Папки-передвижки

Экологическое образование и воспитание дошкольников на примере знакомства с профессией будущего — парковый эколог

Ольга Фурашова
Экологическое образование и воспитание дошкольников на примере знакомства с профессией будущего — парковый эколог

Экологическое образование и воспитание дошкольников на примере знакомства с профессией будущего - парковый эколог.

[/b]

Публикация «Экологическое образование и воспитание дошкольников на примере знакомства с профессией будущего — парковый эколог» размещена в разделах

Экологическая культура, как известно, это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи. Составной частью этого понятия являются нравственные и эстетические чувства, достойное поведение человека в окружающей среде, желание сделать мир лучше. «Человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной. Соответственно этому и ребенка необходимо рассматривать в трех измерениях – как существо природное, социальное и культурное», в полном единении с этими тремя измерениями.

Экологической культуре, по мнению философа Н. Н. Моисеева, альтернативы нет, если человечество хочет выжить. Исходя из этого, видим, что попытки решения проблем взаимодействия человека с окружающей средой предпринимались на протяжении всей истории, но они не выделялись в самостоятельную науку. Экология как самостоятельная наука стала совсем недавно - в конце XIX века. С развитием технического и промышленного прогресса стали появляться и увеличиваться серьезные экологические проблемы : загрязнение океанов пластиком, таяние арктических льдов, бесконтрольная вырубка леса, исчезновение многих животных и др. Значимость экологии, как науки, существенно возросла. Все в мире взаимосвязано, поэтому экологическую науку нельзя рассматривать изолированно от других сфер жизни. Экологическое мышление становится над профессиональным, определяющим экономическое, политическое и социальное развитие. Экология перестаёт быть "чужим делом", а экологические практики проникают в любую деятельность человека: от профессиональной до бытовой и энергично влияют на культуру, понять которую, как явление невозможно, не соотнеся ее с природой. Отношения природы и культуры очень сложны. Связующим звеном в этих отношениях выступает человек. Человек – явление одновременно и природное и социальное. Поэтому ему свойственны как культурные, так и природные свойства. Лишь осознание взаимозависимости этих свойств образует ту культуру, которая не противоречит естественной среде обитания человека, включает, развивает и отражает последнюю. Экологическая культура – это «открытая, динамичная система высоконравственных и ценностных установок, цель которой сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества, формирование «устойчивой» экологической сферы общества».

Формирование основ экологической культуры закладывается в процессе экологического образования и воспитания, требующих их определения.

Так, «экологическое образование» – «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций; нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

«Экологическое образование предполагает процесс становления экологической культуры личности и общества (труды С. Н. Глазачева, И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Н. М. Мамедова, И. Т. Суравегиной, Л. П. Симоновой и других ученых). Из них, наиболее полное, по нашему мнению, определение дает Е. Н. Дзятковская: «Общее экологическое образование – процесс формирования экологически направленной, образованной личности, способной и готовой к развитию экологической культуры и обеспечению экологической безопасности себя и своего окружения в условиях изменяющегося мира».

В связи с этим рассмотрим роль экологического воспитания, важность которого нельзя не отметить.

Экологическое воспитание представляет собой формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к ней, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Оно должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Как отмечал И. Д. Зверев, экологическое воспитание должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать развитию общества.

Сущность понятий «экологическая культура» и «экологическое образование» и в связи с этим «экологическое воспитание» дошкольников раскрываются в работах таких исследователей, как И. Д. Зверев, А. И. Захлебный, С. Н. Николаева, Л. П. Печко, Т. В. Потапова, Л. П. Симанова,

Н. А. Рыжова, В. А. Ясвин, Е. Н. Дзятковская, В. Л. Товбина, Б. Т. Лихачев и др. Мы убедились в несомненной взаимосвязи этих понятий, как в теоретическом плане, так и в практическом. Это подтверждается в ходе дальнейшего изучения вопроса и позволило выявить следующую закономерность: в зависимости от того, какие экологические знания получили люди разных профессий, в какой мере они духовно выстроили себя и приобрели подлинный, настоящий образ человека, насколько они ощущают ответственность перед своим народом и всем человечеством, нынешними и будущими поколениями, и будет сформирована та или иная экологическая культура человека и общества.

