Джамиля Равилова-Соловьева
Экологический праздник для детей средней группы. «Весенний праздник птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический праздник для детей средней группы.
"Весенний праздник птиц"
Материал к занятию.
• костюмы птиц для детей, костюм "Весны" для взрослого;
• звуковая фонограмма "Звуки окружающего мира";
• шапочки с изображением птиц для подвижной игры;
• крупный строитель; "жаворонки" - фигурки из соленого теста.
• кукольный театр.
Ход занятия.
Дети входят в зал и становятся вокруг воспитателя.
Публикация «Экологический праздник для детей средней группы, „Весенний праздник птиц“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- День птиц. 1 апреля
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Сценарии развлечений на тему птиц
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2013
Вос-ль: Светает рано по утрам
Проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?. (весна)
Вос-ль: После холодной зимы пришла к нам снова весна.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы весну встречать, первых птиц в гости ждать. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте это проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки.
- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
- что в небе легкое, белое, пушистое? (облака)
- что весной бежит, журчит, поет? (ручьи)
- что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)
- весной он тает, оседает, плачет? (снеговик)
- что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
- весной она капает, звенит, поет? (капель)
- что весной греет, светит, припекает? (солнышко)
Вос-ль: Действительно, весной солнце уже не только светит, но и греет. А вы, рады весеннему солнышку?
Солнышко, ребята, давайте позовем,
Пусть согреет нас оно своим теплом.
Дети исполняют закличку "Солнышко".
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко,
Там детки сидят, на тебя глядят.
Им в поле бежать, им весну встречать.
Вос-ль: Вот и выглянуло наше солнышко. Стало теплее, стало светлее и веселее. Давайте наш праздник начинать, да гостей поджидать.
А вы знаете, что когда вода разольется,
Когда лес зазелениться,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна наступает.
А теперь, ребята, представьте, что мы с вами попали в весенний лес. Весной в лесу все оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.
Опустилось на землю тихое: "Ау!"
На неведомом суку вздрогнуло: "Ку-Ку!"
Застучало по стволам: "Тук-Тук!"
Лес встает навстречу нам: "Кто там?"
Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем звуки и голоса весеннего леса.
Дети прослушивают музыкальную запись "Голоса природы", потом рассказывают, что они услышали.
Вос-ль: Ой, ребята, смотрите - кто там появился на лесной полянке. Это Мудрая Сова, которая живет в лесу.
Театрализованная постановка "
Вос-ль: Да, ребята, действительно, для каждой мамы свой детеныш милее всех.
Вос-ль: Ой, ребята, прислушайтесь. Кажется, к нам летит первый гость. Интересно, кто же это?
Появляется ребенок старшей группы в костюме грача.
Грач: Вот я - грач,
Проворный, черный,
Кричу: "Крак! Крак!"
Всем червякам - враг!
Я самый первый из птиц прилетаю,
зиму ломаю.
Вы знаете есть даже такая примета: "Если грач на горе, то весна на дворе" а еще говорят: " Увидел грача - весну встречай".
Ребята, хотите полетать вместе со мной? Выходите, детки, на лужок и быстрее делайте кружок.
Дети выходят в центр зала и становятся в круг.
Грач: Я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: "Летят, летят". Да только, чур, не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, тот выбывает из игры.
Проводится игра "Грачи летят".
Дети становятся в круг, грач ходит внутри круга и произносит свои слов а:
Грачи летят, на всю Русь трубят:
"Чу - чу- чу - мы несем весну!"
"Гу-гу-гу - не догнать никому!"
"Летят, летят!" - отвечают дети и машут руками.
Пчелы летят, гудят, бурчат:
"Жу-жу-жу - медову несем сыту"
"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.
Поросята летят, полосаты визжат:
"Хрю-хрю-хрю - надело нам в хлеву!
Если кто-то из детей ошибается и машет руками, то грач говорит:
" Кто ошибся? Помните уговор - за ошибку из игры долой. Садитесь и на нас смотрите-уму-разуму учитесь!
Игра продолжается.
Синицы летят, на всю Русь кричат:
"Дзю-дзю-дзю - не поймать никому!"
"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.
Комары летят, кричат, пищат:
"Ду-ду-ду - не уйти никому!"
"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут рукаими.
Медведи летят, толстопяты рычат:
"Ру-ру-ру - надоело нам в лесу!"
Грач: Кто ошибся, сидит на местах, а кто все правильно делал тот и выиграл.
Вос-ль: Понравилась, грач, твоя игра детям, Оставайся на нашем празднике, будем вместе весну встречать.
Вос-ль: Ребята, а к нам еще гость летит, торопится.
Появляется ребенок в костюме скворца.
Скворец: Я скворец!
Веселая пташка,
В черной в крапинку рубашке.
К вам весной прилетаю,
Сразу домик оживаю.
Вы узнали меня?
Вос-ль: Да, скворец, ребята узнали тебя. Они даже знают про тебя стихотворение. Вот послушай.
Ребенок: А у нас в саду жилец -
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого что он запел.
С солнцем скворушка встает,
Ест жуков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.
Скворец: С юга скворушки летят
В новом доме жить хотят.
