Алла Терашкович
Экологический проект «Прорасти семечко». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:
По доминирующему методу: познавательно-исследовательский, творческий.
По числу участников: групповой.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках одной возрастной группы.
По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.
Цели проекта:
- Расширение и уточнение представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой
- Развитие экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий (посадка и уход за растениями);
Публикация «Экологический проект „Прорасти семечко“, Старшая группа» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Развитие у детей представлений о растениях, об их отношении к теплу, свету и влаге.
Задачи проекта:
1. Расширение представлений детей о различных растениях, об их значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; об их взаимосвязи и взаимозависимости с окружающей средой.
2. Развитие у детей познавательной активности, психических процессов.
3. Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.
4. Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Участники проекта:
Воспитатели: Терашкович А. И., Исрафилова Н. С. ,
Родители и дети старшей группы.
Актуальность проекта:
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать экологический проект: «Прорасти семечко». Через самостоятельную практически - исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, обогатить свои знания о растительном мире. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную. Этот проект позволяет раскрыть детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений человека и природы, и стать непосредственными участниками всего происходящего.
Подготовительный этап:
- подготовить природный материал для детской деятельности (ростки различных растений);
- подобрать детскую и педагогическую литературу, иллюстрации, аудио и видеозаписи, дидактические игры и др. ;
- сделать ширму для родителей «Прорасти семечко».
Содержание проекта:
- провести с детьми цикл наблюдений за растущими растениями и цветами в группе, обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, рассказов, фотографий;
- на основе наблюдаемого провести различные виды НОД, расширяющие представления детей о растениях и цветах;
Ожидаемый результат:
Результат работы по данному проекту – выпуск для детей и родителей газеты экологического содержания «В союзе с природой», оформление выставки «Прорасти семечко», а также проведение с детьми и родителями развлечения «Зеленые друзья». У детей сформируется умение различать особенности роста различных растений и ухода за ними. Расширятся представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, царапать кору деревьев и т. д.) и через самостоятельную поисковую и познавательно–исследовательскую деятельность дети получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность. Овладение детьми основами эстетической и экологической грамотности при взаимодействии с природой.
Реализация проекта:
1. Деятельность познавательного цикла:
• Наблюдение за растениями, растущими в группе – «Бальзамин», «Китайская роза» и др. ;
• Рассматривание иллюстраций «Первоцветы», «Садовые цветы»; репродукций картин «Первая зелень» - И. Левитана, «Цветы и плоды» - И. Хруцкого;
• Беседа «Растения - нам добрые братья»;
• Исследовательская деятельность – «Живые семена», «Семена проснулись», «Первые проростки», «Зеленый детский сад»;
• Экскурсия в экологический кружок «Друзья природы» при ДДДТЮ Дзержинского района г. Нижнего Тагила.
2. Чтение, заучивание:
• «Дремучий лес» С. Погореловского;
• «Зачем луку луковица»;
• Загадывание загадок о растительном мире;
• Чтение детям книг «Деревья» и «Чудо на ладони» из серии «Моя первая книга о природе» С. Ильина; «Удивительная грядка» Ю. Коваль.
3. Деятельность детей:
• Практическая деятельность в экологических тетрадях «Как растет лук?»;
• Рисование «Красивые цветы», «Вырос цветок» и т. д. ;
• Продуктивная деятельность: «Овощи, фрукты» - лепка; «Выкладывание цветка из камушков» - конструирование; «Красивый цветок», «Дерево» - аппликация;
• Пальчиковая гимнастика «Цветок»;
• Развивающие игры «Что где растет?», «Во саду ли, в огороде» и др.
Формирование эмоционально-положительного настроя.
1. Вызвать у детей интерес к семенам и росткам растений; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о них. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
2. Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к семенам и росткам как к живым существам, воспитывать привычку заботиться о них в ходе активной деятельности. Помочь детям осознать такие категории как сочувствие, доброта, любовь к ближнему. Сформировать представления: о жизни семян как живых существ (растут, развиваются, могут быть грустными, здоровыми, больными); о строении (корень, стебель, веточки); о развитии ростков; о влиянии света, тепла, воды; об изменении жизнедеятельности в разные времена года; о роли человека в жизни растений; о экологически грамотном поведении, общении человека с растением.
3. Воспитывать у детей умения сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, затем – в содействие.
Методические и практически приемы:
1. Выбор семян.
2. Эмоциональный настрой детей: разговор с семенами.
3. Фотографирование во время посадки семян, во время ухода за ними.
4. Элементы психогимнастики «Цветок».
5. Учить видеть «настроение» ростков, от чего это зависит.
6. Письма-рисунки семенам и проросшим растениям.
7. «Письма» детям от семян.
8. Труд с целью – помочь.
9. Игры – изображения.
10. Элементы экосказок (театрализованная деятельность).
11. Передача проросших растений в другие группы детского сада. Высадка в клумбы.