Валентина Соколова
Экологический проект «Красота вокруг нас и внутри нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Выбор данного проекта обусловлен для изучения живой и неживой природы, объектами которых являются животные, растения; сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху.
Публикация «Экологический проект „Красота вокруг нас и внутри нас“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Вид проекта : Познавательный, физкультурно-оздоровительный, перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе.
Продолжительность проекта : долгосрочный, сентябрь 2017г. – июнь 2018г.
Участники проекта : дети средней группы, родители детей, воспитатели, инструктор по ФК, дефектолог.
Цель проекта : формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи проекта :
- учить видеть красоту природы;
- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты; формировать к ней бережное отношение.
- вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- развивать логическое мышление, внимание, память, выносливость, терпение, чувство взаимопомощи.
- продолжать развивать физические качества, обеспечивая высокую двигательную активность детей; укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей;
- подбор специальных игр, направленных на формирование здорового образа жизни, и ознакомление родителей с ними на практических занятиях и развлечениях по экологическому воспитанию совместно с детьми.
- заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Предполагаемый результат:
-проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;
-эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;
-у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
-дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
-бережное отношение к природе.
- заинтересованность родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Необходимые материалы: уголок природы в группе, огород на окне, наглядный и демонстрационный материал, оборудование для экспериментирования и проведения опытов, библиотека.
Формы работы:
• 1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
• 2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
• 3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
• 4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
• 5. Проведение занятий-опытов.
Взаимодействие с родителями
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Анкетирование по теме
Круглый стол: «Проблема формирования экологической культуры ребёнка»
Выпуск газеты «Мы и природа»
Участие в конкурсе «Волшебница - Осень», «Лучшая экологическая газета»
Экологическая акция «Поможем нашим друзьям»
Участие в выставке «Парад Снеговиков»
Походы выходного дня: лыжная прогулка на стадион Динамо, выход на стадион «Северная Олимпия»
Участие в оформление группового тематического альбома «Птицы зимой»
Конкурс среди семей воспитанников на лучшую кормушку для птиц – «Птичья столовая»
Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе»
Игра-путешествие «Мы идём в поход» - совместное мероприятие детей, родителей и педагогов
Экологическая игра «Волшебное солнышко»
Сбор информации о безопасном поведении в лесу, совместная работа родителей и детей (изготовление поделок для макета, знаков по охране природы)
Изготовление газеты «Наши спортивные достижения»
Организация деятельности участников проекта :
Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Деятельность распределяется по этапам проекта :
I этап - Подготовительный:
• Формирование проблемы – цель проекта, задач. Разработка проекта по теме, составление плана работы.
• Сбор информации по теме: «Экологическое воспитание детей средней группы».
• Изучение методической литературы по теме проекта.
• Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
• издание информационно-методического материала.
• Пополнение опытно – экспериментального центра «Экспериментальная мастерская» и Центра природы.
II этап - Основной:
Календарный план по проекту «Красота вокруг нас и внутри нас» в работе с детьми средней группы.
Сроки проведения Форма работы Название мероприятия Задачи
Сентябрь Цикл наблюдений Растут ли цветы на нашем участке»,
«Все цветы разные».
«Что бывает на растениях после цветов», «Как ухаживать за букетом»
Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; показать. Что красота цветов заключается в разных признаках.
Экскурсия в парк «Волшебница Осень» Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период, формировать бережное отношение к окружающей природе, воспитывать у детей интерес к своему здоровью.
Позновательно-игровое занятие Что нам осень подарила» Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов.
Игры «Живая клумба», «Листья», «Дождик». «Собери овощи, фрукты»
«Угадай на вкус»
«Радужный зонтик» Развивать двигательную активность детей
Опытно - экспериментальная деятельность «Ветер, ветер ты могуч» Продолжать знакомить с силой потоков воздуха; развивать любознательность, смекалку, кругозор.
Художественное творчество Аппликация «Консервируем овощи» Продолжать формировать у детей представления об овощах, об их признаках и применении в быту. закрепить основные правила работы с материалами, инструментами необходимыми для аппликации (клей, клеёнка, салфетка) Развивать мелкую моторику рук.