Все ли здесь для нас готово?
Где бы нам сейчас присесть?
Где попить и где поесть?
Вос -ль: Ребята, а как называется домик скворца?
Давайте поможем скворушке, построим для него скворечник.
Игра "Кто красивый построит скворечник"
(дети из крупного строителя строят скворечники).
Скворец (рассмотрев скворечники) :
Ой, как здорово!
Вы построили дома-
Не дома, а терема.
Мне они очень нравятся, даже не знаю какой выбрать.
На большущей высоте,
Выше крыши, на шесте
Я поставлю новый дом,
С круглой дверцей и крыльцом.
Спасибо вам ребята. А в благодарность за вашу работу я спою вам весеннюю песенку. Если вы ее знаете, то подпевайте.
Исполняется украинская песенка "Веснянка"
А уж ясно солнышко,
Припекло, припекло
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки на улице
Все журчат, все журчат,
Журавли курлыкают
И летят, и летят.
Вос-ль: Спасибо тебе, скворушка, за песню. Оставайся с нами весну встречать. А сейчас мы послушаем стихотворение о следующем нашем госте, точнее гостье.
Ребенок. Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей:
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Вос-ль: Ласточка к нам летит,
А на ее крылышках Весна сидит.
Входит ребенок старшей группы в костюме ласточки.
Я ласточка.
Из Африки в апреле к вам лечу,
Под крышами из глины домик мастерю.
Лечу как самолетик - изящна и легка.
С выемкою хвостик, собой не велика.
Вос-ль: Здравствуй, ласточка, мы рады тебя видеть.
Ласточка: Ребята, я, как и другие птицы, на крыльях весну несу. А знаете ли вы приметы весны.
Вос-ль: Конечно, ласточка, знают. Вот послушай сама.
Дети читают стихотворения.
1 ребенок. Пусть март стоит студеный,
И верба не цвела,
Купается ворона -
Жди солнца и тепла.
2 ребенок. Грач гнездо чинить решил,
Закричал он, заспешил.
Значит скоро холода
Нас покинут навсегда.
3 ребенок Птицы в гнездах не галдят.
Пчелы в ульях не гудят.
Муравьи закрыли двери.
Разбрелись по норам звери.
Не летает стрекоза -
Надвигается гроза.
Ласточка: Какие вы молодцы, много весенних примет знаете. А вы слышали, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелетные.
Вот мы сейчас проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц. Есть такая игра - "Зимующие и перелетные птицы". Давайте в нее поиграем.
Воспитатель объясняет правила игры, а ласточка раздает птичьи шапочки.
Игра "Зимующие и перелетные птицы"
Дети надевают шапочки птиц, перелетных и зимующих. В середине зала на расстоянии стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:
Птички летают,
Зерна собирают.
Маленькие птички,
Птички - невелички.
После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у Солнышка, а "зимующие" - у Снежинки.
Вос-ль: Спасибо ласточка за веселую игру. Оставайся и ты у нас на празднике. Ой, ребята, посмотрите, сколько перелетных птиц к нам в гости прилетело. Значит и весна скоро появиться.
Раздается шум, гам. Появляются двое детей старшей группы в костюмах сорок.
1 сорока. - Я веселая сорока.
2 сорока - Я сорока-белобока.
1 сорока - Я летала по лесам,
Побывала тут и там.
2 сорока. - Новость слышала в лесу
На хвосте ее несу.
Вместе - Здесь Весну все ждут,
Интересный праздник тут!
Вос-ль: Так вы, сороки-белобоки, к нам на праздник прилетели.
1сорока: Да, мы на праздник прилетели. Вон у вас, сколько птиц в гостях.
2 сорока: Мы даже специально для вашего праздника частушки приготовили. Хотите споем?
Вос-ль: Ну что ж, с удовольствием послушаем.
Исполняются птичьи частушки.
Сороки вместе: Мы веселые подружки,
Мы сороки-стрекотушки!
Пропоем для вас частушки
Очень замечательно!
А частушки не простые,
Небылицы - золотые.
Слушайте внимательно,
Хлопайте старательно!
1сорока: К нам ворона прилетела
И на веточку присела.
В синих бусах и косынке -
Хороша, как на картинке!
2 сорока: На березе сидит дятел
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь
Слушает, вздыхает!
1 сорока: Под забором две кукушки
Жарили варенье
А скворцы варенье съели
Просто объеденье!
2 сорока: Филин плохо видит днем,
Потому он с фонарем.
Он однажды простудился-
Теплый шарфик пригодился.
Сороки вместе: мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Вос-ль: Замечательные частушки. Нам с ребятами очень понравились.
Сороки: А что ребята сидят такие невеселые?
Ребята, вы весне рады? Смеяться, веселиться умеете.
Выходите, детки, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Игра "Кто громче смеется".
Дети выходят в центр зала, делают круг. Сороки в центре круга.
Сороки: "Как крыльями захлопаем, лапами затопаем, смеяться начинайте, топать помогайте. Как крыло мы под бочек, вы все сразу же молчок. Кто смеется громче всех - тот получит от меня орех".
