Экологический проект «Дерево жизни»

Волкова Лидия
Экологический проект «Дерево жизни»

Экологический проект «Дерево жизни»

Возраст: II младшая группа.

Воспитатель: Волкова Лидия Вячеславовна.

Вид проекта: познавательно творческий.

Продолжительность: долгосрочный - сентябрь- май

Актуальность: Сейчас мало кто задумывается о судьбе леса и его обитателях. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Люди оставляют в лесу непотушенные костры, бутылки, мусор. Дети, наблюдая за взрослыми, берут с них пример, повторяя действия родителей. Современные дети общаясь с природой непосредственно с родителями на пикниках или на прогулках не интересуются названиями деревьев, кустарников и не знают о том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. С этой целью я разработала проект «Дерево жизни», позволяющий дать детям и их родителям представление о лесе, его обитателях и растениях, которые нужно беречь.

Цель проекта:

Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Расширение представления детей и их родителей о растительном и животном мире леса.

Задачи проекта:

1. Образовательные:

• познакомить с разнообразием растительного и животного мира леса.

• вовлекать в природоохранительную деятельность

• формировать навыки исследовательской деятельности

• развивать умения и навыки работы с природным материалом

2. Развивающие:

• развивать познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки.

• знакомить с лекарственными травами нашего края

• развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

• развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов

• развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

3. Воспитательные:

• Стремиться воспитать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

• Стремиться воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель группы, родители.

Место реализации проекта: Волгоградская область, р. п. Елань, муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Еланский детский сад № 5 «Теремок»

Создание педагогических условий:

1. Создание развивающей среды.

2. Проведение систематического знакомства с объектами и обитателями природы, худ. произведениями, …

3. Привлечение к проекту родителей: конкурсы совместных работ (рисунков, поделок, консультации.

Принципы реализации:

1. Актуальность.

2. Системность.

3. Доступность.

4. Наглядность.

Этапы реализации проекта:

1. подготовительная работа.

Постановка проблемы и определение её актуальности.

Диагностика элементарных экологических знаний детей.

Анкетирование родителей по теме.

Проведение родительского собрания с целью привлечения родителей в проектную деятельность.

Выбор и утверждение темы.

Определение целей и задач проекта.

Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.

Обеспечение условий для проведения проекта.

2. основной этап.

Составление плана мероприятий

Проведение занятий,бесед, прогулок по теме.

Ознакомление детей с детским фольклором, художественными произведениями детских писателей.

Знакомство детей с подвижными, дидактическими играми.

Организация конкурсов и выставок детских работ: «Собери осенний лист и составь осенний узор», «Осенний сундучок» - (поделки выполненные детьми совместно с родителями из овощей и природного материала).

3. Заключительный этап.

1. Обработка результатов по реализации проекта.

2. Консультация для родителей в папку – передвижку «Берегите лес!», буклет «Экологическое воспитание детей в семье».

3. Экологическая акция «Вырасти зелёного друга», акция «Моя семья – мои истоки», акция «Покорми зимующих птиц», «Частичка нашего чистого участка – целая часть чистой страны».

4. Итоговое развлечение викторина- игра «Берегите наш город от мусора»

5. Высадка аллеи воспитанников кустарников и деревьев

6. Презентация проекта на заседании педагогического совета.

Итоговое мероприятие. Театрализованный спектакль «Чудо - дерево» с участием родителей.

Формы работы по реализации проекта:

• наблюдения и экологические экскурсии ;

• познавательное чтение;

• лаборатория (опыты и эксперименты);

Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

• Занятия, беседы.

• Опытно – экспериментальная деятельность

• Накопление практического опыта по уходу за комнатными растениями в группе.

• Оформление аллеи воспитанников (посадка кустов и саженцев, принесённых родителями).

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня знаний по экологии у детей;

Воспитать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия

Научить детей сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности)

Научить грамотно, защищать природу и бороться за ее сохранение.

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей

Перспективно - тематический план.

Сентябрь – с 03.09. по 28.09.2018г.

1. «Что такое лес» Беседа

Цели: Дать представление о лесе.

2. «Что такое листопад» Беседа.

3. Чтение худ. литературы:

М. Пришвин «Листопад», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек «В лесv», С. Козлов «Такое дерево».

4. Наблюдение за листопадом, сбор осенних листьев для поделок.

5. Конкурс – выставка детских работ «Собери осенний лист- создай осенний узор!»

6. Занятие «Лес – наш друг»

7. Организация прогулок:

Рассматривание осеннего дерева

Птицы во время кормления

Цветы на клумбе

Солнышко лучистое улыбнулось весело.

8. Экспериментирование «Могут ли наши руки почувствовать солнышко?»

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление, пространственную ориентировку.

9. Дид. игры: «Где, что растет?», «Чего много в лесу?», «Что такое лес?»

Цель: активизировать знания детей о месте произрастания лекарственных растений, кормовых, овощных, хлебных злаков.

