Получи документы

Экологический проект «Я хочу посадить свое дерево»

Любовь Горх
Экологический проект «Я хочу посадить свое дерево»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад присмотра № 40 «Снегурочка»

Проект

«Я хочу посадить своё дерево»

Разработчик проекта :

Горх Любовь Петровна

г. Сургут

Актуальность.

И только Россия ещё способна сегодня потрясти богатством своего природного наследия. Сберечь эту удивительную природу – вот шанс выжить будущим поколениям.

Принц Филипп, президент Всемирного фонда дикой природы.

Публикация «Экологический проект „Я хочу посадить свое дерево“» размещена в разделах

Экология — это не просто наука, это мировоззрение! Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе это залог выживания человека на Земле.

Что мы сажаем, сажая леса? Отвечая на этот вопрос, дети подсознательно выражают своё отношение, свою обеспокоенность за будущее планеты. Встречи с природой помогают формировать личность подрастающего гражданина. И это важно, поскольку стране нужны личности творческие, активные, здоровые, гармонично и духовно развитые.

Пояснительная записка

Формирование основ экологической культуры и экологического поведения в окружающем мире – одна из ключевых задач дошкольного образования. Природа способствует гармоничному развитию личности ребёнка. Продуманное, системное знакомство дошкольника с миром природы позволяет развить такие качества как: умение сопереживать, сострадать, помогать нуждающемуся, сочувствовать, быть послушным и милосердным. Это огромный потенциал духовного развития маленького человека. Небрежное, а порой и жестокое отношение ребёнка к природе объясняется отсутствием у него необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.

В условиях города происходит отчуждение человека от природы.

Современные родители порой не считают нужным погулять с ребёнком в близлежащем лесопарке, оставляя его копаться в песочнице среди голых стен домов и асфальта. А ребёнку очень важно именно в природе получить первые представления о разнообразии растительного мира, научиться выделять отличительные признаки растений. Ему необходимо ощущать запах хвои после дождя, видеть, как весной лопается почка, любоваться разноцветием листвы осенью, слышать пение птиц. Если ребёнок будет лишь отстранённым наблюдателем, то ему не понять, для чего нужно сажать леса, беречь и охранять природу. Величайшее умение, которому нужно учить ребёнка с раннего детства, это умение видеть красоту каждого листочка, каждой веточки растущего дерева, беречь и преумножать её, не где-то там, за семью горами, а за порогом собственного дома.

На одном из занятий по краеведению, работая с комплексом «Край родной», мы с ребятами читали о кедре, рассматривали его на картинках, работали с веером и блокнотом. Сергей спросил о том, что у кедра такие длинные иголки и они наверное очень колючие. Я спросила ребят о том, кто видел кедр в природе и трогал его иголки. Как казалось, только трое детей из двадцати, могли ответить на мой вопрос.

В связи с этим возникла педагогическая необходимость вывести экологическую культуру и экологически сообразное поведение воспитанников на качественно новый уровень через использование природной среды детского сада (деревья, кустарники) как образовательно-воспитательного ресурса.

Проект «Я хочу посадить своё дерево»

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта :

• воспитанники группы № 14 «Почемучки»;

• родители воспитанников;

• специалисты ДОУ;

• представители общественных организаций - лесопарковое хозяйство (обращение за помощью в приобретении саженцев деревьев и кустарников).

Цель: формирование у дошкольников чувства причастности к природоохранной деятельности через ознакомление с деревьями и кустарниками малой родины – Югры.

Задачи:

1. Формирование и систематизация элементарных географических,

естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.

2. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребёнка, осознание ребёнком себя как части природы.

3. Воспитание у детей активной жизненной позиции.

4. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах экологического воспитания на основе гуманно-личностного подхода.

Основные направления реализации проекта

1. Познавательное.

Формирование у дошкольников представлений о видовом разнообразии и неповторимости деревьев и кустарников малой родины Югры, обучение детей

умению устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами и человеком, их влиянием друг на друга, развитие интереса к растительному миру в доступной для восприятия форме.

2. Чувственно – эмоциональное.

Формирование положительного отношения к природе, выражающиеся в эмоциональных чувствах к природным объектам, экологически сообразном поведении воспитанников, знакомство с разнообразными путями получения эстетического наслаждения от соприкосновения с миром природы (созерцание,

наблюдение).

3. Практическое.

Формирование у дошкольников позитивного отношения к миру природы, через развитие умений и навыков.

В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе, поскольку ребёнку несложно воспринимать дерево как живое существо, равное человеку – думающее, говорящее, живое. Такое отношение помогает закладывать основы экологически грамотного, бережного отношения к природе и к деревьям, как её части.

Все дети разные. И органами чувств они пользуются по-разному. Один с удовольствием рассматривает кору на дереве, другой с интересом прислушивается к шороху листьев, а третий, несмотря на запреты взрослых, торопится потрогать куст можжевельника. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он слышит. Для третьего (кинестетика) – то, что он чувствует. Эти особенности влияют на поведение ребенка, на восприятие учебного материала. В течение всего срока реализации проекта проводятся интегрированная НОД, игры и упражнения, организуется практическая и исследовательская деятельность, направленная на развитие всех сенсорных анализаторов, что способствует развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе.