Сорока: "Вот уж смех, так уж смех.
А кому ж отдать орех.
Начинаем все сначала,
И смеемся громче всех.
Сороки (в конце игры) : Вы все умеете громко смеяться, значит, мы всех угостим вкусными орехами.
Вос-ль: Ребята, давайте скажем сорокам спасибо и пригласим их остаться на нашем празднике. Только что-то весна опаздывает на наш праздник. Наверное, где-то в пути задержалась. Видно, много у нее дел, надо снега растопить, землю обогреть. Давайте попросим наших гостей, пернатых друзей, слетать за весной.
Дети обращаются к птицам.
Птички - невелички, летите,
Весну на крыльях нам принесите!
Птицы улетают за Весной.
Вос-ль. Наши пернатые друзья улетели, а я предлагаю послушать стихотворение о Весне.
Чтение стихотворения И. Токмаковой "Весна"
К нам весна шагает
быстрыми шагами,
и сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
Вос-ль: Ребята, а когда снег тает, что появляется вместо снега. Правильно, лужи. А чтобы ноги не промочить в луже, мы с вами оденем вот такие калоши. Новые калоши обновить нам нужно. Мы в калошах новых побежим по лужам.
Аттракцион "Кто скорее пробежит по лужам".
Раздается музыка и появляется Весна в окружении птиц.
Весна: Вот и я, вот и я,
Здравствуйте, мои друзья!
Я Весна-красна,
Всем издали видна.
Ветерок меня ведет,
Птицы славят мой приход.
Дети: Здравствуй, Весна-красна! Ты на чем приехала?
Весна: А приехала я на возочке,
Приплыла на челночке.
Дети: Весна-красна, что ты нам принесла?
Весна: Принесла я вам здоровье:
Первое - коровье,
Второе - овечье,
Третье - человечье.
Вос-ль: Пришла Весна, цветы цветут,
Пришла Весна и птицы все поют.
Споем и мы для нашей Весны.
Исполняется весенняя песня.
Птицы весело поют,
Зеленеют почки,
Скоро, скоро расцветут
Первые цветочки.
Слышен звонкий шум ручья,
Снег повсюду тает,
Значит, к нам пришла весна,
Это каждый знает!
Весна: Ну, спасибо, дети, порадовали вы меня.
За ваше старание я хочу подарить вам небольшие сувениры. Это жаворонки. В далекие времена отмечали такой праздник - "Сороки" или по другому "Птичий праздник". В этот день в каждом доме лепили из теста вот таких птичек (показывает) - жаворонков, пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы. Детям "птиц" давали, приговаривали: "жаворонки прилетите - весну принесите". (раздает птичек детям). Я хочу подарить вам не только этих жаворонков, но и много радостных, солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить. Но вы должны помнить:
Что птиц, ребята не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнезд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть оберегать. Запомнили?
Весна: К сожалению, время пришло расставаться,
Пора мне уходить.
За цветами, травами следить,
Чтоб они росли и распускались,
Всеми соками зелеными наливались.
Чтоб птичьи гнезда появлялись
И птенцы там вылуплялись.
До свидания! До свидания!
Весна уходит вместе с птицами.
Вос-ль: Ребята, наш праздник подходит к концу. Давайте и мы подарим нашим гостям вот таких (показывает) птичек-невеличек. Дорогие гости, эти птички не простые, а с секретом. Кому что достанется, то и сбудется: зернышко-сытая и веселая жизнь, денежка - богатство, пуговка - обновка.
Дети пускают бумажных птичек-голубей с секретом. Гости их ловят.
Вос-ль: А еще мы всем гостям хотим пожелать:
(дети говорят хором)
Дай Бог тому, кто в нашем дому,
Дорогим гостям, милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьем,
И бытьем,
И здоровьицем.
Цели занятия.
Образовательная:
1. продолжать закреплять знания детей о природе.
2. обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;
3. развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей.
4. закрепить умение выразительно читать стихотворения.
5. учить понимать образный смысл загадок.
Воспитательные:
• воспитывать чувство любви к родной природе;
• воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
• воспитывать любознательность, сочувствие;
• используя фольклер, воспитывать любовь к песенкам, закличкам, частушкам.
Развивающая:
• развивать интерес к жизни пернатых;
• развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;
• развивать речь детей, обогащать их словарь;
• развивать связную речь;
• учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Активизировать словарь: "гнездо", "щебечут", "перелетные", "зимующие", "стрекочут".
Предварительная работа:
• беседы на темы: "Перелетные птицы", "Наши пернатые друзья", "Что было бы, если бы не было птиц" и др.
• рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему.
• чтение художественной литературы С. Городецкий "Как птицы учились строить гнезда", А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина "Ласточка", "Воробьи", чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику.
• загадывание загадок про животных, птиц, времена года.
• прослушивание аудиокассет "Голоса природы", "Природа, птицы и природа", "Звуки окружающего мира".
• дидактические и подвижные игры: "Совушка-сова", "Когда это бывает", "Покажи без слов", "Огородник и воробей", "Зимующие и перелетные птицы", "Пчелки и ласточки", "Воробышек"