10. Рисование на тему: «Осеннее дерево» - нетрадиционная техника рисования – рисование ладошкой.

Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой.

11. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Охотники и звери», «Мы весёлые ребята», «Воробушки и кот».

Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.

Октябрь – с 01.10. по 31.10.2018г.

1. «Зачем деревья сбрасывают листья» Беседа

Цели: Дать представление о листопаде.

2. Чтение худ. литературы:

Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», М. Пришвин «Золотой луг».

3. Выставка детских работ «Осенний дождь»

4. Занятие «Деревья и кустарники»

5. Организация прогулок:

Наблюдение за работой дворника «На участке спозаранок дворник трудится, чтобы были чистыми дворы и улицы».

Рассматривание осеннего дерева «Вяз».

6. Экологическая акция «Частичка нашего чистого участка – целая часть чистой страны», в рамках экологической акции Еланского района Волгоградской области «Чистая страна»

7. Экспериментирование «Тонет не тонет»

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление, пространственную ориентировку.

8. Дид. игры: «Найди самый большой лист»

Цель: учить детей сравнивать по размеру (большой- маленький)

9. Подвижные игры: «Беги к тому, что назову», «Покажи как…»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.

10. Утренник «Осень в гости к нам пришла»

Ноябрь – с 01.11. по 30.11.2018г.

1. «Лесные плоды и ягоды» Беседа

Цели: Дать представление о лесных плодах и ягодах.

2. Чтение худ. литературы:

«Сказка про мышонка и волшебные ягоды», «Дудочка и кувшинчик», Н. Павлова «Земляничка».

3. Выставка детских работ «Земляничка»

4. Организация прогулок:

Наблюдение за дождиком «Дождик, дождик, веселей лейся с небосвода!».

«Облака плывут без остановки»

«Птицы в стайки собираются»

«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»

5. Подвижные игры: «По узенькой дорожке», «Птички летают», «Раздувайся пузырь…»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.

Декабрь – с 03.12. по 29.12.2018г.

1. «Жизнь в лесу зимой» Беседа

Цели: Дать представление о лесных жителях.

2. Чтение худ. литературы:

Автор: Емельянова Э., Книга: «Расскажите детям о лесных животных», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Т Александрова «Медвежонок Бурик», Б. Житков «Как мы ездили в Зоосад».

3. Выставка детских работ «Околдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…»

4. Занятие викторина «Загадки старичка - Лесовичка»

5. Организация прогулок:

«Падающий снег».

«Птицы зимой».

«Снег кружится, летает и тает»

6. Акция «Покорми зимующих птиц»

7. Экспериментирование «Опыты со снегом»

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

8. Подвижные игры: «Снег кружится», «Снежинка волшебная замри», пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции, развивать мелкую моторику рук.

Январь – с 08.01. по 31.01.2019г.

1. «Какую пользу приносят лесные растения?» Беседа

Цели: Дать представление о лесных растениях.

2. Чтение худ. литературы:

• Автор: Аксаков "Аленький цветочек"

• Андерсен, Ганс Христиан «Цветы для маленькой Иды»

• Бажов, Павел "Каменный цветок"

• Катаев, Валентин "Цветик-семицветик"

3. Выставка детских работ «Аленький цветочек»

4. Организация прогулок:

«Какие птицы зимуют с нами?».

«Каким бывает снег?».

«За окном мороз»

6. Экспериментирование «Свойства снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

7. Подвижные игры: «Кто бросит дальше снежок?», «Снежинка волшебная замри», пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции, развивать мелкую моторику рук.

Февраль – с 04.02. по 28.02.2019г.

1. «Ознакомление с Красной книгой» Беседа

Цели: Дать представление о растениях, занесённых в Красную книгу.

2. Чтение худ. литературы:

• Андерсен, Ганс Христиан «Ёлка»

• Русская народная сказка "Война грибов"

• М. Пляцковский «Ромашки в январе».

3. Выставка детских работ «Зимняя ёлочка»

4. Организация прогулок:

«Куда дует ветер?».

«Снежинки».

«Гололёд»

6. Экспериментирование «Какого цвета вода зимой»

Цель: познакомить детей с приёмом окрашивания воды и замораживания её в формочках.

Постановка проблемы и решение её путём проведения игры – опыта «Маленькая снежинка».

Цель: продолжить знакомить со свойствами снега.

7. Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Зайка беленький сидит…».

Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.

Март – с 04.03. по 29.03.2019г.

1. «Птицы леса» Беседа

Цели: Дать представление о птицах леса.

2. Чтение худ. литературы:

• Г. Маматова «Берёзовый сок»

• Русские народные сказки "Кочеток и курочка (Русские народные сказки, «Курочка, мышка и тетерев» (Русские народные сказки, «Журавль и цапля» (Русские народные сказки, В. Бианки «Кто чем поёт?», Н. Сладков «Дятел», «Неслух», «Вежливая галка», «Синичка необыкновенная».