Ребёнок-визуалист приобретает навыки путём наблюдения, созерцания. Такой ребёнок быстрее воспринимает материал, через рассматривание объектов наблюдений, иллюстраций, картин, фотографий. Разнообразные деревья и кустарники, имеющие различное строение кроны, ствола, ветвей, позволяют приобщить к познанию многообразия деревьев и кустарников, созерцанию красоты и неповторимости объектов растительного мира, развивают у детей желание сохранять и восполнять природу окружающей среды. Зелёные насаждения на участке ДОУ позволяют изучать свет и тень для ощущения тепла и прохлады. Цвет является средством, которое непосредственно влияет на психологическое состояние детей.

Ребёнок-аудиалист хорошо запоминает словесный материал. Ему лучше объяснить словами, те чувства, которые испытывает живой мир природы. Для быстрого приобретения навыков ребёнок обычно комментирует то, что он делает. Во время прогулок дети слушают натуральные звуки природы – хруст веток под ногами, шелест листвы в ветреную погоду – что улучшает их эмоциональное состояние. Дети совместно с педагогом заучивают стихи по теме проекта, слушают художественные произведения, вслушиваются в музыку стихотворного текста. Звуковое восприятие дополняется искусственно воссоздаваемыми звуками природы (записи на дисках, кассетах). Дети участвуют в проведении экскурсий по объектам экотропы.

Ребёнок-кинестетик воспринимает информацию в процессе деятельности. Включение в работу многих рецепторов, расположенных на ладони и кончиках пальцев рук, закаляет организм и позволяет более адекватно отражать разнообразие природы. С помощью тактильных ощущений дети учатся различать деревья : по возрасту, по фактуре коры, по строению и форме листа, по величине хвои и др. Создаются макеты и модели деревьев и кустарников.

Объектом исследований выбраны деревья, что обусловлено рядом причин.

1. Эти растения окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимания. Опыт показывает, что дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые, поскольку у последних нет способов передвижения, аналогичных животным.

2. Деревья — прекрасный объект для фенологических наблюдений, в частности, лиственные имеют ярко выраженные сезонные изменения. На примере деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

3. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

4. Деревья — это крупные объекты. С ними ребёнку проще общаться «на равных».

Воспитательно-образовательная деятельность по проекту «Я хочу посадить

своё дерево» рассчитана на два года (старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет, носит интегративный характер и осуществляется согласно перспективному тематическому плану, разработанному в соответствии с ФГОС.

Содержание плана построено в трё х блоках педагогического процесса:

1. Непосредственная образовательная деятельность – включает интегрированную, комплексную итоговую непосредственно образовательную деятельность, и проводится в форме экскурсий, праздников с элементами театрализации, развлекательно-познавательного шоу, деловой игры.

2. Образовательная деятельность – блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным, проводится в утренние и вечерние часы через различные формы организации детей. Он включает в себя: познавательно-исследовательскую, опытническую, коммуникативную, оздоровительную, игровую, трудовую, театрализованную, художественно-продуктивную деятельность, чтение художественной литературы.

3. Создание условий для возникновения самостоятельной деятельности детей – все игры, пособия, модели, книги, материал для художественного творчества, которые использовались во время проведения непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

Принципы реализации проекта можно выразить, перефразировав слова китайской притчи: «Расскажи мне и я узнаю, покажи мне, и я запомню, сделаем вместе и я пойму».

Методы и приемы обучения

Взаимодействие педагога и детей строится на основе современных требований к воспитательно-образовательному процессу в соответствии с ФГОС с использованием разнообразных методов и приемов, которые предполагают творческий подход и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого ребёнка.

Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании со словесным методом: пояснениями, указаниями, вопросами, чтением художественной и специальной литературы о природе, общением, беседой и т. д.

Наглядный метод – это форма усвоения знаний, умений и навыков с использованием наглядности.

Практический метод – учит детей выделять себя из окружающего мира, способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит,

и осознанию себя частью живого мира природы.

Метод моделирования – познание абстрактных понятий, представлений о скрытых, непосредственно не воспринимаемых свойствах, явлениях жизни.

Образовательная (совместная) деятельность включает:

• беседы, общение, пояснение

• театрализованная деятельность

• дидактические, творческие, подвижные игры и упражнения, хороводы

• наблюдения, исследования, эксперименты, опыты

• рассматривание альбомов, фотографий, плакатов

• моделирование и решение проблемных ситуаций

• демонстрация натуральных объектов, или их изображений

• просмотр и обсуждение видеофильмов

• изготовление макетов

• чтение художественной литературы, обсуждение смысла пословиц, сочинение стихов, заучивание стихов, потешек, составление правил общения с природой, вечера загадок, КВН

• труд в природе, посадка саженцев, посев семян деревьев и кустарников

Самостоятельная деятельность детей:

• рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, плакатов

• театрализованные игры

• продуктивная деятельность

• просмотр мультфильмов

• ролевые, творческие игры, игры-импровизации, игровые упражнения

• взаимообучение

Условием повышения мотивации познавательной деятельности дошкольника следует считать использование следующих приемов:

