Светлана Ключникова
Экологическая викторина для детей старшей группы «По лесной тропинке»
▼ Скачать + Заказать документы
По лесной тропинке
Педагогическая цель: Формирование элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, формирование экологических знаний.
Целевые ориентиры образования:
– проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;
– проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности;
– достаточно хорошо владеет устной речью; может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств;
Публикация «Экологическая викторина для детей старшей группы „По лесной тропинке“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
– способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие;
– у детей сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
– способен к волевым усилиям;
– может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
– выполняет индивидуальные и коллективные поручения;
– проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнять его хорошо.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, физическая культура.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура».
«Познавательное развитие»
1. Ознакомление с природой и природными явлениями.
2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
3. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений.
4. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
5. Воспитание умения правильно вести себя в природе.
6. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
«Социально-коммуникативное развитие»
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
«Речевое развитие»
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы. Формировать умение отвечать на вопросы предложением.
«Физическое развитие»
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
- накопление и обогащение двигательного опыта
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Средства реализации:
Картинки с листьями разных деревьев, лесные ягоды, цветы, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, по количеству детей. Изображения: шишки, ромашки, малинки. Волшебный сундучок с угощением. Ауди запись со звуками леса, мольберт.
Ход викторины:
Сегодня тёплый солнечный день. Как хорошо в лесу. Много загадок хранит наш лес и все их хочется разгадать. Ребята, а вам хочется разгадать загадки леса?
Так давайте прогуляемся по лесной тропинке. Для такой прогулки надо получить разрешение у лесничего, ведь он хозяин и защитник нашего леса.
Выходит, лесничий : Здравствуйте ребята, меня зовут Семён Семёнович- я лесник в этом лесу. Очень рад видеть вас в моём лесу и с удовольствием проведу вас по лесу, а лес приготовил для вас много загадок и заданий. Вы согласны их выполнить?
Под музыку дети прогуливаются по залу, украшенному деревьями и цветами.
Лесник : Вот мы вышли на опушку леса.
Под музыку дети прогуливаются по залу, украшенному деревьями и цветами.
Лесник : Вот мы вышли на опушку леса.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)
Воспитатель: Дети давайте расскажем Семен Семёновичу как можно вести себя в лесу.
Игра «Можно – нельзя»
Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Молодцы ребята, вы знаете как вести себя в лесу.
Лесник : Посмотрите ребята «шишка». А на шишке то загадки:
Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
раздарил по лоскутам. (Лес)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (дерево, лес)
Дерево в лесу растёт Цвет зелёный круглый год.
Вместо листика иголка.
Распушила ветки. (ёлка).
Осень тихая настанет, Дивным дерево то станет: Листья-звезды яркие, Золотые, жаркие. (клен)
Не береза, не сосна
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит Вся листва на ней дрожит. (осина)
Ствол белеет, шапочка зеленеет, Стоит в белой одёжке, Свесив серёжки. (берёза)
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью красные кораллы надела. (Рябина)
Он качает пышной кроной Шелестит листвой зелёной
Погляди, среди ветвей Сколько зреет желудей (дуб).
Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.
«С какого дерева листочек?»
Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы начисляются очки (листочки).
Воспитатель: Ребята посмотрите какая красивая полянка, сколько здесь цветов. Что это за цветок?
Жёлтый глазок, белая рубашка, а зовут её (ромашка).
А на ромашке для нас новое задание:
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчик).
Он стоит в одёжке,
Как огонь на ножке!
Станет без одёжки
Шариком на ножке. (Мак).
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (Одуванчик)
Конкурс «Кто дольше удержит цветок».
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают шагать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто пройдёт дальше всех, не уронив цветка.
Лесник : Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых).
От цветка к цветку порхает, а присядет, отдыхает. (Бабочка)
На ромашку у ворот
опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
Я работаю в артели
у корней мохнатой ели, по буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. (Муравей)
По цветам летает, Мед собирает. (Пчела)
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (Кузнечик)
За правильные ответы дети получают по цветочку, и ягодке.
Воспитатель: дети давайте здесь отдохнём и послушаем лес.
(Включается грамзапись со звуками леса)
Что же мы услышали:
Дети рассказывают, что слышали шум леса, стрекотание кузнечика, пение птиц
Лесник : Я хочу вас познакомить с птицами леса.
(На мольберте выставлено нескольких соответствующую картинку, - Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)
Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий Совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.
Лесник : Дальше по тропинке мы пройдем. Посмотрите ребята что это? (показывает следы животных). Кто это ходил здесь отгадайте:
Загадки о животных
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
Когда я голодный меня не встречай, щелкну зубами, съем невзначай. (Волк)
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала, кур пересчитала. (Лиса).
Лесник : А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы) Лисонька, ты не серчай, вместе с нами поиграй.
Подвижная игра «Лиса и зайцы».
Лесник :
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесник : Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.
- Бывают грибы съедобные, а бывают —. (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны).
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).
Дидактическая игра «Собери грибы".
Нужно выбрать только съедобные грибы в корзинку. (картинки с изображением грибов).
Воспитатель: Ребята, заканчивается наше прогулка Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.
ребенок:
Красота родной природы -
Это реки и леса
И озера, и болота,
И блестящая роса,
Даже малая улитка,
Даже маленький сверчок -
Все напомнят о природе,
Даже скрученный сучок.
Красота родной природы -
Это небо и земля,
И реки водовороты,
И цветущие поля.
Лесник :
Для чего нужен лес?
Дети:
- лес нужен нам для отдыха;
- лес сохраняет от высыхания реки;
- дает планете чистый воздух;
- кормит людей и животных.
Лесник :
Не разрушайте этот дом,
Девчонки и мальчишки
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
На прощание я хочу вам сделать подарок, надеюсь он вам пригодится. Я дарю вам этот сундучок
Воспитатель: Давайте положим все «ягодки, листочки грибочки» в сундучок, закроем его, и я произнесу волшебные слова,
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.
Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)
После волшебных слов открываем Сундучок и смотрим, какой же подарок – сюрприз для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСНИЧИЙ.
(открываем коробку – «ягоды, листочки и грибочки-очки» превратились в конфеты).
Воспитатель: Вот так подарок. Спасибо тебе, ЛЕС, за такое угощение. Спасибо вам Семён Семёнович. За интересную прогулку по лесу. До свидания.
Дети и ведущий возвращаются в д/сад.