Формирование начал экологической культуры, экологическое воспитание и образование особенно интенсивно происходят в период дошкольного детства, когда осуществляется становление человеческой личности, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, развивать эту культуру. Под развитием экологической культуры детей дошкольного возраста понимается сложный процесс, включающий в себя взаимосвязь экологических знаний, сознания и поведения, осуществляемый через интеграцию содержания всех разделов гуманитарного образования по освоению детьми таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Интеграция содержания всех разделов гуманитарного образования способствует созданию экологического образовательного и воспитательного пространства для решения задач, как профессионального образования, так и эмоционального развития детей и формирования у них экологической компетентности и основ экологической культуры.

Для решения задач развития экологической культуры дошкольников воспитателю в ДОУ необходимо воспитывать у дошкольников навыки бережного отношения к природе и одновременно формировать эстетические чувства детей. В своей практической деятельности воспитатели ДОУ проводят большую работу по воспитанию основ экологической культуры воспитанников, используя различные методы и приемы в своей работе, начиная с метода наблюдения за сезонными явлениями природы, жизнью птиц, растений, до применения методов проектов - групповых и индивидуальных, что подтверждается в ходе реализации проектов.

Например, реализация проекта: "Зимующие птицы Донского края» способствовала формированию нравственных качеств личности, включающих знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи. Развивались нравственные и эстетические чувства детей, связанные с

культурой поведения человека в окружающей среде, желанием сделать мир лучше.

Мы считали важным разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В процессе работы над этим проектом дети познакомились с видами птиц, как представителями фауны, окружающими нас круглый год, принося людям радость. Привлечение к совместной работе родителей дети смогли пополнить свои знания о зимующих птицах, их повадках и образе жизни. Были созданы условия для общения каждого ребенка с миром природы. В результате такой организации работы над этим проектом у дошкольников развивались мышление, память, творческие способности, желание заботиться о зимующих птицах и охранять природу.

Большое значение имеет проведение консультаций для родителей. Так, по теме: «Зимующие птицы», с помощью родителей дети учились, как можно помочь птицам в трудных зимних условиях, как можно построить скворечник для птиц, как организовать подкормку птиц зимой и т. п. Дети повесили на деревьях кормушки для птиц, сделанные своими руками с помощью родителей.

У детей не только расширяется кругозор и любознательность о зимующих птицах области, но и развиваются творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Так как в проекте участвовали дети младшего дошкольного возраста, то в качестве творческой работы им было предложено задание - выбрать и раскрасить птицу. Дети выбирали трафарет понравившейся птицы и раскрашивали ее.

Вторым творческим заданием было - посетить парк или сад вместе с родителями в выходной день, покормить птиц и сделать фотографии. Дети выполнили это задание и принесли свои фотографии в детский сад.

Следующий проект, связанный с развитием экологической культуры дошкольников и экологическим образованием и воспитанием назывался : «Знакомимся с новой профессией – «Парковый эколог». Парковый эколог – это профессия настоящего и будущего. Парковые экологи очень востребованы на рынке труда. Мы решили познакомить своих воспитанников, которые уже перешли в старшую группу, с этой профессией.

В работе с детьми использовался личностно - ориентированный подход, проектный метод, метод актуализации знаний детей, метод наблюдения, анализа, синтеза, игровой метод и др.

Реализация проекта имеет 3 этапа:

Этап 1: Проблемно - исследовательский

Происходит погружение в сущность профессии паркового эколога, знакомство со сферой деятельности специалиста, изучение личностных качеств и компетенций паркового эколога; ставим вопросы и анализируем пути их решения.

Этап 2: процессуально – деятельностный

Смотрим презентации о работе паркового эколога, знакомимся с лучшими парками мира, познаем экологию с помощью «экологических» игр и познавательно - исследовательских ситуаций на опытно - экспериментальной экологической площадке, где проводим наблюдения и делаем выводы над процессом проращивания семян различных растений на подоконнике в группе

Этап 3: творческо - рефлексивный

Создаем экологическое образовательное пространство для творческой инициативы детей, развития воображения, эстетического вкуса, экологического сознания. На этом этапе запланировано создание макета парка будущего на основе домашних заготовок детей совместно с родителями.