- познавательных: учет особенностей развития познавательных процессов ребенка; побуждение к высказыванию собственного мнения; творческие задания;

учет жизненного опыта ребенка;

- эмоционально-волевых: поощрения; принятие личности ребенка; создание ситуации успеха; создание чувства комфорта на занятиях; снятие эмоциональной напряженности; удовлетворение желания быть значимым; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления активности; преодоление

затруднений в ситуации неуспеха; побуждение к достижению результатов;

- социальных: создание и поддержание ситуации, требующей взаимопомощи; поощрение проявлений эмпатии; поддержание заинтересованности результатами

работы в коллективе; поощрение желания принимать посильное участие в

природоохранной деятельности.

Предложенные формы, методы и приемы помогут дошкольникам:

- сформировать такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому;

- формируют собственное мнение, желание его высказывать;

- воспитывают любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап – анализ и обобщение педагогом

имеющегося опыта работы по экологическому воспитанию, подготовка

методического сопровождения проекта.

2. Организационный этап – разработка перспективного плана по работе с детьми, родителями, взаимодействия с педагогами, представителями общественных организаций; ознакомление участников проекта с его проблемой, целью, задачами; подготовка необходимых материалов и оборудования, переработка развивающей среды в соответствии с темой проекта. К работе по подготовке необходимых материалов привлекаются родители воспитанников.

3. Основной – реализация цели и задач проекта, оценка результатов.

4. Заключительный – осмысление и систематизация результатов проекта. Презентация опыта в педагогическом коллективе.

Ожидаемый результат:

• дети познакомились с деревьями и кустарниками, произрастающими на территории Югры;

• овладели первоначальными знаниями, умениями и навыками безопасного

поведения в природе;

• освоили навыки наблюдения и ухода, по мере необходимости, за деревьями;

• умеют проводить простейшие опыты и делать самостоятельные выводы;

• научились устанавливать причинно-следственные связи в природе;

• познакомились с нормами поведения в природном окружении и соблюдением их в повседневной жизни;

• овладели практическими способами посадки деревьев различных пород;

• появились предпосылки навыков рационального природопользования в повседневной жизни.

Продукт проекта :

Экологическая тропа «Зелёные защитники»

Проекты «Дерево», «Деревья нашего двора»

• Театрализация экологических сказок «На лесной опушке» (авторская, «Урок из будущего» (авторская)

• Праздник с элементами театрализации «Праздник леса» (Ю. А. Вакуленко)

• Акция «Дерево с дачи»

• Акция «Я хочу посадить свое дерево»

• Технологические карты «Что, где растет»

• Картотека экологических игр и упражнений

• Презентация «Экологический паспорт дерева»

• Фотовыставка «Я и моё дерево»

Публикации по теме:

Оздоровительно-воспитательный проект: «Я здоровье берегу, я здоровым быть хочу» Актуальность. Актуальность темы здорового образа жизни в наши дни очевидна. Здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь.

Проект для средней группы «Хочу всё знать!»Проект для средней группы «Хочу всё знать!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Вишенка» Творческий проект «Хочу всё знать!» для детей средней.

Проект «Я хочу быть здоровым!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителейПроект «Я хочу быть здоровым!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Классификация проекта: • по тематике: здоровьесберегающий; • по срокам реализации: долгосрочный; • участники проекта: дети старшего дошкольного.

Проект «Я рисую, как хочу»Проект «Я рисую, как хочу» Цели: приобщение детей к творчеству; развитие воображения и мотивации к творческой инициативе. Задачи педагогической деятельности: создать.

Социально-экологический проект «Спаси дерево»Социально-экологический проект «Спаси дерево» Авторы проекта: воспитатели группы №16 «Карусель» Байрамгулова Гульшат Фидаиловна, Кармушакова Марьям Мирхатовна Актуальность проекта 1.

Творческий краткосрочный проект для детей старшей группы «Рисую, как хочу» Цели: приобщение детей к творчеству; развитие воображения и мотивации к творческой инициативе. Задачи педагогической деятельности: создать.

Экологический проект «Чудесное дерево за окном»Экологический проект «Чудесное дерево за окном» В нашем детском саду, под окнами нашей спальни растет красавец каштан. Из окна мы могли рассмотреть его красивое, несравнимое ни с каким.

Экологический проект «Дерево жизни» Экологический проект «Дерево жизни» Возраст: II младшая группа. Воспитатель: Волкова Лидия Вячеславовна. Вид проекта: познавательно творческий.

Экологический проект «Осеннее дерево» в старшей группеЭкологический проект «Осеннее дерево» в старшей группе Тип проекта: познавательно– творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный Участники: воспитатели, музыкальный.

Экологический проект «Посади свое дерево» в средней группеЭкологический проект «Посади свое дерево» в средней группе Весной оно прекрасным цветом расцветёт Подарит летом тень и от жары спасет. Веселый гомон птиц в густой листве Откликнется теплом в твоей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Я хочу посадить свое дерево»
Опубликовано: 3 июня 2021 в 20:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД