Лучший педагог года

Экологический творческий проект «Мастерская природы» для детей старшего дошкольного возраста

Алена Домрачева
Экологический творческий проект «Мастерская природы» для детей старшего дошкольного возраста

Введение.

Краткая аннотация проекта.

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что такое природный материал, как с ним работать, и как можно его использовать в творческих целях.

Вид проекта – групповой, среднесрочный. (Сроки проведения проекта три месяца)

Тип проекта – исследовательско - творческий

Публикация «Экологический творческий проект „Мастерская природы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность проекта – экологическое воспитание и образование детейчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из такого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Участие детей в проекте «Мастерская природы» позволит максимально обогатить знания и представления воспитанников о природе и природных материалах, их свойствах; позволит развить связную речь, творческие способности детей, наблюдательность и поисковую деятельность.

Обоснованность проекта. Проект «Мастерская природы» позволит не только закрепить на практике теоретические знания о природе и природных материалах, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.

Перспективность: работа с природным материалом всегда будет актуальна. Мы планируем на протяжении нескольки лет работать над этой темой, совершенствовать знания о природном материале и технике работы с ним.

Описание проекта и его обоснование.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно - оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого - ориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, работа с природным материалом, участие в играх и соревнованиях - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Мною был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа".

Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

Методы и формы работы: наглядные, словесные, практические, игровые; практические: экспериментирование (опыты, наблюдение, моделирование, игровые и проблемные ситуации.

Участники проекта

дети старших и подготовительных групп, родители, воспитатели старших и подготовительных групп.

Цель проекта : Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через творческие виды детской деятельности. Научить детей видеть красоту родной природы; превращать ненужные на первый взгляд предметы в произведения искусства; формирование у детей представлений о бережном и сознательном отношении к природе через различные виды деятельности: ценностно-ориентированную; познавательную; творческую; коммуникативную.

Материал бумага, картон, краски, карандаши, обойный клей, природный материал – мелкие камушки, палочки, веточки, перышки, листья, засушенные цветы и лепестки, пух, семена растений, ракушки, шишки и т. д.

Задачи:

образовательные:

- познакомить с разными видами природного материала;

- пробудить интерес к изготовлению поделок из природного материала;

- научить изготавливать картины из цветного песка и фигурки животных из камней;

развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы; развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;

развивать и формировать трудовые навыки;

воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;

- воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.

Подпроекты :

1. «Природа – лучший художник».

2. «Студия юных мастеров».

3. «Песочное чудо».

4. «Удивительное рядом».

5. «В природе нет ничего лишнего».

Перспективный план работы над проектом

«Мастерская природы»

Подпроект 1

Природа – лучший художник

Месяц

Неделя Название мероприятия

Задачи мероприятия Форма и место проведения

Сентябрь

1-я неделя «О чем я вам расскажу…»

1. Вызвать интерес к объектам, созданным природой, к их неповторимости.

2. Обратить внимание на лаконичность и совершенство форм, линий объектов природы.

3. Подвести детей к пониманию того, что Природа – лучший художник.

• Экскурсия в осенний парк

- Что привлекло внимание детей?

- Что они считают красивым?

• Беседа после экскурсии о прошедшем лете, об отдыхе детей и путешествиях.

• Рассматривание речных, морских раковин и других природных материалов, которые дети с родителями привезли или собрали на море.

Сентябрь

2-я неделя Поэзия в камне 1.

Учить видеть необычное в ранее виденных объектах.

2. Вызвать восхищение творением природы.

3. Познакомить с творчеством художников создавших картины с изображением гор, камней.

4. Побуждать детей к проявлению собственного творчества

• Беседа с детьми

- Рассматривание экземпляров коллекции «Мир камня» - изделий сделанных из камня

- Рассматривание буклетов, открыток.

• Взаимодействие с родителями

- Предложить принять участие в создании коллекции «Мир камня»

3-я неделя Экспедиция

1. Побуждать детей пополнять запасы природного материала

2. Учить видеть в обыденном и часто встречающемся необычное, неповторимое.

3. Развивать наблюдательность, творчество, фантазию детей •

Сбор различного природного материала.

• Сортировка собранного материала по определенным признакам

Подпроект 2

Студия юных мастеров

Месяц

Неделя Название мероприятия

Задачи мероприятия Форма и место проведения

Сентябрь

4-я неделя До свидания, лето

1. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ летнего пейзажа.

2. Соотносить художественные образы с собственным опытом восприятия.

3. Продолжать развивать у детей умение воспринимать художественные картины

• Экскурсия в художественный салон на художественную выставку репродукций картин о летней природе.

• Наблюдения за объектами природы во время прогулки

- Сравнить природу осени с летней.

Октябрь

1-я неделя Нарисуй, что поразило тебя больше всего в окружающей природе лета.

1. Развивать творческие способности детей.

2. Учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке.

3. Воспитывать любовь к окружающей природе.

4. Создать в группе клуб «Юный художник»

• Занятия по изобразительной деятельности

• Самостоятельная и совместная со взрослыми деятельность

• Взаимодействие с родителями

- Совместно с детьми сделать рамочки для детских работ.

Подпроект 3

Песочное чудо

Месяц

Неделя Название мероприятия

Задачи мероприятия Форма и место проведения

Октябрь

2-я неделя Необычная картина

1. Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком.

2. Познакомить с алгоритмом выполнения песочных картин • Беседа с рассматриванием

Панно М. И. Семиной «Лунный пейзаж» во время прогулки на участке детского сада

Песочная графика 1. Упражнять детей в рисовании песком небольших миниатюр • На участке

• В «Творческой мастерской»

• Совместная и самостоятельная деятельность

Октябрь

3-я неделя Цветной песок

1. Обучать детей окрашиванию и хранению песка.

2. Побуждать к получению разнообразных оттенков песка для выполнения работ в различных цветовых гаммах. • Совместная деятельность в «Творческой мастерской»

• Совместная деятельность во время прогулки.

Октябрь

4-я неделя Песочные картины 1. Продолжать учить детей использовать технику рисования цветным песком.

2. Развивать творческие способности и фантазию детей.

3. Побуждать к поиску собственных решений • Совместная творческая деятельность организуется в «Творческой мастерской»

Октябрь

5-я неделя Подарок своими руками

1. Предложить вниманию детей предметы дизайна интерьера комнаты (например вазы, украшенные цветным песком.

2. Вызвать желание сделать нечто подобное

Беседа «Знакомство с интересными свойствами песка».

- Предложить вниманию детей необычные вазы из банок и бутылок, оформленных цветным песком.

Подпроект 4

«Удивительное рядом»

Месяц

Неделя Название мероприятия

Задачи мероприятия Форма и место проведения

Ноябрь

1-я неделя Такие разные камни

1. Обратить внимание детей на разнообразие и красоту камней, встречающихся нам в жизни

Рассматривание:

-коллекции «Мир камня»,

- буклетов открыток «Уральские самоцветы», «Поэма в камне».

• Беседа о камнях

Хозяйка Медной горы 1. Познакомить со сказкой Г. Бажова «Хозяйка медной горы».

2. Вызвать эмоциональный отклик • Чтение сказки,

беседа по содержанию.

Ноябрь

2-я неделя Каменный цветок 1. Предложить детям выполнить в технике мозаики из мелкого камня портрет любимого цветочного растения.

2. Побуждать детей к творчеству

• Совместная деятельность в «Творческой мастерской».

Ноябрь

3-я неделя Пейзаж из камня 1. Развивать фантазию, воображение.

2. Побуждать изображать по представлению доступными средствами (камни разные по цвету, размеру, клей, краски)

3. Учить сообща придумывать сюжет своего панно (картины) • Коллективная работа в

«Творческой мастерской».