3. Организация прогулок:

«Следы на снегу»

«Пришла весна»

«Тает, тает снежок, течёт, течёт ручеёк»

«Птицы радуются приходу весны»

4. Акция «Вырасти зелёного друга»

Цель: Дать ребенку возможность участвовать вместе с родителями в

реализации творческих задумок, показать родителям

значимость совместной деятельности с детьми путём высадки

саженцев плодовых деревьев и ухода за ними.

Воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям.

5. Подвижные игры:

Найди свой домик

Игра – опыт «Где ночует солнышко?»

«Птички – раз! Птички – два!»

Апрель – с 01.04. по 30.04.2019г.

1. «Берегите лес!» Беседа

Цели: Познакомить детей с правилами поведения в лесу.

2. Решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если (вырубили лес, исчезли хищники?», «Как можно защитить лес?»

3. Чтение худ. литературы:

М. Пришвин «Остров спасения», «Филин», Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост».

4. Акция «Моя семья – мои истоки». Изготовление макета родословного древа детьми совместно с родителями.

Цель: возрождение семейных традиций и создание условий для формирования у дошкольников чувства уважения к родителям, бабушкам и дедушкам.

5. Выставка работ «Моя семья – мои истоки»

6. Организация прогулок:

«Капель, капель – пришёл апрель!»

«Кругом вода!»

«Деревья весной»

«Что делает дворник весной?»

7. Экспериментирование «Тонет, не тонет?»

Цель: ознакомить со свойствами некоторых материалов (камень, щепочка, палочка).

8. Подвижные игры: «Цыплята», «Кто, кто в домике живёт?»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.

Май – с 06.05. по 20.05.2019г.

1. «Цветущие кустарники и деревья» Беседа

Цели: Познакомить детей с цветущими кустарниками и деревьями.

2. Чтение худ. литературы:

М. Пришвин «Разговор деревьев», К. Чуковский «Чудо - дерево»

3. Выставка работ «Мимоза», «Ветка рябины» - нетрадиционная техника рисования.

4. Организация прогулок:

«Насекомые на участке»

«Божья коровка»

«Не обижайте муравья»

5. Экспериментирование «Что можно делать с песком?»

Цель: расширить знания детей о свойствах песка;

Формировать позитивные установки к различным видам труда.

6. Подвижные игры: «Кто как кричит?», «Поедем в лес».

Цель: уточнить названия деревьев, развивать ориентировку в пространстве.

7. Итоговое развлечение – театрализованный спектакль совместно с родителями на итоговом родительском собрании «Чудо дерево».

Список литературы:

Т. А. Антропова, Г. А. Мареева «Путешествие в лес»;

В. Н. Кострыкина, Г. П. Попова «Организация деятельности детей на прогулке (2 младшая группа)»;

В. В. Гербова, Н. П. Ильчук «Книга для чтения в детском саду и дома»;

В. Бианки, Н. Сладков, М. Пришвин, Г. Скребницкий «Рассказы о животных».

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дерево жизни» Тема:«Народная сказка как эффективный метод ознакомления дошкольников с историей и культурой малой Родины» Цель: вариативное использование.

Мастер-класс по изготовлению панно в смешанной технике «Дерево жизни»Мастер-класс по изготовлению панно в смешанной технике «Дерево жизни» Уважаемые коллеги, позвольте представить Вам детский мастер-класс по изготовлению панно с названием "Дерево жизни",которую мы сделали на.

Проект «Дерево» Проект «Дерево» Цель: формирование экологической культуры дошкольника; расширять представление детей о жизни деревьев, их взаимодействие.

Экологический проект «Петуньи»Экологический проект «Петуньи» Вид проекта: экологический, познавательный. Целеполагание: выращивание цветочной рассады для оформления цветочных кашпо, вазонов и клумб.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Экологический проект «Дерево жизни»
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 13:18
+125Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра «Один — много»
Название: «Один - много» Возрастная группа: 3-4 года Цель данного пособия: формирование умения у детей обозначать совокупности словами «один», «много»....
Аппликация «Снеговик из ватных дисков» средняя группа
Выполнила : Бикмаева Екатерина Сергеевна Занятие по аппликации из ватных дисков на тему "Снеговик"( средняя группа) Тема: "Снеговик" Цель: выполнение...
Совместная деятельность педагога с детьми во второй младшей группе Тема «Зима в лесу»
«Зима в лесу». Цель: формирование первичных, элементарных представлений о жизни диких животных зимой. Задачи: Сформировать систематические знания о месте...
Мастер-класс «Новогодняя игрушка своими руками»
Мастер-класс предназначен для детей от 6 лет, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, воспитателей и родителей. Цель:...
Оформление зимнего участка по сказке «Курочка ряба».
Выполнены фигуры из снега в виде персонажей из сказки "Курочка Ряба". Мышка-для перешагивания, Курочка Ряба -для метания, Баба с дедом- для подлезания, Кот...