Татьяна Возмищева
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Возмищева Татьяна Сергеевна
Воспитатель I кв. к.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО
Свердловская область, г. Асбест
Что такое экологическое воспитание?
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Экологическое воспитание – это есть воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань вечной и такой актуальной теме – теме человека и природы. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать. [6]
Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Таким образом, я поставила перед собой следующую цель:
создание условий для формирования у детей систематических знаний по экологии.
Задачи:
• формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Для воспитателя важно научить детей видеть, ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить видеть её – дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое её движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, и познание [2].
Общение с растениями и животными, звуки природы помогают снять у детей стресс, восстановить эмоциональный комфорт. Ребенок должен иметь возможность непосредственно «вблизи» наблюдать жизнь, развитие и рост живых объектов, учиться заботиться о них [1].
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.
В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников.
У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств [3].
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, перчатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки-корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Часто в непосредственно образовательной деятельности я использую художественную литературу. Эта литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». Очень важно донести до детей смысл произведения.
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка-зима», «Тает снежок, ожил лужок» или конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец, или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет. За совместную работу дети и родители получают благодарность и сюрпризы.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания – методом, который обеспечивает развитие начального экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения [6].
Список литературы
1. Горбатенко, О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/ О. Ф.
Горбатенко. – М. : ТЦ Сфера, – 2008. – 221 с.
2. Ёлкина, Н. В., Мариничева, О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать/
Н. В. Ёлкина, О. В. Мариничева. – Ярославль: Академия развития, –1997.
– 224 с.
3. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду: Мир растений/ А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, – 2007. – 240 с.
4. Коломина, Н. В. Занятия по экологии в детском саду/Н. В. Коломина.
– М. : ТЦ Сфера, – 2008. – 144 с.
5. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке:
пособие для воспитателя детсада/ Л. В. Компанцева. – М. : Просвещение,
– 1985. – 96 с.
6. Костюченко, М. П. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников.
Раздел 5: «Гармония природы и человека»/ М. П. Костюченко. – Братск,
– 2000. –138 с.