В процессе занятий дети узнали, кого называют парковым экологом. Парковый эколог - это профессионал, в задачи которого входит мониторинг и анализ экологического состояния общественных пространств (парков, скверов, площадей, аллей и др., разработка и внедрение решений по озеленению, заселению территории животными, птицами, насекомыми и принятие других мер по поддержанию экологического баланса на зеленой территории внутри города. Для развития познавательного интереса, расширения кругозора детей, формирования экологического сознания мы рассказали детям о существовании в Англии лондонской организации The Royal Parks, курирующей восемь городских парков, где имеется своя команда экологов, задача которой – заботиться о 418 редких видах растений, животных и грибов.

Современный город можно рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни, но нельзя забывать про места зеленых зон отдыха, необходимых для общения человека с природой. Именно в парковых зонах должна быть создана оптимальная по своим характеристикам среда. Парковые зоны и места отдыха играют значительную роль в жизни жителей больших и малых городов. Парковые экологи решают эту проблему и следят за состоянием зеленых насаждений.

Именно поэтому профессия паркового эколога очень актуальна в современных больших городах, которые активно разрастаются.

Так как мы работали с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 - лет, мы решили поэтапно и подробно рассмотреть и обсудить с детьми надпрофессиональные умения паркового эколога. Дети, в доступной для них форме, познакомились с такими понятиями, как системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми; экологическое мышление. Изучение с детьми компетенций, которыми должен обладать парковый эколог способствовало формирования представлений о трудовой деятельности паркового эколога : проектирование ландшафта, экологическая экспертиза, мониторинг состояния парков в городе, планирование городского озеленения, парковых зон.

Для профессиональной ориентации дошкольников и выбора в будущем профессии эколога мы также обсудили с детьми важные качества личности и профессиональные навыки, которыми должен обладать парковый эколог : креативность, интерес к природе, коммуникабельность, мобильность, стратегическое мышление; иметь навыки проектирования, знание основ градостроительства, умение делать планы, навыки черчения, работы с документами.

Дети расширили свое представление о месте работы специалистов. Это – парки, государственные органы, проектные лаборатории в сфере городского пространства. Такая информация стала для них дополнительным стимулом к выбору профессии паркового эколога.

В завершении этого этапа работы над проектом мы подготовили вопросы для беседы с дошкольниками :

• С какой новой профессией вы познакомились.

• Где работает парковый эколог.

• Почему эта профессия считается важной.

• Какими качествами он должен обладать.

• В чем заключается работа паркового эколога.

• Где можно получить эту профессию.

• Хотели бы вы работать парковым экологом.

• Чем вам понравилась эта профессия.

Для развития познавательной активности и интереса дошкольников к проекту мы специально разработали и проводили «экологические» игры: «Полечи дерево – игра – задача»; «Покорми птиц – командная игра»; «Повесь кормушку для птиц - игра-задача»; «Угадай, что это? (парк, сквер, сад, лес)»; «Угадай зимующих птиц» и др.

Наиболее эффективному познанию экологии помогало создание познавательно - исследовательских ситуаций на опытно - экспериментальной экологической площадке, где проводились наблюдения и делались выводы над процессом проращивания семян различных растений на подоконнике в группе.

Работа над проектом завершается творческими проектными заданиями для детей:

• Посетить с родителями в выходной день какой-нибудь городской парк или сквер и принести фотографию интересного вида.

• Рассказать о посещении парка с родителями и описать этот парк.

• Нарисовать парк будущего и принять участие в конкурсе рисунков.

• Рассказать каким вы представляете себе парк будущего.

Для того чтобы представить свое видение парка будущего дети посмотрели презентации и изучили иллюстрации с творческими проектами экологов и ландшафтных дизайнеров в сфере городского пространства и познакомились с лучшими парками мира, включая Россию.

После просмотра презентации о лучших парках мира с детьми была проведена беседа, в процессе которой детям было предложено ответить на следующие вопросы:

• Что такое «парк».

