Людмила Малинина
Экологическое воспитание через экспериментирование в раннем дошкольном возрасте.
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с детьми.
Сентябрь
Цель:
- Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
- Познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
• Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
• Развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
• Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
Публикация «Экологическое воспитание через экспериментирование в раннем дошкольном возрасте,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
• Развивать активный словарь;
• Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
Мероприятия
Экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку», знакомство детей со свойствами воды.
Игра с водой «Водичка, водичка»,
заучивание потешки «Водичка, водичка».
Игра с песком «Печем печенье»,
рассматривание иллюстраций.
Занятие «Домик из песка для черепашки».
Цель: знакомство со свойствами песка:
сухой – сыплется, влажный – лепится.
Октябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
- Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.
Задачи:
• Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
• Развивать фантазию, творческие способности.
• Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
• Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
• Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
• Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Мероприятия
Экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук», знакомство детей со свойствами влажного песка.
Игра «Разливаем суп»
Игры с песком и водой «Рисунки водой».
Игра «Чудо пекарь».
Ноябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах воды и песка
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
Задачи:
• Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
• Учить детей действовать с природным материалом.
• Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
• Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Мероприятия
Пересыпание песка из ладошки в ладошку, игры с мисочками и сосудами и сухими песком. Игра «Найди шарик».
Заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки».
Экспериментальная деятельность «Речка и ручеек».
Игры с песком и водой «Найди клад».
Декабрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.
- Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.
Задачи:
• Развивать фантазию, творческие способности.
• Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
• Приучать называть основные цвета.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
Мероприятия
Эксперимент «Тонущие и плавающие предметы».
Игра «Вода из снега»;
Экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей».
Совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку».
Январь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
- Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.
Задачи:
• Формировать представление о количестве (один - много, размере (большой - маленький).
• Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
• Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
• Воспитывать заботливое отношение к животным.
• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
• Воспитывать положительное отношение к персонажу- Снеговику.
Мероприятия
Речевое упражнение с движением «Снеговик».
Чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица».
Игра «Путешествие кораблика».
Узоры на подносе (из крупы).
Февраль
Цель:
- Учить детей выкладывать форму из влажного песка.
- Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
Задачи:
• Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
• Развивать общую моторику рук, координацию движений.
• Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
• Формировать умение называть основные цвета.
• Воспитывать положительное отношение персонажу.
Мероприятия
Занятие «Волшебная сосулька».Цель: закрепление знаний свойств воды: чистая, теплая, холодная; свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода.
Игра «Норка для зверушек».
Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?»
Экспериментальная деятельность «В гости к мышке».
Март
Цель:
- Закрепить умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
- Дать понятие о свойствах и качествах льда.
Задачи:
• Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
• Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
• Развивать мелкую моторику рук.
• Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
Мероприятия
Наблюдение: как веточки пьют воду. Цель: объяснение детям, что веточка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки.
Игра «Найди шарик». Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.
Праздник воды и песка «Песчаные человечки».
Экспериментальная деятельность «Бусы для Мишки».
Апрель
Цель:
- Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
- Формировать у детей умение называть температуру воды
Задачи:
• Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
• Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
• Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
• Упражнять в назывании предметов одежды, белья.
• Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
• Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
Мероприятия
Занятие «Волшебная сосулька».Цель: закрепление знаний свойств воды: чистая, теплая, холодная; свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода.
Игра «Чудо пекарь».
Игра «Водяная мельница».
Игра «Поймай льдинку».
Май
Цель:
- Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
- Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».
Задачи:
• Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
• Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
• Воспитывать положительное отношение к персонажу.
• Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
• Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
• Воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения.
Мероприятия
Экспериментальная деятельность «Найди бусинки».
Игра «Разноцветная водичка».
Игра «Горки для козлят».
Игра «Песочная картина».
Июнь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
Задачи:
• Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
• Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
• Воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения.
Мероприятия
Игра «Круги на воде».
Игра «Печем печенье».
Игра в песочнице «Клад».
Игры детей с песком «Лисичка в гостях у ребят».
Июль
Цель:
- Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
- Формировать у детей умение называть температуру воды.
Задачи:
• Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
• Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
• Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
• Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
• Воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения.
• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
Мероприятия
игра «Водяная мельница».
Рисунки песком.
Игра в песочнице «Куличики».
Игра «Песчаные водоемы».
Август
Цель:
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
- Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
Задачи:
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
• Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
• Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
• Воспитывать культурно- гигиенические навыки.
• Учить детей действовать с природным материалом.
Мероприятия
Игра «Какая разная вода».
Экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье».
Экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки».
Игра «Ловим шарики».
Работа с родителями.
Пополнение уголка детского экспериментирования.
Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!».
Изготовление буклета «Песочные сказочки, мокрые загадочки».
Консультация: «Игры с водой дома».
Консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем».
Изготовление дидактической игрушки «Мойдодыр».
Консультация: «Знакомство ребенка с разными температурами».
Совместное изготовление картотеки игр с водой и песком.
Консультация «Как играть дома с песком».
Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно!».
Консультация «Игры с песком, водой, крупой».
Изготовление макета аквариума.
Консультация «Лед – это тоже вода».
Подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки) о воде. Песке, камнях, крупе…
Консультация: «Лед, вода и песочек».
Подборка материалов «Зимние развлечения».
Изготовление дидактических игр.
Консультация «Как учить ребенка играм с водой».
Консультация «Игры с крупой».
Консультация «Игры и эксперименты с окрашенной водой».
Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку».
Фотовыставка «Песочные сказочки, мокрые загадочки».
Консультация «Кидаем в воду все подряд!».
Выпуск альбома «Замки на песке».
Выпуск фотоальбома «Ах, водичка, эх песочек».
Пополнение дидактическими играми
Консультация «Игра в песке развивает».
Консультация «Забавные горошинки».
Праздничное развлечение «Игры и забавы».
Консультация «Как учить ребенка играть в песочнице».
Выпуск альбома «Волшебный песок».
Консультация: «Детская песочница – способ развития малыша».
Консультация «Знакомство ребенка с разными температурами».
Фотоальбом «Развлечения в песочнице».
Консультация: «Развивающие детские игры с песком и водой у водоема и на пляже».
Изготовление альбома «Забавы с песком, водой, камнями и крупой».
Пополнение дидактическими играми
«Плавает, не плавает».
Консультация: «Эксперименты с подкрашенной водой».
Конкурс поделок из крупы и природного материала.