Светлана Логачева
Экологическое воспитание детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Логачева Светлана Ивановна, воспитатель
МБДОУ «Ермаковский детский сад № 3 комбинированного вида»
с. Ермаковское, Красноярский край
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ
Экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность. [1]
Публикация «Экологическое воспитание детей в ДОУ» размещена в разделах
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение. [2]
Задачи экологического воспитания :
- Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
- Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
- Развивать связную речь детей : обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая литература, разнообразные пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.
В последнее время все шире используются компьютерные информационные технологии, которые дают большие возможности наглядно показать детям красоту и многообразии родной природы, динамику природных явлений, и их смену, «побывать» в разных, самых удивительных уголках нашей планеты.
Детям следует давать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. В работе с детьми они могут быть самыми разнообразными: беседы, наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за растениями уголка природы, чтение художественной литературы, статей экологической направленности с последующим обсуждением содержания, экологическое моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников и многое другие. [4]
В нашем ДОУ содержание основ экологического воспитания дошкольников включает в себя два блока:
1 блок – работа с детьми. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада есть клумбы с цветущими растениями и у воспитанников есть возможность ухаживать за цветами: рыхлить землю, поливать, убирать сорняки.
Широко используются для экологического воспитания детей прогулки, на которых педагоги знакомят с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используем опыты эксперименты. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.).
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В образовательной деятельности используется художественная литература: произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводятся беседы, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведения.
Циклы наблюдений за объектами уголка природы и участка детского сада – еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года: за цветущими растениями, за птицами, за ростом овощей на огороде, за насекомыми. Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой и состоянием живой природы.
В младших и средних группах педагоги помогают детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.
2 блок – работа с родителями, так как только совместными усилиями, сотрудничая с семьей, может решиться главная задача – воспитание экологически грамотного человека.
В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции «Елочка – зеленая иголочка!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», «Не загрязняй природу!» и т. д. Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребенка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств. [3]
Таким образом, основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются : организованная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность ребенка, экскурсии и наблюдении, изобразительная деятельность, игра. Поэтому у наших воспитанников на этапе завершения дошкольного образования: сформированы первоначальные основы экологической культуры и правильное отношение к объектам и явлениям природы, дети способны анализировать, делать выводы и есть желание общаться с природой и способность отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Библиографический список
1. Антонова Н. А. Особенности экологического воспитания дошкольников // Молодой ученый. - 2018. - №47. - С. 334-336.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : Сфера, 2010.
3. Мисякова Л. В. Экологическое воспитание дошкольника [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. - С. 67-69.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-синтез, 2006.