Подпроект 5

«В природе нет ничего лишнего»

Месяц

Неделя Название мероприятия

Задачи мероприятия Форма и место проведения

Ноябрь

4-я неделя Живые картинки

1. Обучать детей приемам использования природного материала в выполнении предметных и сюжетных картинок.

2. Совершенствовать навыки выполнения аппликации.

3. Развивать творческие способности детей

• Ручной труд в «Творческой мастерской»

-дети самостоятельно придумывают сюжет и подбирают природный материал.

-наклеивают его на лист бумаги или картона.

Декабрь 1-я неделя

В сотворчестве с природой

1. Побуждать детей использовать в своих работах природный материал для более точной передачи образов, настроения.

2. Проболжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-прикладной деятельности

• Занятия в «Творческой

мастерской» по изготовлению поделок, миниатюр, коллективных работ.

Декабрь

2-я неделя Вернисаж

1. Совместно с детьми подготовить к выставке работы.

2. Поощрять самостоятельность, творческий подход, желание доставить радость и удовольствие другим (посетителям выставки)

• Выставка работ

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Результаты-продукты:

Дети: картотеки; выставка творческих работ; презентация;

Родители: творческие работы; консультации.

Результаты-эффекты:

Дети:

Расширение представлений о природном материале, о неразрывной связи человека и природы.

Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Ответственное отношение детей к окружающей среде.

Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка.

Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Родители:

Повышение уровня экологического сознания.

Активное участие в жизнедеятельности группы.

Педагог:

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога.

Внедрение современных форм, технологий и методов работы по эколого-познавательной деятельности.

Личностный и профессиональный рост.

Самореализация.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Сегодня стоит вспомнить, что природа – это наш дом, который надо беречь. Чем прекраснее окружающее нас пространство, тем гуманнее мы сами.

Создание мини-музея природных материалов;

• Изготовление поделок из веток, ракушек, семян, шишек, еловых иголок, листьев;

• Организация выставки «Лаборатория природы»;

• Поход в музей

• Создание книжек-малышек на природоохранную тему;

• Сочинение экологических сказок;

• Проведение экологических праздников.

• Проведение мастер – класса по работе с природным материалом для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1968. — 464 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1967. – 91

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

4. Давайте, охранять природу вместе с детьми. Книжка – подсказка: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Виноградовой А. М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005

5. Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска/ О. В. Дыбина. –М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 64

6. Гульянц Э. К., Базик И. Я. "Что можно сделать из природного материала" : Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1984.

7. Иванова А. А. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/А. А. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004

8. Масленкова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2009.

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста «Профессии»Информационно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста «Профессии» Паспорт проектаУчастники проекта: Воспитатели, дети и родители младшей группы Название проекта: «Профессии» Тип проекта: Информационно-творческий,.

Познавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаПознавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Русская народная матрешка - это любимая игрушка каждого ребенка! Она дарит не только радость, но и вводит малыша в мир открытий! Проведенный.

Познавательно-творческий проект «Ткани разные нужны» для детей старшего возрастаПознавательно-творческий проект «Ткани разные нужны» для детей старшего возраста Цель: ознакомление с видами тканей, различными видами деятельности с тканью. Задачи педагогической деятельности: обобщить знания о натуральных.

Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возрастаЭкологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Проект на тему: «Земля – наш общий дом» (экологический) для детей старшего дошкольного возраста. Тип проекта: творческий, исследовательский,.

Творческий проект «Мамин день» для детей младшего дошкольного возрастаТворческий проект «Мамин день» для детей младшего дошкольного возраста Материал подготовили: Егорова Н. И. – воспитатель, Кузнецова М. Р. – музыкальный руководитель Цель: Воспитание чувства любви и уважения к.

Творческий проект «Мы все вместе хотим…» для детей старшего дошкольного возрастаТворческий проект «Мы все вместе хотим…» для детей старшего дошкольного возраста Всемирный день ребенка — это праздник с богатой историей, который известен во всем мире. Он учрежден Генеральной Ассамблеей ООН и широко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический творческий проект «Мастерская природы» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 января 2024 в 15:31
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД