Папки-передвижки

Консультация «Экологическое образование»

Елена Макарова
Консультация «Экологическое образование»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое образование – одна из актуальных проблем современности. Она обусловлена объективной причиной: надвигающейся на человечество катастрофой, приводящей к гибели всего живого на планете, – загрязнением окружающей среды. С постоянно нарастающей тревогой и болью об этом пишут и говорят в средствах массовой информации ученые, писатели, врачи, представители общественности – все те, кто всерьез озабочен проблемами сохранения жизни на Земле.

Публикация «Консультация „Экологическое образование“» размещена в разделах

У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства.

С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь. Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Наиболее благоприятный возраст для экологического образования – дошкольный. Именно в этот период развития ребенка создаются реальные предпосылки экологического сознания, экологической воспитанности, на базе которых дошкольникам прививаются основы научного естествознания. В связи с этим перед нами стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.

Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма.

Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - все это служит материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса.

В процессе ознакомления детей с природой родного края осуществляется нравственное, физическое, трудовое, умственное, эстетическое воспитание. В нравственном становлении ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Овладение простейшими навыками и приемами выращивания растений и ухода за животными, полученная радость от процесса и результата совместного труда, способствуют трудовому воспитанию.

Полученные знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы становятся основой умственного воспитания детей. У них развиваются познавательные способности, логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, любознательность. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.

При ознакомлении детей с природой основное внимание намиуделялось ознакомлению детей с природой родного края – Прибайкалья. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.

Иркутская природа не экзотическая, в ней нет изобилия форм и красок, но в ней есть особая прелесть. Простота ее трогательна и незабываема. Этой природой надо проникнуться с юных лет, тогда она раскроет свою красоту в разноцветье озимых и яровых хлебов, в перелесках и оврагах, в горизонте, окаймленном невысокими спокойными холмами; в ее шелковистых лугах, в лесах с вековыми кедрами и с душистым хвойным настоем сосновых боров.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, нами были определены следующие цели:

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;

- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края;

- воспитывать бережное отношение к природе, желаниетрудиться в природе;

- учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;

- знакомить с лекарственными растениями Иркутского края;

- знакомить с «Красной книгой» Иркутского края (растения и животные).

В процессе работы мы продумали формы и методы знакомства детей с природой родного края. Они разнообразны : наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов, практические (игра, труд, опыты, словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Несомненно, следует использовать все методы и приемы, но наиболее эффективным, доступным и интересным методом является наблюдение за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.

С детьми старшего возраста мы наблюдали выступление Байкальских нерп в нерпинарии, посещали краеведческий музей и с интересом рассматривали экспонаты и слушали рассказы о природе, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной; узнали от экскурсовода об экологических проблемах Иркутского края. Посещали контактный зоопарк. Очень хороший музей при Иркутском Аграрном Университете (находится на Тимирязева). В группе сделаны различные макеты с помощью родителей, подобраны книги.

При организации работы с родителями, мы используем различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы. Регулярно оформляем уголок для родителей, где помещаем практические советы по экологическому образованию детей. Советуем родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать объекты живой и неживой природы, читать познавательную литературу.

Родители принимали активное участие в праздниках, вечерах- развлечения, в походах и экскурсиях. Всем понравился праздник любителей природы, в котором приняли участие и взрослые и дети. Мы говорили о нашей земле, о том, какая она красивая и зеленая, как много животных и растений на ней живет. Мы водили с детьми хороводы, пели песни, играли. Родители участвовали в конкурсах, играх, соревнованиях и просили чаще организовывать такие развлечения.

В дальнейшем планируем продолжать свою работу в следующих направлениях:

- продолжить знакомить детей с растениями и животными родного края, в том числе и с редкими;

- продолжать сотрудничество с краеведческим музеем;

- расширять словарный запас детей, закреплять имеющиеся знания спомощью дидактических игр, чтения художественной литературы;

- пополнять свои наработки новыми материалами и новой литературой.

В результате проделанной работы мы отметили, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями. Диагностирование показало, что у детей сформировался определенный запас знаний о растениях и животных, расшилось представление о труде людей, о профессиях, о значении охраны природы. Дети стали любознательнее и наблюдательнее, у них возрос интерес к природе, к родному краю, родному городу.

Изменилось поведение детей. Они стали более бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Последовательнее и интереснее стали рассказы детей о животных, растениях, природных явлениях родного края, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение. В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.

Опыт показал, как важно и самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников. Надеюсь и в дальнейшем вести детей в мир природы, удивительный и прекрасный, щедро делиться своими знаниями.

Публикации по теме:

Экологическое образование посредством организации взаимодействия с семьями воспитанников «Экологическое образование через организацию взаимодействия с семьями воспитанников» Ярлыкова Любовь Юрьевна воспитатель вышей квалификационной.

Дополнительное образование — приоритетное образование в развитии творческих способностей ребёнка Дополнительное образование детей, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности, имеет в основании.

Консультация «Музыкальное образование» Вашему вниманию представлен сайт учителя начальных классов…ФИО. Он создан в разделе wix! Цель создания сайта – 1. Создание условий для.

Описание опыта работы «Экологическое воспитание и образование детей» Описание опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад № 10 «Мишутка» г. Карачев Пегаевой Елены Васильевны Тема: «Экологического воспитания.

Вовлечение родителей в экологическое образование дошкольников Вовлечение родителей в экологическое образование дошкольников Аннотация. Рассказывается об изучении мнения родителей об экологическом воспитании.

Экологическое образование и физическая культура в дошкольном возрасте В последние годы остро встал вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную.

Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов».

Экологическое образование в дошкольной педагогике Пронина И. А., Рагузова А. Н. Экологическое образование в дошкольной педагогике Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая.

Экологическое воспитание и образование дошкольников Экологическое воспитание и образование дошкольников – это не просто дар «модному» направлению в педагогике, а воспитание в детях способности.

Педагогический совет «Экологическое образование в детском саду» Доклад На педагогическом совете По теме «Экологическое воспитание в детском саду» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Экологическое образование»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 18:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Экологическое образование»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Макарова (УИ 161998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД