Татьяна Соломина
Экологическое образование дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время экологическое образование дошкольников стало одним из важных направлений дошкольной педагогики. Без общения с природой невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с окружающим миром. Хорошую базу для перехода к экологическому образованию детей создают занятия по ознакомлению с окружающим миром, природой. Детский сад и родители должны стремиться, как можно чаще вывозить детей в ближайшие зеленые зоны, создавать соответствующие условия на территории сада, в группах. Учить детей видеть необычное в обычном, обращать их внимание на туман, дождь, деревья.
Публикация «Экологическое образование дошкольников» размещена в разделах
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В качестве объекта исследования можно выбрать деревья, так как эти растения окружают нас постоянно. Опыт показывает, что дети часто воспринимают растения, в том числе деревья, как объекты неживой природы, поскольку у растений нет способов перемещения.
Деревья прекрасный объект для наблюдения, в частности лиственный имеют ярко выраженные сезонные изменения. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Для детей это крупные и более знакомые объекты. На примере деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Во время исследования необходимо обращать внимание детей не только на строение дерева, но и дать детям подумать, без чего дереву не обойтись (свет, вода, тепло). Показать зависимость деревьев не только от неживой природы, но и от червей, бабочек, шмелей, пчел и других насекомых, которые пьют нектар, опыляют цветы. Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли, и сухие листья, рыхлят почву. В процессе исследования нужно предлагать листочки руками: сначала сверху, потом снизу. Какой он? (гладкий, пушистый, шершавый, колючий, ворсистый, жесткий). Можно рассмотреть лист через лупу. Пусть дети потрогают поверхность листа с закрытыми глазами. Что они чувствуют? Ребенок может представит, что гладит не лист, а животное. Какое животное это может быть? Пусть нарисует его.
При выполнении этого задания нельзя срывать листья. Пользоваться нужно листьями, которые срывает ветер или осенними, опавшими.
Примеры игр: «Что будет если…»
Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится с деревом, если … «исчезнут птицы, дождевые черви; если перестанут идти дожди; если снег не укроет корни дерева и т. д.»…
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Разделите ребят на две команды. Участники первой команды будут называть всё, что для дерева «хорошо», второй – всё, что для дерева «плохо».
Игра о круговороте воды в природе «Путешествие капельки».
Цель: закрепить представление детей о круговороте воды в природе.
Материал: бумажные короны с изображением капелек, одна корона с изображением солнца, мама-тучка.
Ход игры: мама-тучка (воспитатель). Дети- капельки окружают маму тучку, прыгают вокруг, затем она отпускает их. Даёт им наставление полить всё и вернуться обратно. Дети разбегаются хаотично, потом собираются друг за другом, образуют ручейки. Затем встают парами, собираясь в реки. Река впадает в море – дети образуют большой круг. Появляется солнышко (идет испарение, капельки снова собираются возле тучки.