Оксана Соблукова
Экологический проект «Сосна-дерево жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Сосна-дерево жизни»
Тип проекта – информационно-исследовательский
Руководитель проекта - Соблукова Оксана Николаевна, воспитатель.
Участники проекта : дети разновозрастной группы (5-7 лет, воспитатель; родители; участники и руководитель школьного лесничества (в качестве консультантов)
Сроки реализации проекта (долгосрочный) : с 01.03.16-31.06.2017
Цели проекта :
Развитие исследовательских способностей.
Развитие преемственности ДОУ со школой в процессе сотрудничества со школьным лесничеством.
Публикация «Экологический проект „Сосна-дерево жизни“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Елочка, ёлки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи проекта :
Обучающие:
Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении части дерева (корень, ствол, ветки, хвоя, семена, создать условия для исследования частей соснового дерева, и микрофлоры вокруг него.
Закрепить представления детей о пользе сосны для организма человека.
Помочь опытным путем определять загрязненность воздуха в разных районах села.
Воспитательные:
Формировать у дошкольников осознанное отношение к здоровому образу жизни, к бережному отношению к богатствам природы родного края.
Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за саженцами.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений саженцев деревьев.
Развитие исследовательских способностей в процессе сотрудничества с участниками школьного лесничества.
Вовлечь родителей (законных представителей) в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Актуальность проблемы:
Мы живем в век автомобилей и высоких скоростей. С каждым годом количество разнообразного транспорта на планете увеличивается, а вместе с этим увеличивается загазованность. Детям, живущим в городах, не хватает чистого воздуха, но и в сельской местности прогресс не отстает. Загрязнение воздуха является одним из факторов ослабленного здоровья подрастающего поколения.
Посадка хвойных деревьев, таких как сосна, это действенный метод улучшить экологическую обстановку в населенных пунктах? Почему именно сосна? В чем ее польза для человека?
Постановка проблемы. Обойдя свое село вдоль и поперек мы обнаружили, что сосен почти нет, только у нескольких домов и у электроподстанции. Вопрос: сможем ли мы сами вырастить сосны? За саженцами мы обратились к руководителю школьного лесничества Курцовой О. А.
Планируемые результаты:
- У дошкольников повысится интерес к особенностям жизнедеятельности хвойных деревьев : их строению, развитию, приспособленности к окружающей среде, красоте и пользе.
- Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути решения экологических проблем, умение прогнозировать результаты эксперимента.
- Научатся проверять загрязненность воздуха с помощью исследования хвои дерева.
- Убедятся на личном опыте что в сосновом бору дышится легче, чем в населенном пункте.
- Узнают больше о том, где применяют в быту сосны.
- Научатся правильно высаживать саженцы сосны и ухаживать за ними.
- Узнают, какие условия благоприятны для выращивания данных деревьев.
- Приобретут навыки трудовой деятельности, которые помогут в формировании экологического самосознания : «Выращивая сосны, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства родного села. В последствии у них появиться желание самостоятельно вырастить и посадить новые деревья».
- У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
- Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Этапы проведения и реализация проекта :
Содержание практической деятельности
1 этап - организационный (2 недели)
- Изучение методической литературы.
- Подбор энциклопедической, детской художественной литературы.
- Подбор дидактических, словесных, подвижных игр.
- Подготовка материалов для знакомства детьми: подборка изображений деревьев, растущих на территории родного села, сбор информации и иллюстраций о сосне.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о сосне» ( Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)
- Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: определить благоприятные условия для выращивания дерева сосны из саженцев»
- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм правильной посадки саженцев.
- Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов сосны.
- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
- НОД «От семечка до деревца» (руководитель школьного лесничества О. А. Курцова»)
- МК по посадке семян сосны в горшочки от руководителя и участников школьного лесничества.
2 этап - основной (2 месяца)
ОО
Формы организации детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Найди шишку» (ящик ощущений).
Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур».
Посадка саженцев сосны дома и в детском саду.
Поручение «Полив саженцев, прополка».
Целевая прогулка в парк у могилы «Неизвестного солдата».
Экскурсия в лес (с участием родителей)
Речевое развитие Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало».
Беседа по картине «Посадим дерево».
Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).
Составление рассказов (сказок) о сосне (совместно с родителями).
Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно!»
Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово».
Стихи: Н. Григорьева «Мы сажали на полях», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», Ю. Насимович «Обычная сосна», Т. Шарыгина «Сосновый бор», И. Токмакова «Сосны»
Сказки: С. Афоньшин «Как сосна лосяток спасала», Е. Максимова «Сосна», «Почему сосна всегда зеленая» (чувашская сказка).
Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Ель», «Сосна» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).
Просмотр мультфильма «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).
Познавательное развитие
НОД «Дерево - дом и столовая для животных».
Что такое сосна? Познакомиться с происхождением слова «сосна», сравнить ее с другим хвойным деревом-елью.
НОД «От семечка до деревца»
Рассматривание фотоальбома «Хвойные деревья».
Беседы: «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства сосны» (сосновый мед, хвойные ванны и т. д.).
Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность: кто живет в сосновом бору? Составить пищевую цепочку.
Цикл наблюдений за ростом высаженных саженцев сосны в разных районах села.
Исследовательская деятельность: рассматривание хвои, семян.
Зачем нам нужен чистый воздух? Что такое фитонциды, зачем они нужны?
Исследовательская деятельность: определение загрязненности воздуха в районе села с помощью наблюдений за соснами посаженных в разных местах.
Расширение представление детей о пользе сосны в медицине, косметике.
Как вырастить сосну? Исследовательская деятельность: определение влияния условий ухода за саженцами сосны на их рост и развитие.
Д. И. «Вершки-корешки», «Кто, кто в теремочке живет?»
Целевые прогулки на экотропу: «Деревья вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста, «Деревья нашего села» (с привлечением родителей (законных представителей)
Опыты: «Где прячутся семена?», «Свойства древесины сосны», «Способы определения семян пригодных для посадки».
Познавательное видео для детей «Природоведение. Выпуск 56. Хвойные деревья», «Ми-ми-мишки. Как лечить деревья» (совместно с родителями).
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание репродукций картин И. Шишкина «Сосны освещенные солнцем», «Рожь», И. Левитана «Утро в сосновом лесу».
Рисование с натуры «Ветка сосны с шишкой».
Рисование «Экологические знаки» (совместно с родителями).
Слушание: русская народная песня «Елочки - сосеночки».
Конкурс «Сосновые безделушки»
Физическое развитие Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны».
Массаж рук с использованием сосновых шишек.
П/ игры: «Если бы я был деревом…», «Раз, два, три - к дереву беги».
3 этап – заключительный:
- Оформление паспорта сосны.
- Создание с помощью ИКТ природоохранного знака «Осторожно! Саженцы!» (для питомника школьного лесничества)
- Изготовление буклета «Сосна-дерево жизни» для жителей и гостей села.
-Изготовление поделок из частей сосны.
- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и чему научился».
Итоговые мероприятия:
Посадка саженцев сосны в парке у могилы «Неизвестного солдата», на территории детского сада, у домов ветеранов ВОВ.
Продукт проекта : саженцы, деревья сосен.
Результаты проекта :
У детей сформировалось бережное отношение к деревьям, как к живым, но более не защищенным существам.
Сформировались навыки экологически грамотного поведения в природе.
Сформировались навыки определенной трудовой деятельности.
Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Сформировалось умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, работать в коллективе, выслушивать мнение старших, как более опытных экологов.
Завязались дружеские отношения с коллективом школьного лесничества.
У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.
Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.