октябрь Позновательно-игровое занятие «Путешествие в осень» Помочь увидеть многоцветие осени, учить видеть и понимать красоту окружающего мира
Игры «Времена года»
«Собери картинку»
«Угадай на ощупь»
«Осенние приметы»
Панно «Времена года» Закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, мелкую моторику. Помочь ребенку правильно пользоваться чувством осязания в процессе изучения окружающего мира; умение различать предметы на ощупь.
Развлечение «В гостях у Лесовичка» Дать первоначальное представление об обитателях леса; учить различать животных по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса.
Художественное творчество Коллективная газета: «Волшебница осень»
Рисование «Дорожка из осенних листьев. "
Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о времени года осень.
Опытно - экспериментальная «Ворчливый шарик» Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
Литературная гостиная Разучивание стихов на тему осень,
«Осень в лесу» И. Соколов-Микитов
«Октябрь» Берестов В.
• К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
• Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
ноябрь Позновательно-игровое занятие «На бабушкином дворе» Конкретизировать представления о домашних животных; дать первоначальное представление об их образе жизни и приносимой ими пользе.
Литературная гостиная Чтение Е. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Волк»
«Лесная газета» В. Бианки
Загадывание загадок. Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме.
Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы.
Художественное творчество Аппликация «Домашние животные» Учить в аппликации изображать животных, передавая их образную выразительность.
Игры «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?»
«Хорошо-плохо»
«Кто чей детеныш?»
«Кто, где живет?» Учить соотносить изображение животного с местом его обитания; воспитывать гуманное отношение к животным. Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах. Вырабатывать умение соотносить детенышей с картинкой взрослого животного.
Опытно - экспериментальная «Послушная водичка» (уменьшение и увеличение объема воды) Продолжать знакомить детей с объемом тел (предметов, развивать любознательность.
декабрь Развлечение «В гости к деду Природоведу (экологическая тропа зимой) Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Художественное творчество «Зайчик зимой» Формировать умения рисовать гуашью используя тычок; передавать в рисунке особенности внешнего вида зайца. Развивать воображение и восприятие окружающего мира, способствовать развитию любознательности.
Игры «Кто, где живет»
«Звериная зарядка»
«Кошечка»
Учить соотносить изображение животного с местом его обитания, развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.
Литературная гостиная Ушинский «Козлятки и волк»
«Как собака друга искала»
«Заяц и еж» Братья Гримм
Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы; развивать мышление, память воображение, познавательные интересы
Опытно - экспериментальная "Почему растаяла снегурочка" Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
январь Позновательно-игровое занятие «Колобок удивляется» Уточнить знания детей о лесе и его обитателях; познакомить с жизнью лесных растений и животных зимой; развивать воображение, эстетический вкус.
Наблюдение на территории детского сада «Стайка снегирей на ветках рябины» Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.
Художественное творчество Аппликация «Снегири на ветке рябины»» Учить детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги, соблюдая относительную величину. Передавать окраску снегиря. Закреплять умение принимать участие в коллективной работе, Развивать эстетическое восприятие.
Литературная гостиная Загадки и пословицы о здоровом образе жизни.
Учить отгадывать загадки. Формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
Закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
«Угадай на вкус»
Развитие воображения, мелкой моторики, обогащать вкусовые ощущения, развивать память.
Оформление альбома «Птицы зимой» Привлечь детей к оформлению альбома
Опытно - экспериментальная «Поможем Незнайке вылепить посуду» Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Закреплять умения детей лепить из глины.
февраль Наблюдение за деревьями «Прогулка в парк» Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду.
Литературная гостиная «Береза» С. Есенин «Елка Е. Трутнева Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Игры «К дереву беги»
«Найди листок какой покажу»
«С какого дерева листок» Учить находить предметы по сходству, развивать зрительное внимание, двигательную активность.
Лыжная прогулка «Лыжня дошколят зовёт» Развивать физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, силу.
Постановка сказки «Теремок» Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей. Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери).
Просмотр видео презентации «Животный и растительный мир Республики Коми» Пополнять знания детей о природе Коми края, животных и птиц.
Посадка лука «Огород на окне» Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения. Дать элементарные понятия о природных витаминах.
март Позновательно-игровое занятие «Красная шапочка рассказывает о птицах» Продолжать учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря, воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим».
Игры на свежем воздухе «Медведь и пчелы»
«У медведя во бору»
«Лиса и зайцы»
«Кто быстрее»
«Лисий хвост» Упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово; укрепление сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма. Получение удовольствия и создание хорошего настроения.
Литературная гостиная Экологическая сказка «Волшебный сон» (про мусор)
Сформировать у детей понимание того, как влияет необдуманная деятельность человека на природу,что любой объект живой природы существует до тех пор, пока для это есть необходимые условия, нарушение которых ведёт к его гибели.
Художественное творчество Макет «Животные РК» Воспитывать интерес к живой природе, чувство сопереживания, желание помочь;формировать умения вести себя правильно в лесу (не шуметь, чтобы не спугнуть зверей и птиц, не убегать далеко, иначе можно заблудиться, развитие мелкой моторики.
Опытно - экспериментальная "Где появятся первые проталинки"
(Опыт на прогулке)
Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями, развивать воображение, мышление.
апрель Экскурсия Экологическая тропа весной Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Экологическая акция «Поможем нашим друзьям»
Формирование основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста, уточнить знания детей о перелетных и зимующих птицах нашего края.
Игра-путешествие
(совместно с родителями) «Мы идем в поход» Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки окружающих с точки зрения экологии.
Литературная гостиная «Краденое солнце» Продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражений.
Развивать слуховое внимание.
Воспитывать любознательность.
Художественное творчество Рисование «Воробей» Формировать у детей представление о внешнем облике птиц (все птицы сходны по строению). Учить передавать различия в величине изображаемых предметов (воробей маленький, сорока большая).
Воспитывать бережное отношение к животному миру.
Опытно - экспериментальная "Где можно найти воздух" (Наблюдение на прогулке) Дать детям представление о воздухе, о том, что он повсюду вокруг нас. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности.
май Просмотр презентации Тема: «Правила безопасного поведения в лесу, городе, у водоёма» Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, городе, у водоёма.
Экологическая игра на тему (совместно с родителями) «Волшебное солнышко» Закрепить знания детей о многообразии объектов и явлений окружающего мира. Формировать экологическую культуру через познавательную игру. Совершенствовать умение играть в командные игры.
Экологический десант «Трудовой десант» Приобщать детей к труду на участке детского сада. Учить детей бережному отношению к природе.
Фотовыставка
«Лес, бесценное богатство» Воспитывать уважительное отношение к природе леса; учить видеть красоту природы;
привлекать активное участие родителей к созданию выставки.
Игра «Что, где растет»
«Съедобное-несъедобное»
«Растения леса, сада, огорода» Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.
июнь Позновательно-игровое занятие «В гости к хозяйке луга» Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закрепить знания о строении насекомых. бережное отношение к окружающей природе.
Литературная гостиная «Одуванчик» З. Александрова,
«Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» (чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка)
«Как муравьишка домой спешил» Продолжать учить детей слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать внимание, память, интонационную выразительность.
Воспитывать эстетические чувства.
Игры «Цветы и ветер»
«Клумба»
«Собери букет»
«Бабочки, стрекозы»
«Мухи в паутине» Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых, названия цветов, развивать внимание.
Художественное творчество Коллаж «Красота вокруг нас» Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания и создания коллажа-композиции с помощью разнообразных техник и материалов.
Опытно - экспериментальная "Какие бывают камни"
(Наблюдение на прогулке) Познакомить с разнообразием камней, их свойствами.
III этап - Итоговый:
1. Подведение итогов проекта.
2. Показ детьми экологической сказки.
3. Создание презентации проекта, показ на итоговом педсовете, родительском собрании.
Перспектива на будущее:
Разработать проект “Мы туристы ” для детей старшей и подготовительной групп.
Методическое обеспечение проектной деятельности :
1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Новая школа. 1995.
3. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. – Воронеж, 2009.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : Творческий центр, 2004.
5. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.
6. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008