичок рассказывает, как муравьи, собравшись в кучку, залезают глубоко в землю, клубочек пропитывают глицерином, а в центре клубочка – матка, чтобы она не погибла. Есть примета: большие муравейные кучи к осени – на суровую зиму).
Боровичок предлагает отгадать загадки про лесные осенние дары и найти их на тропе :
1. «Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…»
Какого цвета листья дарит деревьям осень? (березе – золото, осине – оранжевый, огненный цвет, рябине – багрянец, иве – лимонный цвет, а ольхе просто зелень оставляет).
2. Почему осеннюю листву называют золотой? Листья каких деревьев похожи на солнце на золото? (березовые).
3. «Раздалась листва сырая
И, красуясь, я стою.
Крепкой ножкой подпираю
Шляпку круглую свою». (Гриб)
Найти гриб, полюбоваться и спросить, почему лесу нужны грибы? (Боровичок отмечает, что все грибы очищают лес от мусора, грязи, являются лекарством не только людям, но и зверям, лесным животным. Особенно ими любят лакомиться лоси, вставая на колени).
4. Боровичок: «А теперь, отгадайте загадку и попробуйте найти отгадку на нашей лужайке.
«Сидит в траве Аленка,
В красной рубашонке,
Кто мимо идет,
Всякий наклонится». (Земляника).
Боровичок показывает картинку земляники и предлагает найти листья земляники.
- Почему нет больше ягод земляники? (они на открытом месте зреют в июле).
- Как изменились листья земляники? (показ красных и корчневых листьев).
- Почему они не зеленые (осень, холодно, поэтому они жухнут).
5. Боровичок: - А теперь отгадайте следующий дар осени:
«Среди поля серебряные зерна лежат» (Роса).
- Почему осенью много росы? (Она обильная, т. к. воздух влажный, ночью он охлаждается, а земля еще теплая. Получаются росы и туманы).
- Почему росу называли даром осени? (она украшает землю, растения, питает их).
6. Боровичок: А теперь отгадайте, какие цветы может еще оставить осень на нашей лужайке, чтобы вы могли полюбоваться?
Стоят в поле сестрички,
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки).
- Почему ромашки и осенью цветут еще долго? (стойки к морозам).
7. А теперь, отгадайте, что чаще всего преподносит нам осень?
Летит орлица, Шел, шел долговяз,
По синему небу. В сыру землю увяз.
Крылья раскрыла, Его просят, его ждут,
Солнышко закрыла. (Туча) А придет – прятаться начнут. (Дождь)
- Почему над нами чаще тучи закрывают солнце и сыпет нудный, мелкий, затяжной дождь? (холодно, солнце греет мало, влажность высокая).
- Почему много стало луж? (частые дожди, они не высыхают, т. к. солнце не жаркое).
- Как называют осень, когда много дождей, луж, грязи? (грязник, дождезвон, дождевик).
8. Лесовик предлагает поиграть «Кто отгадает?». Показываются модели: что нельзя делать в лесу осенью. Дети должны объяснить, почему это поведение не допустимо в лесу. ( Модели: нога над муравейником; разбросанный в лесу мусор, банки, бутылки; нога над мухомором; топор рубит молодое дерево; рука тянется к незрелой бруснике; мальчик забирает лягушку в шапку и т. д.).
9. Боровичок ведет к ручью.
Задания: - Почему ручей мутный и грязный? (частые дожди).
- Какая вода: теплая или холодная?
- Бывает ли вода осенью теплая и можно ли купаться? Почему нельзя?
- Можно ли пить из такого ручья? (нельзя – вода холодная и грязная, можно заболеть).
- Можно ли мыться из такого ручья? (Нельзя, вода уже холодная и грязная от дождей, можно подхватить болезнь).
10. Возле ручья детям предлагается отдых. Можно провести игру «Знаешь ли приметы об осени?» или познакомить с некоторыми из них детей.
- Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее зима наступит.
- Облака идут низко – к дождю и холоду.
- Гроза в августе – к долгой осени;
- Гром в сентябре – к теплой и долгой осени.
- Много паутины осенью – к холодной зиме.
- Паутина стелется по растениям, а не летает в воздухе – к теплу и сырой осени.
- Если лист с дерева нечисто опадает – к холодной зиме.
- Поздний листопад – на тяжелый год.
- Если лист на дереве желтеет с верхушки – весна будет ранняя и наоборот.
- Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студеной зиме, изнанкой кверху – зима будет теплая.
- В лесу много рябины – осень будет дождливая.
- Неурожай на шишки ели и сосны – к мягкой зиме.
- Птица дружно в отлет пошла – к строгой и скорой зиме.
- Гуси полетели на юг – быть скорой зиме и снегу.
- Куры рано линяют осенью – к ранней и теплой зиме.
- Птица хохлится – к непогоде, дождям.
- Появление комаров осенью – к мягкой зиме.
В конце Лесовик может предложить вспомнить стихи об осени и дарит новую загадку:
«Осины смотрят удивленно:
Маляра и краски нет,
Кто ж окрасил их, зеленых
В красный цвет». (Осень).
Лес и Боровичок прощаются с детьми и зовут снова в гости на «тропинку», а дети обещают отправить Лесовику рисунки о том, что видели на экологической тропе.
После экскурсии – рисунки детей.