• Зачем люди посещают парки.

• Что вы можете увидеть в парке.

• Опишите парк.

• Что нужно делать, чтобы парк был красивым.

• Люди, каких профессий работают в парке и что они там делают.

• Какие чувства вы испытываете, когда видите красивый парк.

• Какой парк вы бы хотели спроектировать в своем родном городе, каким вы его представляете.

• Знаете ли вы историю возникновения самого большого парка в вашем городе.

• Посетите с родителями какой-нибудь городской парк и сделайте фотографию того, что вам больше всего понравилось в этом парке. Примите участие в конкурсе фотографий.

• Нарисуйте парк будущего и примите участие в конкурсе рисунков.

Для формирования представления детей о парках города было организовано совместное посещение с детьми парка культуры Автозаводского района. Дети ознакомились с устройством парка, покормили птиц. Во время посещения парка дети узнали историю возникновения этого парка.

Работа над проектом продолжается, но можно подвести некоторые итоги и обобщить полученные результаты.

В результате создания экологического образовательного пространства :

1. У детей сформировались первоначальные представления о профессии - парковый эколог, ее значении и необходимости в современном обществе.

2. Расширился кругозор и возможность изучить компетенции, которыми должен обладать парковый эколог.

3. Расширились представления детей о важных качествах личности паркового эколога и его профессиональных навыках.

4. Сформировались знания дошкольников о трудовых навыках и умениях людей данной профессии, объектах их трудовой деятельности, творческих проектах.

5. Происходит воплощение полученных представлений о профессии паркового эколога в практической и игровой деятельности, дальнейшее развитие творческого мышления и познавательного интереса.

6. Произошел рост активности и заинтересованности родителей в участии в образовательном процессе.

7. Были разработаны перспективные планы, конспекты занятий и мероприятий, содержание бесед с детьми о профессии паркового эколога и о лучших парках мира и России, подготовлены презентации, иллюстрации парковых зон, разработаны и проведены «экологические» игры для детей: «Полечи дерево», «Покорми птиц», «Повесь кормушку», «Угадай, что это? (парк, сквер, сад, лес)», «Свойства воды», «Зачем вода растениям», «Угадай зимующих птиц» и др. ; создана для детей опытно - экспериментальная экологическая площадка для проведения наблюдений за ростом семян различных растений в разных видах грунта и уживаемости растений на малой площади - на подоконнике в группе.

8. Дети уже начали работать над творческими заданиями и скоро представят на конкурс свои работы, свое видение парка будущего. Они готовят макет, фотографии и рисунки парка будущего. Детям интересно будет узнать о зимовке растений, снова посетить парки родного города весной и летом, и посмотреть на них по-новому, уже обладая более обширными познаниями в этой области.

9. В процессе работы у детей возникла идея – совместно с родителями создать вертикальный парк во дворе детского сада, который из-за небольшого пространства практически лишен зелени.

Таким образом, в современных условиях проблема экологического образования и воспитания дошкольников приобретает особую важность и актуальность. Сущность формирования экологической культуры заключается в приобретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, понимать, что природа есть основа жизни, существования всего живого на земле. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства, как в семье, так и в дошкольных организациях и школе, что формирует основу экологической культуры. Мы полагаем, что выбранная нами стратегия решения поставленных задач окажется эффективной и поставленные цели будут достигнуты.

Литература

1. Аношкина Н. П. Формирование и развитие экологической культуры дошкольников в условиях детского сада.

2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания

3. Труды Н. Н. Моисеева по вопросам современного образования. - М. : Академия МНЭПУ, 2012.

4. https://wwwf/ru/resources/ecoprofessii/ Экологические профессии будущего

https://atlas100.ru/catalog/biotekhnologii/parkovyy-ecolog/

https://old.proektoria.online/professions/parkovyj_ekolog/

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Экологическое образование дошкольниковЭкологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольниковЭкскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду созданы необходимые условия для экологического воспитания дошкольников. Оборудован "Зимний сад", где ребята могут не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование и воспитание дошкольников на примере знакомства с профессией будущего — парковый эколог
Опубликовано: 23 января 2020 в 12:48
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД