Ольга Попова
Экологическая викторина в старшей группе «Символы русской природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»
Цель: формирование экологической культуры, совершенствовать нравственно - ценностное отношение к природе.
Задачи:
• Развивать познавательные процессы: сообразительность и смекалку.
Публикация «Экологическая викторина в старшей группе „Символы русской природы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
• Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
• Развивать интерес к изучению природы родного края, умение делать выводы.
• Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, желание и стремление беречь и охранять ее.
• Активизировать словарь детей.
• Закрепить пройденный материал по теме «Растения»
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы о природе.
• Наблюдения в природе.
• Беседы о природе.
• Рассматривание иллюстраций из серии «Природа».
• Отгадывание загадок.
• Чтение стихов.
Материал: эмблемы команд «Березки» и «Одуванчики»; табло с листочками; картинки, фото, иллюстрации с видами природы: лес, луг, сад, клумба; карточки с видами деревьев и цветов; фломастеры, листы бумаги, шапочки капитанов.
Ход занятия
Дети заходят в группу. На мольберте висят иллюстрации с природой, на столе лежат картинки.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Пять царств, в которых организмов много,
Мы называем матушкой-… (природой)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (Ответы детей) Правильно, о природе.
Природа - наш друг и мудрый учитель. Она прекрасна и многолика. Русские люди любят свою Родину, свой край, родную природу. Ведь природа так прекрасна, каждый подтвердить готов. Как много загадок таится в растительном мире. И чтобы растения не исчезли с Земли, важно научиться их любить, знать, охранять. От ее состояния зависит здоровье человека. Каждый умный и порядочный человек оберегает и охраняет природу.
— «Давайте, люди, будем жить иначе:
Не разрушать, а строить, умножая,
В ладони бережно свою планету спрячем,
Чтоб расцвела земля моя родная!»
Н. П. Борисенко
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: команда - «Березки» и команда - «Одуванчики».Выбирают капитанов. Дети надевают эмблемы команд, капитаны надевают шапочки. Рассаживаются.
Воспитатель: Предлагаю провести викторину. За каждый правильный ответ команда получает листик. Победит та команда, которая наберет больше всех листочков.
I Приветствие команд (стоя)
Команда «Березки»: «Русская красавица – Нарядом белым Славится.»
Команда «Одуванчики»: «Горел в траве росистой - фонарик золотистый.»
II Разминка (поочередно загадываются загадки командам)
1. Он растет красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лед растает.
Распустился точно в срок
Первый мартовский цветок.
(подснежники)
2. Шагает красавица,
Дыханием земли касается,
Придёт и на поле, и на речку,
Оденет в платьице цветочек.
(Весна)
3. Я росту, чтоб в Новый год,
Плыл весёлый хоровод,
Зелена я и свежа
И похожа на ежа,
И в жару или метель,
Называют меня … (Ель)
4. Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
(Береза)
5. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)
6. В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него негорячи.
(Подсолнух)
III конкурс капитанов
На столе лежат два листа А4, на них нарисованы листочки с деревьев; капитаны должны закрасить красным цветом листочки, которые осенью краснеют. (клен, рябина)
IV конкурс «Лишняя картинка»
На доске в ряд висят 4 картинки. Надо убрать ненужную. Объяснить, почему.
Береза - липа - сосна - ясень.
Роза - тюльпан - подснежник - мать и мачеха.
Шиповник - крыжовник - смородина - сирень.
Фиалка - георгин - бегония - хлорофитум.
V конкурс «Вопрос - ответ» (Поочередно задаются вопросы)
1. Как называется плод дуба? (Желудь)
2. На каких деревьях растут шишки? (Ель, сосна, кедр, лиственница)
3. У какого дерева белый ствол? (Береза)
4. Сбрасывают ли листья деревья на зиму? (Да)
5. Если дунуть на этот цветок, то летит пух. (Одуванчик)
6. Что весной появляется на деревьях? (Почки)
7. Какой цветок означает «Звезда»? (Астра)
8. От этого дерева город покрывается пухом, который вызывает у некоторых людей аллергию? (Тополь)
9. Какие первоцветы вы знаете, назовите?
Физминутка «Вот мы деревце сажали»
Вот мы деревце сажали,
Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)
Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).)
Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)
И другие распустились,
Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)
Налетел веселый ветер
И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)
VI конкурс «Красный, желтый, синий»
Воспитатель показывает круги поочереди, дети должны назвать цветы:
Желтый - полевые цветы
Красный - садовые цветы
Синий - комнатные цветы.
VII конкурс «Дерево»
С завязанными глазами, по одному игроку из команд, рисуют дерево - дети оценивают и угадывают, что за дерево, называют его.
VIII конкурс «Правила леса»
Перечисляя, что можно и что нельзя. Дети стоят в кругу, если соглашаются, то хлопают в ладоши, а если нет - молча поднимают руки. Кто ответит неправильно - садится на стул. В чей команде больше детей на стульях, те и проиграли.
1. Рвать первоцветы.
2. Ломать кусты.
3. Оставлять после себя мусор.
4. Разорять гнезда и муравейники.
5. Сидеть на траве.
6. Любоваться цветами.
7. Собирать ягоды.
8. Кричать, пугать птиц.
9. Отдыхать на пне.
10. Лазать по деревьям.
IX конкурс «Что, где растет?»
На столах лежат панно: лес, луг, сад, клумба. Детям надо разложить карточки с цветами и деревьями.
X конкурс «Природная аптека»
1. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Подорожник применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.
2. Куст в овраге вырастает,
Лишь дотронешься — кусает.
Не цветет весной красиво.
Что за куст такой? (Крапива) .
Крапиву используют, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.
3. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто. (Полынь)
Полынь рекомендуют при язве желудка, гастрите, колите, малокровии, бессоннице, ревматизме, ожирении, мигрени, туберкулезе легких, анемии, гипертонической болезни, а лихорадке, отеке, неприятном запахе изо рта.
4. Он и мачеха и мать.
Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха)
Применяют листья мать-и-мачехи в виде отвара при кашле как отхаркивающее средство. Входят они в состав грудных и потогонных чаев. Отвары и настои листьев мать-и-мачехи применяют также в виде влажных повязок, компрессов, примочек и ванночек при лечении ран.
5. Был он желтеньким цветком —
Белым стал, как снежный ком.
Дунут девочка и мальчик —
Облетает. (одуванчик)
Одуванчик рекомендуют при заболеваниях затрагивающих печень, при камнях в желчном пузыре, при атеросклерозе и при воспалительных процессах в почках.
6. В поле у овражка
Красненькая кашка. (Клевер)
Клевер снижает холестерин. Отвар клевера способен унять головную боль, справиться с головокружением и повысить аппетит. Настойку травы используют для лечения астмы, анемии, отдышки. Сок клевера поможет справиться с кашлем, простудой, бронхитом, подагрой, отравлением.
Подведение итога, подсчет листочков.
Команда «Березки» читают стих:
«Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!»
Команда «Одуванчики» читают стих:
«Давайте, ребята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!»
Заключение
Воспитатель: «Берегите, ребята, природу, -
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа – надежный наш друг.»
«Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!»
Раздача подарков.