Получи документы

Реализация проблемно-деятельностного подхода в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста

Людмила Базалеева
Реализация проблемно-деятельностного подхода в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 73» города Ставрополя

МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН»

ПО ТЕМЕ «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

27 апреля 2017

Воспитатели:

Зайцева О. А., Базалеева Л. М., Семынина Н. И. ,

Кияшкина О. В., Левченко А. Г., Батагова Т. М.,

Публикация «Реализация проблемно-деятельностного подхода в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Чернышова И. А., Макина К. О., Красникова Е. А.,

Кириченко О. А., Лосева М. С., Олифиренко С. А.

«Экология» - в переводе с греческого языка – наука о доме. «Ойкос» - дом, «логос» - наука.

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы.

Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических представлений (знаний, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

Цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически- деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в ФГОС ДО в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Целевые ориентиры результатов экологического образования : ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; установкой положительного отношения к миру; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, может соблюдать правила безопасного поведения; проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными представлениями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои представления и умения в различных видах деятельности.

В структуре экологической культуры дошкольника выделяют четыре взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них:

когнитивный (познавательный,

эмоционально-эстетический,

ценностно-смысловой,

деятельный.

ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

(ВЕДУЩИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»)

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ребенок – активный участник деятельности, способный:

1. Ставить цель деятельности.

2. Решать задачи.

3. Отвечать за результат.

Структура проблемно-деятельностного подхода :

1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на совместную деятельность.

2. Актуализация представлений детей по теме. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он вначале дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации.

3. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. После актуализации представлений детей, воспитатель создает проблемную ситуацию (затруднение, которая активизирует детей и вызывает у них интерес к теме.

4. Проектирование решения проблемной ситуации. Воспитатель с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения На данном этапе важно не оценивать ответы детей, предоставлять право выбора, опираясь на личный опыт детей.

5. «Открытие» - решение проблемы в деятельности. Данный этап так же предусматривает нахождение «открытия» в системе представлений ребенка: Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут.

6. Применение открытия.

7. Самопроверка и коррекция деятельности. Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой?

8. Подведение итогов, анализ деятельности включает:

фиксацию движения по содержанию: Что мы сделали? Как мы это сделали? Для чего?

выяснение практического применения: важно ли то, что мы сегодня узнали и сделали? Для чего это пригодится в жизни?

рефлексия групповой и индивидуальной деятельности* : Что нам удалось сделать вместе, в команде? Индивидуальный вклад детей. Если у кого-то что-то не получилось – почему?

младшем дошкольном возрасте общая положительная оценка.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПО ТЕМЕ: «ПОМОЖЕМ РЫБАМ»

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей интерес и любовь к живой природе.

Образовательные задачи : Актуализировать, уточнить представления детей о рыбах, особенностях их внешнего вида, среде обитания. Расширить представления детей об аквариумных рыбках, необходимости и способах ухода за ними.

Развивающие задачи: Развивать интерес к живой природе, наблюдательность, познавательную и коммуникативную активность, вариативность мышления, мелкую моторику.

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое, познавательно-исследовательское, физическое развитие.

Материалы и оборудование: Аудио запись «Звук воды», золотая рыбка на магните, ткань для имитации волны, магнитная доска, тазик с водой, резиновые рыбки, бытовой мусор, сачки, пластиковая емкость с крышкой для создания модели аквариума, камушки, ракушки, пластиковые водоросли, фигурки рыбок.

Содержание деятельности:

1. Введение в образовательную ситуацию.

Звучит аудио запись – «Звук воды»

Воспитатель: Дети, что вы слышите? Что напоминают эти звуки? (предполагаемый ответ детей : пение птиц, шум воды). Что может так шуметь? (предполагаемые ответы детей : море, река, озеро). Молодцы.

2. Актуализация представлений детей.

Воспитатель подходит к доске, снимает накидку.

Воспитатель: Посмотрите, какая волна, наверное, она шумела! Открывает хвост рыбы. Смотрите, из воды что-то выглядывает, что это? (предполагаемый ответ детей : хвост.) И мне кажется, что это чей-то хвост, как вы думаете чей? (предполагаемый ответ детей : рыбки.) Воспитатель открывает туловище, голову рыбы. Что теперь выглянуло из волны? (предполагаемый ответ детей : туловище, голова.) Какие еще части тела есть у рыбы? Если не получает ответ. А плавники есть? (предполагаемый ответ детей : да.) А глазки есть? (предполагаемый ответ детей : да.)

Воспитатель: А где живут рыбки? (предполагаемые ответы детей : река, море, озеро, вода, аквариум.) Хотите отправиться к озеру, посмотреть рыб? (предполагаемый ответ детей : да.) Тогда отправляемся, становитесь в круг.

По дорожке пойдем, (идут по кругу)

Через пень перешагнем. (ходьба с высоким подъемом колена)

Посмотрите тут цветок, (наклон вправо)

Ну а тут растет грибок (наклон влево)

Мы уже почти пришли, (идут по кругу)

Становитесь у воды. (остановились)

3. Создание проблемной ситуации, мотивирование к деятельности.

Второй воспитатель во время физ. минутки выдвигает стульчик, на котором стоит таз. Ставит с края урну.

Воспитатель: Посмотрите вот и озеро мы добрались! Вы видите рыб? (предполагаемый ответ детей : да.) Ой, что это еще плавает в воде? (предполагаемые ответы детей : мусор, стаканчики, бумага.) Кто же мог бросить мусор? Если дети затрудняются с ответом. А зайчики пьют из стаканов? (предполагаемый ответ детей : нет.) Значит, они не могли намусорить, а лисички едят шоколадки? (предполагаемый ответ детей : нет.) А человек? (предполагаемый ответ детей : да.) Так может это люди сделали? (предполагаемый ответ детей : да, люди.) Хорошо рыбкам жить в такой грязной воде? (предполагаемый ответ детей : нет, им плохо, они могут погибнуть.)

4. Проектирование решения проблемной ситуации.

Воспитатель: Как помочь рыбкам? (предполагаемые ответы детей : очистить озеро, вытащить мусор.) Чем мы можем вытащить мусор? (предполагаемый ответ детей : руками.) Мне кажется, будет удобнее вылавливать мусор по очереди, сачками. А рыб ловить будем? (предполагаемый ответ детей : нет.) Конечно, нет, мы ведь их защитники и не хотим навредить. А куда мы денем мусор? (предполагаемый ответ детей : в пакет, урну.) У меня есть большой пакет, весь мусор поместится.

5. Решение проблемы в деятельности, применение открытия.

Воспитатель раздает детям сачки и регулирует очередность, собирает мусор из сачков в пакет.

Воспитатель: Мы собрали мусор в пакет, а куда мы выбросим пакет с мусором? (предполагаемые ответы детей : в мусорку, урну.) Так и сделаем, вон стоит урна, отнесем мусор туда.

Воспитатель: Мы поработали. Ручки устали? (предполагаемый ответ детей : да.) Разомнем пальчики?

Вот красивый чистый пруд, (разводят руками, ладони вниз)

Рыбки плавают все тут (ладони вместе, имитация движений рыбы)

Раз рыбешка, два и три, (поочерёдно загибают пальцы)

Ой, как много, посмотри! (разводят руками, ладони вверх)

6. Самопроверка и коррекция деятельности

Воспитатель: Детки мы весь мусор вытащили из озера? (предполагаемый ответ детей : да). Этим мы помогли рыбкам? (предполагаемый ответ детей : да.) Мы молодцы. Теперь можно возвращаться обратно, пойдемте.

7. Закрепление «открытия» в деятельности.

Воспитатель: Где еще могут жить рыбы? (предполагаемые ответы детей : море, водоем, аквариум). Могут рыбы жить у нас дома? (предполагаемый ответ детей : да.) Что же нужно рыбам для жизни у нас дома, где они будут жить? (предполагаемый ответ детей : в аквариуме.) Сделаем аквариум для рыбок? (предполагаемые ответы детей : да.)

Переходят в мастерскую, размещают там, все необходимое для создания макета аквариума (камушки, ракушки, пластиковые водоросли, емкость для аквариума, фигурки рыбок, закрепленные на леске.)

Воспитатель: Как вы думаете, эта емкость подойдет? (предполагаемый ответ детей : да.) Что из этого, мы насыпем на дно? (предполагаемые ответы детей : камушки, ракушки.) Может сначала, положим камешки, а сверху ракушки?

Дети насыпают камни и ракушки в емкость.

Воспитатель: Для чего рыбам растения? ( предполагаемый ответ: чтоб было красиво, для питания, для того чтобы снабжать воду кислородом). Куда их разместим? (предполагаемый ответ детей : вставим между камнями.) Аквариум готов, запустим рыбок? (предполагаемый ответ детей : да.) Воспитатель привязывает рыбок к крышке и закрывает ее.

Воспитатель: Вам понравился наш аквариум, как вы думаете, рыбкам будет хорошо в нем. (предполагаемые ответы детей : он красивый, большой, уютный, рыбкам будет хорошо.)

На заднем фоне звучит детская песня «Хорошо живется рыбкам».

8. Подведение итогов, анализ деятельности.

Воспитатель: Мы смогли помочь рыбкам? (предполагаемые ответы детей : да смогли). Что мы сделали для рыб, живущих в озере? (предполагаемые ответы детей : очистили воду от мусора). Чем помогли аквариумным рыбкам? (предполагаемые ответы детей : сделали уютный аквариум). Какие мы молодцы, как много смогли сделать для рыб.

Усложнение для группы младшего дошкольного возраста : После очистки озера от мусора, можно рассмотреть и обсудить некоторые рыбоохранные знаки, выбрать подходящий для нас и закрепить его у озера.

Результат совместной деятельности: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях, обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, подчиняется разным правилам и социальным нормам, использует речь для выражения своих мыслей. Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, обладает начальными знаниями о природном мире, элементарными представлениями из области живой природы.

Публикации по теме:

Презентация «Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста» «Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста» 1. Способ совместной деятельности воспитателя и детей, направленный.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях как условие повышения качества преподавания «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО» В последние годы одной из актуальных тем развития.

Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ «Если твой ребенок живет на берегу океана, лучше научить его плавать, чем строить забор» Французская мудрость Сегодня многие педагоги.

Игровые технологии в экологическом образовании детей в контексте ФГОС до Методическая разработка Игровые технологии в экологическом образовании детей в контексте ФГОС в ДО (на примере дидактической разработки.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Поддержка детской инициативы в процессе системно-деятельностного подхода Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует.

Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и.

Реализация ситуационного подхода в образовании в условиях введения ФГОС до по программе «Детство» Реализация ситуационного подхода в образовании в условиях введения ФГОС ДО по программе «Детство».МБДОУ д/с №18 «Колосок» Воспитатель:.

Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного подхода МБДОУ «Детский сад №5 «Ручеёк» САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: «Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель старшей группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации: открытие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация проблемно-деятельностного подхода в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 14:53
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД